Революция в геологии?

Monday, 29 September, 18:09, wolf-kitses.livejournal.com
Материал интересный, но в геологии мало что понимаю (((. Буду признателен комментариям специалистов.
======================================================================================

Дмитрий Целиков

Гавайский вулканизм — нерешённая проблема традиционной теории тектоники плит. (Фото Richard A. Cooke III / Getty Images.)

«Многие думают, что пришёл дьявол. Некоторые считают, что это начало конца света». Для Джорджа Генриха Криста, который написал это 23 января 1812 года, землетрясения, разорвавшие долину реки Миссисипи, были совершенно необъяснимым явлением. Прошло два столетия. Можно ли говорить о том, что сейчас человечество приблизилось к пониманию подобных катаклизмов? Разрушительные землетрясения, произошедшие на Среднем Западе США, где им, казалось бы, неоткуда было взяться, не единственная загадка из числа тех, что по сей день мучают геологов. «Ископаемый» ландшафт у западного побережья Шотландии, подводные вулканы в южной части Тихого океана, вспученная земля на юге Африки — повсюду мы видим примеры того, что одной теории тектоники плит явно недостаточно.

Новая серия исследований намекает на то, что ответ лежит гораздо глубже. Возможно, геология на пороге открытий, которые встряхнут науку так же, как теория тектоники плит сделала это полвека назад.

Главная идея этой теории заключается в том, что верхний слой Земли (группа пород, уходящая на глубину до 60–250 км) состоит из нескольких относительно жёстких частей, которые плавают на вершине вязкой мантии. Впервые эту мысль о литосфере высказал в 1912 году немецкий геофизик Альфред Вегенер. Опираясь на распределение окаменевших останков животных и растений, он предположил, что некогда на планете существовал единый континент Пангея, который распался на нынешние материки примерно 200 млн лет назад.

Учёный не смог описать механизм подобного движения, и его гипотеза подверглась осмеянию. Но постепенно накопился корпус доказательств правоты Вегенера, и в 1960-х исследователям пришлось наконец-то признать, что тектоника плит способна не только объяснить многие особенности рельефа Земли, но и тот факт, что сейсмическая и вулканическая деятельность планеты сосредоточена в основном вдоль определённых полос, которые резонно считать границами между литосферными плитами.

Кое-где плиты раздвигаются. На суше это приводит к образованию рифтовых долин, а на дне океана — к выходу мантийного материала, который, застывая, творит новую кору.

В других местах плиты давят друг на друга, порождая горные цепи или ныряя друг под друга в зонах субдукции. В последнем случае это приводит к появлению глубоких желобов в океане.

Теория оказалась настолько удачной, что к ней стали относится едва ли не с религиозным благоговением. «Все глаза устремились к горизонтальному движению, и учёные пропустили кое-что ещё более интересное», — отмечает геолог Ники Уайт из Кембриджского университета (Великобритания).

Речь идёт о том, что происходит глубоко внутри Земли, далеко за пределами стандартной тектонической теории. Американский геофизик Джейсон Морган, пионер современного взгляда на тектонику плит, в 1970-х годах одним из первых придрался к собственной теории, занявшись вулканизмом на Гавайских островах. Этот архипелаг расположен за тысячи километров от границ Тихоокеанской плиты, на которой он сидит. Теория тектоники плит объясняет местный вулканизм тем, что в этом месте плита почему-то тонка, из-за чего мантийный материал и вырывается наружу. Морган обратил внимание на идею, высказанную ранее канадским геофизиком Джоном Тузо Уилсоном, о струе мантийного материала, которая по неизвестным причинам прокладывает себе путь наверх.

Гипотеза шла против течения, поэтому с ней начали всерьёз работать только в середине 1980-х, когда сейсмические волны открыли нам много нового о внутренней части планеты. Дело в том, что эти волны распространяются с различной скоростью через материалы различной плотности и температуры.

Составленные на основании новых данных трёхмерные карты были грубыми и нечёткими, но они свидетельствовали о том, что динамика мантии намного сложнее, чем было принято считать. Со временем удалось обнаружить два огромных скопления очень горячего и плотного термохимического материала в нижней части мантии близ границы с расплавленным ядром. Один находится в южной части Тихого океана, а другой — под Африкой. Каждый имеет несколько тысяч километров в поперечнике, и над каждым возвышается столб горячего материала, который, кажется, растёт по направлению к поверхности.

Это могло бы объяснить, почему дно в центре южной части Тихого океана примерно на километр возвышается над окружающей местностью. То же самое можно сказать и об Африке. «Весь регион от Конго до Южной Африки, включая Мадагаскар, словно подпирается этим плюмом», — говорит г-н Уайт.

Затем удалось выявить мантийные столбы поменьше под Исландией и Гавайями, что объясняет и появление этих островов, и их вулканизм. В то же время у берегов Аргентины морское дно, напротив, уходит вниз почти на километр, за что, по новым данным, несёт ответственность холодный и нисходящий поток в мантии. Аналогичное явление происходит в Африке: на вершине огромного восходящего потока обнаружены восходящие и нисходящие струйки поменьше, которые соответствуют местным особенностям топографии.

Короче говоря, куда ни посмотри — всюду вертикальное движение, перестраивающее поверхность Земли.

Остаётся, правда, неясным, что за механизм лежит в основе этих процессов. Стандартная теория тектоники плит гласит, что материал, погружаясь в мантию в зонах субдукции, возвращается на поверхность благодаря вулканической активности вблизи той же зоны или дальше, на границах плит (см. инфографику выше; высокое разрешение здесь). Однако, по новым данным, значительная часть материала той плиты, что подходит под другую, отправляется в нижнюю мантию. Как указывает Дитмар Мюллер из Сиднейского университета (Австралия), мантии необходимо сохранить баланс массы, поэтому этот материал или его эквивалент надо вернуть наверх.

Но как именно? Моделирование, проведённое в прошлом году Бернхардом Штайнбергером из Германского исследовательского центра наук о Земле и его коллегами, показало, как субдуцированная плита, продвигаясь к границе между мантией и ядром, раздвигает материал вокруг себя. Как только последний попадает в термохимическое скопление, начинают формироваться восходящие потоки. «Как видим, плюмы образуются более или менее в одних и тех же местах», — подчёркивает г-н Штайнбергер. Например, модель говорит о том, что погружение плиты под Алеутскими островами близ Аляски питает мантийный поток под Гавайями.

Тем временем Клинт Конрад из Гавайского университета в Маноа (США) и его коллеги смоделировали эффект движения тектонических плит, пока мантия движется в другом направлении. Они обнаружили: если подобный эффект имеет место в регионе, где плотность мантии варьируется или вышележащая плита имеет неодинаковую толщину, это может привести к тому, что мантийный материал будет плавиться и подниматься. Данная модель совершенно верно предсказала, что вулканы должны появиться на западе, а не на востоке Восточно-Тихоокеанского поднятия — срединно-океанического хребта, который идёт примерно параллельно западному побережью Южной Америки. Сейсмические измерения показывают, что мантия и часть плиты к западу от хребта движутся в противоположных направлениях, а мантия и часть плиты к востоку — нет. Модель также предсказывает, что этот эффект имеет наибольшую силу в западной части США, на юге Европы, в Восточной Австралии и Антарктиде, то есть в районах вулканической активности за пределами границ литосферных плит.

Если динамика глубинного строения Земли способна изменить рельеф поверхности сегодня, то это верно и для вчерашнего дня. Но в то время, как палеонтологическая и геологическая летописи способны рассказать нам о континентальном дрейфе далёкого прошлого, сейсмические измерения работают только здесь и сейчас.

Впрочем, г-н Уайт и его коллеги обнаружили некоторые намёки на историю у западного побережья Шотландии. Они устроили несколько взрывов и по сейсмическим волнам выявили «ископаемый» ландшафт, которому около 55 млн лет. Он изобилует холмами, долинами и речными руслами, залегая на глубине 2 км под морским дном.

Изучая изменения русла рек, учёные смогли показать, что когда-то этот ландшафт поднялся примерно на километр над уровнем моря, после чего был вновь погребён. Всё это произошло слишком быстро, чтобы уничтожение гор можно было списать на тектонику плит и эрозию. Скорее всего, дело в мантийной струйке, отклонившейся от того плюма, что питает исландские вулканы. «Представьте себе, что под ковром пробежала крыса: ковёр поднялся и опустился», — поясняет учёный.

Группа г-на Мюллера пришла к выводу, что аналогичное вертикальное движение имело место в Восточной Австралии в меловом периоде (65–145 млн лет назад).

Даже то, что раньше, казалось бы, полностью опиралось на теорию тектоники плит, теперь выглядит по-другому. Например, считается, что Гималаи сформировались 35 млн лет назад, когда Индийская плита врезалась в Евразийскую. Однако тектоника плит никак не объясняет того, что плита развила фантастическую скорость в 18 см в год (вместо обычных восьми).

Стивен Кейнд и Дейв Стегман из Института океанографии Скриппса (США) полагают, что и тут не обошлось без мантийного плюма. Кстати, именно он считается источником масштабного извержения, сформировавшего Деканские траппы около 67 млн лет назад.

Аномальная и временами разрушительная сейсмичность Среднего Запада США тем временем может объясняться как раз тектоникой плит и распространением поверхностного напряжения, но и здесь имела место вертикаль. В 2007 году Алессандро Форте из Университета Квебека (Канада) и его коллеги возложили ответственность на древнюю плиту Фараллон, которая начала опускаться в мантию вдоль западного побережья Северной Америки во время мелового периода. Моделирование показало, что к настоящему времени плита ушла достаточно глубоко, чтобы вызвать даунвеллинг долины реки Миссисипи и деформацию вышележащей литосферы, что и привело к катастрофическим землетрясениям двухсотлетней давности.

Не все согласны с новой теорией. Джиллиан Фулгер из Даремского университета (Великобритания) утверждает, что область вокруг Исландии, например, не горячее остальной части Срединно-Атлантического хребта. Топография Исландии и тамошняя вулканическая активность могут адекватно объясняться тектонической активностью на границе плит без привлечения плюмов. Она и её коллеги также отмечают, что, хотя сейсмические волны и впрямь медленнее путешествуют под Исландией, Гавайями и другими «горячими точками», эта аномалия не наблюдается на всём пути к нижней мантии.

Энтузиасты полагают, что со временем будут получены более чёткие сейсмические данные, которые подтвердят новую теорию. Например, в США разворачивается проект EarthScope, который покроет сейсмографами всю страну. Хорошо бы сделать что-то подобное в Африке и на дне Тихого океана. А ещё лучше — на всей планете!

Подготовлено по материалам NewScientist.

Поиск абсолютной системы отсчёта движения литосферных плит ничего не дал

Дмитрий Целиков

Авторы недавней статьи в Journal of Geophysical Research попытались снять одно из противоречий в поиске абсолютной системы отсчёта движения плит, но потерпели такую неудачу, что не советуют коллегам даже браться за подобную задачу.

Тектоника плит обусловлена различиями в плотности материала под твёрдой поверхностью планеты. Это и приводит к смещению платформ и питает «горячие точки» вулканизма. К тому же благодаря тектонике плит масса Земли никогда не распределяется равномерно. Смещение массы внутрь приводит к небольшим колебаниям, и в результате даже ось вращения планеты не даёт абсолютной системы отсчёта. Тем не менее авторы предлагают подробную карту блужданий истинного полюса Земли в течение миллионов лет.

Изображение НАСА.

Один из самых больших успехов теории тектоники плит заключается в объяснении того, откуда берутся цепи островов. Например, вулканический Гавайский архипелаг растянулся вдоль более или менее прямой линии на тысячи километров (с учётом ныне затонувших островов). А дело в том, что в мантии существуют стационарные «горячие точки» вулканизма, и когда плита проходит над ней, то вырастает вулкан, который затем становится неактивным и разрушается, ведь плита продолжает двигаться.

Это настолько регулярный процесс, что учёные могут проследить, как плита двигалась в прошлом. Гавайские острова позволяют даже увидеть, что Тихоокеанская плита однажды сделала внезапный поворот налево, что отразилось на расположении архипелага.

Стационарные «горячие точки», казалось бы, напрашиваются на роль системы отсчёта движения литосферных плит, но, увы, это иллюзия. «Вскоре выяснилось, что фиксированные "горячие точки" Тихого океана не могут адекватно соответствовать таковым Индийского и Атлантического океанов», — пишут авторы. А всё из-за того, что эти самые точки движутся относительно друг друга!

Всю информацию о скорости и направлении движения плит, которую исследователи смогли найти в литературе, они интегрировали в одну компьютерную модель. И не нашли никакого способа заставить работать идею стационарных «горячих точек». По их мнению, пришла пора отказаться от этой гипотезы.

Где же искать абсолютную систему отсчёта в вечно меняющемся мире? Непонятно. Данная работа ещё раз свидетельствует о том, что вся поверхность Земли (литосфера) движется относительно внутренней части планеты (мантии). Другими словами, поверхность Земли не полностью связана с ядром (в отличие, быть может, от спутника Сатурна Титана). В случае Земли так называемое «литосферное вращение» подразумевает медленный дрейф на запад со средним сдвигом в пределах примерно одной десятой доли градуса каждый миллион лет.

В то же время этот показатель колеблется очень сильно, и однажды среднее значение оказалось превышено почти в три раза, когда нечто заставило Индийскую плиту устремиться в сторону Азии. Объяснить это лишь тем, что у нас нет фиксированной системы отсчёта, невозможно. Тектоника плит сама сбивает все «настройки», смещая огромные массы.

И выясняется, что нас лишают ещё одной потенциальной системы отсчёта — той, что могла бы основываться на оси вращения Земли. Если бы планета была однородной твёрдой сферой, ось вращения оставалась бы стабильной. Но, как уже говорилось, тектоника плит подразумевает неравномерное распределение массы. «Горячие точки» появляются там, где более горячий (и, следовательно, менее плотный) материал выталкивается на поверхность. И наоборот: кора, уходящая в глубь планеты в зонах субдукции, слишком тверда по сравнению с соседствующим материалом, и требуются миллионы лет на то, чтобы она пришла в соответствие со своим новым окружением.

Таким образом, Земля не только неоднородна снаружи, но и постоянно меняется внутри, что отражается на динамике вращения и приводит к так называемой истинной миграции полюса: 40−90 миллионов лет назад полюс сместился почти на 10˚, а затем пополз обратно.

Но работу нельзя назвать напрасной. Это хороший пример того, что даже самые успешные научные теории имеют немало расхождений и несоответствий, которые заставляют специалистов ломать голову на протяжении нескольких поколений. То, что мы чего-то не знаем, не означает, что мы не знаем ничего, и тем более не говорит о том, что мы должны отказаться от всей теории. И если предлагать что-то иное, то новая гипотеза должна столь же хорошо объяснить то, что объясняет тектоника плит.

Подготовлено по материалам Ars Technica.