Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

"мерседесы", "жигули" и российские вузы

Sunday, 27 September, 20:09, grey-dolphin.livejournal.com
Заметка о причинах неудач российских вузов с продвижением к вершинам мировых рейтингов проводит вполне оправданные параллели между высшим образованием и автопромом http://www.kommersant.ru/doc/2815455

"Представьте большую автомобильную гонку, где участвуют «мерседесы», «форды» и «фольксвагены». А у вас есть десяток «жигулей», перед которыми поставлена цель попасть на финиш в первой сотне. Вы даете каждому водителю по 100 рублей и говорите — сделайте тюнинг фар, поменяйте выхлопную трубу или перекрасьте машину. Они это делают, но «жигули» все равно едут так же плохо. Потому что для реальных изменений надо начать со смены двигателя.
В нашем случае, двигатель вуза — это те, кто им руководит, кто преподает и кто учится. Если вы хотите сделать лучший вуз, вам нужны лучший менеджмент, лучшие преподаватели и лучшие студенты.
Но вместо того, чтобы заниматься подобными системными изменениями, вузы начали всеми способами бороться за другой критерий — количество высокоцитируемых публикаций. Раньше люди платили деньги за то, чтобы напечатать не очень хорошую статью в псевдонаучных российских журналах. Теперь этот рынок стал глобальным — и вузы платят уже за публикацию в индийских или китайских журналах. В результате некоторые российские вузы и правда получили рост количества публикаций, что отразилась на рейтингах. Но когда научные базы данных вычистили эти журналы, то и рейтинги обратно упали".

Я бы продолжил эти параллели в другом русле. Отечественный автопром за последнее десятилетие пережил приход сборочных производств тех же "фордов" и "фольксвагенов" в Россию. Он вызвал изменения спроса, и давление со стороны потребителей вынудило к переменам и производителей "жигулей" и заставило их привлечь и иностранный капитал, и иностранных менеджеров (того же Бу Андерсона), и пойти на структурные реформы, в том числе и избавившись от части работников. Да, продукция российской сборки уступает зарубежным аналогам, но тем не менее даже она оказалась в состоянии создать стимулы к позитивным сдвигам в российском автопроме.

В чем разница между АвтоВАЗом и тем же СПбГУ? Про АвтоВАЗ всем все понятно - позаимствовав на старте достижения итальянского автопрома 1960-х, за десятилетия советского и постсоветского менеджмента и благодаря "поддержке российских производителей" упадок российского автопрома стал заметен даже тем, кто ни разу не садился за руль. В итоге лоббировать интересы менеджеров и сборщиков автозавода стало куда сложнее. А ситуация с СПбГУ совершенно иная: имена Великих Ученых Прошлого до сих пор работают на бренд, в то время как vested interests влиятельных выпускников позволяют менеджменту не просто оставаться на плаву, но получать карт-бланш на любые шаги...
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)