Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

РАЭ 60, станция Восток: Про поход

Thursday, 18 December, 22:12, ekaykin.livejournal.com
Обещанный рассказ про транспортный поход между станциями Прогресс и Восток.
Те из вас, кто хоть что-то знает об этом, наверняка получили свои знания из книги Санина "72 градуса ниже нуля". Книга хороша, как художественное произведение, и кто сам в походе не был, не заметит в ней ничего странного. На самом деле, ляпов там много, да и в целом всё слишком героизировано и романтизировано, в реальности оно несколько иначе. Во всяком случае, надо отдать Санину должное за популяризацию труда полярников и, как сейчас говорят, "за создание их позитивного имиджа".
На днях будет 10 лет, как я в первый раз отправился со станции Восток с походом в сторону Мирного - думаю, не пора ли мне написать свой вариант повести, тем более, что сюжетная линия была бы не хуже санинской...
Ладно, в любом случае, те походы уже в прошлом. Сейчас всё совсем по-другому.
Продолжение под катом, а для разогрева - историческая фотография: прибытие на станцию Восток последнего похода со станции Мирный.

085 SGP1 arrival
27 декабря 2009 года.
Кстати, головная машина - та самая, которая снималась в фильме "72 градуса ниже нуля"


Походы ходили со станции Мирный начиная с 1-й КАЭ. Цели этих походов были не только чисто логистические, но и научные. Техника использовалась разная - сначала относительно легкие вездеходы, потом тяжелые тягачи АТТ, настоящие дома на гусеницах "Харьковчанка" и "Харьковчанка-2", быстроходные "Ишимбаи". После декабря 1957 года, когда была основана станция Восток, санно-гусеничные поезда (СГП) ежегодно преодолевали 1410 км от Мирного до Востока, привозя сюда топливо, стройматериалы, хозтовары и продукты, не боящиеся мороза. Со временем техника изнашивалась и ветшала, да и морально устаревала; всё труднее ей было пробиваться в центральную Антарктиду, и пару раз даже пришлось закрывать Восток на зиму из-за того, что поход не смог доставить топливо.
В сезон 53-й РАЭ (январь 2008 года) со станции Прогресс выдвинулся (назовем его "экспериментальным") поход в составе двух тягачей Pisten Bully серии Polar 300. Всего за 10 дней они достигли Востока, выполняя попутно гляциологические и геодезические работы, и привезли на станцию емкость с топливом. Еще пару лет основной, "старый", поход с Мирного и дополнительный "новый" поход с Прогресса дублировали друг друга, а начиная с сезона 56-й РАЭ на Восток ходят лишь походы нового типа со станции Прогресс.

020small
Расчистка входа в подснежное кернохранилище.

Рядом с огромной "Харьковчанкой" Pisten Bully выглядит весьма скромно. И действительно, он значительно менее мощный, но компенсирует это быстроходностью и меньшим расходом горючего. За один сезон походники теперь успевают сделать два броска на Восток, так что перебоев с топливом тут теперь нет. Кроме того, PB маневреннее, легче в управлении и, что очень важно в условиях центральной Антарктиды, работать на них гораздо комфортнее. Со сменой техники поменялись и люди, хотя и в новом походе у меня много старых знакомых.
Как я уже писал раньше, поход на Восток прибыл утром 9 декабря. В течение этого и следующего дня походники скачивали топливо в станционные ёмкости, чистили станцию от снега (фото выше). А кроме того, немного отдохнули, помылись в бане, сходили на экскурсию на буровую, позвонили домой со станционного телефона...
А днем 11 числа покинули станцию, чтобы дней через 10 вернуться на Прогресс.

IMG_5559small
Построение в походный порядок

IMG_5549small
фото на память

IMG_5576small
Совсем скоро поход скроется за горизонтом

ПС: тем временем, уже начались съемки документального фильма "Озеро Восток". И еще одна ссылка.


Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)