Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

улучшить нельзя уничтожить

Tuesday, 07 October, 14:10, grey-dolphin.livejournal.com
Вадим Волков в "Ведомостях" справедливо отмечает, что "вертикаль власти" в каждой сфере управления в России - будь то полиция или образование - влечет за собой чрезвычайно высокие издержки контроля, создавая на нижних этажах управления стимулы лишь к тому, чтобы отчитаться перед начальством любой ценой независимо от реального положения дел http://www.vedomosti.ru/opinion/news/34285171/predely-kontrolya Проблема, однако, состоит в том, что подобные механизмы имманентно присущи "вертикали" с ее иерархическим управлением, не предполагающим внешней подотчетности и независимой экспертизы (политологи называют этот механизм управления "полицейский патруль" - альтернативой ему служит "пожарная тревога", к которой прибегают лишь в случае, когда саморегулирование дает системный сбой http://www.unc.edu/~fbaum/teaching/PLSC541_Fall08/mcubbins_schwartz_1984.pdf). В самом деле, если оценки работы полиции будут проводиться по отзывам граждан, то завтра граждане, чего вздумается, начнут своими отзывами оценивать губернаторов, депутатов, а потом и главу государства. А если внешние независимые эксперты в той или иной сфере начинают предлагать реформы, затрагивающие интересы ведомоств, то таких экспертов чиновники и их начальники посылают далеко и надолго: они понимают, что система государственного управления никуда не годится в целом, и кардинальная реформа одного из ее звеньев поставит на повестку дня пересмотр всего механизма ("систему менять надо", как в анекдоте о советском сантехнике)

Но закрытость и неподотчетность иерархических структур - это лишь полбеды. Если бы дело ограничивалось лишь этим, то издержки контроля все время оставались бы более-менее одинаковыми, а не росли. Настоящая беда начинается тогда, когда чиновники и/или связанные с ними эксперты, понимая, что система управления неэффективна, а ее замена целиком политически табуирована, пытаются прибегать к частным изменениям, вводя новые стандарты и системы показателей, проводя борьбу с коррупцией на низовом уровне, и т.д. - то есть, пытаются лечить метастазы с помощью слабительного. Эффект слабительного оказывается таков, что о метастазах на время забывают... но когда они проявляются снова и снова, то их глушат очередной дозой слабительного (позволяющей заодно забыть и о не давших эффект предыдущих дозах). Отсюда возникают перманентные реорганизации, новые поколения государственных стандартов, и бесконечные мелкие инновации, сами по себе не бесполезные, но не решающие проблемы по существу и не останавливающие прежние "полицейские партули", а увеличивающие их число. В приведенном в статье Вадима примере - участковый пишет протоколы ручкой под копирку вместо того, чтобы составлять их на планшете и пересылать по электронной почте - это означает примерно следующее: полицейским раздают планшеты, централизованно закупленные по цене $50000 (хорошо, если не $500000) за штуку у компании, связанной с каким-нибудь очередным ротенбергом, они составляют на этих планшетах протоколы на месте, а потом другие сотрудники полиции распечатывают все документы в отделении в трех экземплярах (заодно внося в файл все требуемые начальством исправления), и статус документа протоколы получают при наличии "живой" подписи ответственного лица и/или его начальника. Все при деле: и чиновники, получающие премию за очередную реформу, и их приятели-эксперты, втюхавшие очередной набор заведомо негодных рекомендаций. Открыто же сказать, что "вертикаль власти" подлежит не улучшению, а полной замене, никто не решается. Запятая в предложении "улучшить нельзя уничтожить" по-прежнему ставится после первого слова...
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)