Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Очарование Абу-Симбела.

Среда, 27 Август, 02:08, victorsolkin.livejournal.com
Продолжая публикации статей, написанных для проекта N*Joy...


Большой храм в Абу-Симбеле до переноса на более высокое место. 1950-е. (c) фото - IFAO

«Нигде более нет того очарования, что таится в Абу-Симбеле. Полное одиночество, отсутствие чего-либо мимолетного или современного, никого, кто мог бы провести черту меж прошлым и современным Египтом. Куда бы Вы не посмотрели, Вы не увидите никаких следов вечно суетящегося человека. Что за счастье выпрыгнуть из лодки и бежать к храму и взбираться на кучи песка по пути к нему, не боясь, что кто-нибудь тебя окликнет. Тишина, спокойствие, и свобода этого места невероятна; Вы нигде более не встретите подобного», - таким знаменитый комплекс древних скальных храмов, созданный по приказу Рамсеса II на границе Египта и Судана, предстал перед Флоренс Найнтингейл, британской путешественницей и знаменитой сестрой милосердия XIX века.




Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в наши дни. (с) фото - Виктор Солкин

Всего за несколько десятилетий до того, как были написаны эти строки, легенда о таинственных храмах, затаившихся где-то в отдаленных южных областях Нубии – «земли золота», передавалась из уст в уста в каирских кофейнях. Их видели единицы - те, кто не побоялся отправиться в дальнее путешествие почти на границу египетского «мира», в пустынные области, населенные жестокими племенами африканских кочевников. Первым из европейцев в 1813 году там побывал швейцарец Иоганн Бурхардт, человек удивительной судьбы, который, приняв ислам, и надев одежды бедного сирийского купца, обошел пешком почти весь Ближний Восток. Именно его слова об огромных статуях, занесенных песком, как-то брошенные между делом в облаках кальянного дыма, вдохновили итальянца Джованни Бельцони - авантюриста и искателя сокровищ, снарядить экспедицию на юг. Он стоял у подножия забытых колоссов уже в декабре 1817 года и тут же приказал нанятым рабочим начать расчистку храмов. Уходящие вглубь скалы галереи, покрытые неведомыми изображениями и знаками, потрясли его. Работа по расчистке оказалась для Бельцони непосильной, однако именно он открыл для европейцев главное чудо Нубии, посмотреть на которое сегодня едут тысячи наших современников.

Таким же чудом первые годы скальные храмы Абу-Симбела были и для своего создателя, царя Рамсеса II. Это не единственный храмовый комплекс, построенный им в XIII. до н.э. в южных пределах Египта, а один из семи, однако – самый грандиозный и, видимо, любимый. Сложно даже представить себе, сколько времени потребовалось на его сооружение. Вероятно, сначала специально обученные бригады рабочих обследовали гору, и лишь после этого в финале работ появился первый храм. Его, по названию самой горы, именовали «Меха»; он был вырезан в толще скалы на длину 60 метров с фасадом, представляющим собой трапецию шириной 35 и высотой 30 метров. Многие годы пошли на создание украшающих его четырех гигантских колоссов высотой 21 метр каждый.

В начале правления Рамсеса был грубо вырублен фасад, высечены в скале залы и святилище. Гигантские колоссы царя, изображающие царя в облике Осириса и поддерживающие потолок первого зала, были готовы к пятому году его правления. Это было время знаменитой битвы египтян и хеттов при Кадеше, во время которой Рамсес выжил только благодаря собственной смелости и, как он заверял, вмешательству бога Амона. Событие огромной значимости, эта битва изображена на северной стене первого зала храма «Меха» и стала отправной темой для всей его остальной декорировки. Только после сооружения этого, первого зала царь начинает фигурировать среди божеств, как равноправная божественная субстанция, а сам храм получает парадное название «Дом Рамсеса, возлюбленного Амоном». «Вот, что до Его Величества, - говорит в сохранившемся тексте один из придворных, видевший сооружение храма, - да будет он жив, невредим и здрав, был он бодрствующим в поисках любого момента удачного, творя вещи прекрасные для отца своего, бога Хора, владыки Меха, воздвигая для него дом миллионов лет в этой горе Меха; никто не делал подобного до сына Амона, господина... Его мощь над всеми странами; приводят для него множество работников из числа плененных дланью его в разных странах…»


Царские колоссы северной части фасада большого храма в Абу-Симбеле. (с) фото  - Виктор Солкин

    
Осирические колоссы первого зала большого храма. (с) фото - MSA
"Брачная стела" Рамсеса II у южной части фасада большого храма. (с) фото - Виктор Солкин


Окончательная отделка храма, а также «Брачная стела» Рамсеса II, посвященная свадьбе фараона и дочери хеттского царя, ставшей залогом нового мира между двумя державами, были завершены только к 34-му году правления Рамсеса. Удивительно, история сохранила имена резчиков, создававших рельефы на стенах храма – «скульпторов Рамсеса» Пиаи, Панефера, Хуи. Именно их трудом большой храм наконец-то был завершен. Фараон, не сдерживаясь, предался в нем самообожествлению: группа из четырех божеств, вырубленная в святилище, включала в себя образ царя: Птах – всесильный владыка земли, Амон – вселенский бог-творец, Рамсес – «властитель властителей», и Ра-Хорахте – бог солнца. Для большей демонстрации божественности Рамсеса II, фигура бога Ра-Хорахте, выполненная в высоком рельефе на фасаде храма над входной дверью, составляет вместе с фланкирующими иероглифами скульптурное изображение одного из имен царя; сам фараон с двух сторон подносит божеству, а по сути – своему собственному имени, образ Маат – богини миропорядка и закона. Высеченный в скале пилон храма завершает фриз из 22 фигур священных павианов – «душ Востока», которые протягивают к восходящему на востоке Солнцу в позе молитвы открытые ладони, восхваляя новое рождение обновленного мира.


Святилище большого храма в Абу-Симбеле. Статуи Птаха, Амона, обожествленного Рамсеса II и Ра-Хорахте. (с) фото - Виктор Солкин

Храм «Меха» был спроектирован так, что дважды в год, 22 февраля и 22 октября солнечный луч проходит по его оси, касаясь в святилище ликов четырех статуй царя и божеств, всех, кроме Птаха, воплощающего здесь тайную созидательную силу земли и потому остающегося во тьме. Современные экскурсоводы лукавят: эти дни были связаны с ритуалами паводка Нила и тридцатилетним юбилеем правления царя, а не с выдуманными в угоду туристам «днем рождения» и «днем коронации» Рамсеса.

«Ибшек» - малый храм Абу-Симбела, находящийся в 150 м к северу от большого, был посвящен богине любви Хатхор и обожествленной в образе звезды Сепедет (Сириус) царице Нефертари – несравненной главной супруге Рамсеса. «Той, ради которой светит солнце» названа она на фасаде. Шесть ниш фасада храма украшены четырьмя восьмиметровыми статуями Рамсеса – «солнца», между которыми высятся два колосса его супруги – «звезды». Около обеих статуй Нефертари имеются изображения ее старших дочерей, в то время как около Рамсеса стоят сыновья. Колоссы царя имеют свои собственные имена: Хека-тауи-мери-Амон – «Владыка Обеих земель, возлюбленный Амоном» и Ра-эн-хекау-мери-Атум – «Солнце властителей, возлюбленный Атумом». Сама Нефертари – здесь главная богиня, Сепедет, от явления которой на небосводе зависит паводок реки и благополучие нового годового цикла жизни страны. На одном из рельефов ее коронуют высоким убором звезды богини Хатхор и Исида. В святилище вместе с Нефертари Рамсес подносит дары статуе божественной коровы Хатхор; он еще не вошел на равных правах в мир богов. Возможно, это говорит о более ранней дате создания храма.


Фасад малого храма в Абу-Симбеле. (с) фото - Виктор Солкин

 
Рамсес II, повергающий врагов перед богом Амоном. Рельеф из большого храма в Абу-СИмбеле. (с) фото - Виктор Солкин
Нефертари, сопровождающая супруга, побивающего врагов. Интерьер зала малого храма в Абу-Симбеле. (с) фото - Виктор Солкин



Абу-Симбел был самым впечатляющим и, одновременно, самым несчастливым творением Рамсеса и его архитекторов. В результате страшного землетрясения, произошедшего на 31 году царствования Рамсеса, обрушилась верхняя часть одного из гигантских колоссов перед входом в большой храм. Внутри, в первом зале храма потрескались столбы, рухнул один из осирических колоссов царя, пострадал северный угол входного проема. Реставрацией храма занимался Пасер – друг царя и его наместник в землях Нубии. В итоге треснувшие столбы первого зала храма и поврежденный входной проем были отреставрированы каменщиками, а осирический колосс возведен вновь. Однако главное повреждение - упавший торс огромного колосса у входа так и осталось нетронутым: работы по его реставрации были бы столь колоссальны и трудны, что от них отказались. В память о реставрации Пасер приказал воздвигнуть в храме две собственные статуи. Крушение колоссальной мечты, конечно же, не прошло просто так и едва ли не было воспринято как божественный гнев. Чудо не удалось. В Абу-Симбеле началась эпоха запустения на несколько тысяч лет.


Нефертари, которую коронуют убором звезды Сириус Исида и Хатхор Ибшекская. Рельеф из малдого храма в Абу-Симбеле. (с) Виктор Солкин

XX век принес творению Рамсеса еще одно испытание. Храмы Абу-Симбела, как и большинство археологических памятников Нубии должны были быть затоплены водами Нила в результате сооружения Садд эль-Аали – Высотной плотины в Асуане. В результате сложнейшей операции, выполненной по шведскому проекту, храмы были перенесены на более высокое место и вмонтированы в бетонные имитации изначальных священных скал Меха и Ибшек. Открытие храмов, на поверхности которых, увы, навсегда остались швы от состыкованных блоков, состоялось 22 сентября 1968 года. По сути, с этого времени Абу-Симбел стал символом доброй воли и желания человечества помнить о своих истоках. Романтическая тишина и уединение этого места навсегда остались в прошлом, но поразительное очарование осталось: тысячи туристов приезжают сюда каждый год, чтобы так же, как и сам фараон Рамсес 34 века тому назад, поднять голову ввысь, глядя в вечные улыбки царственных гигантов.


Ночной вид большого храма в Абу-Симбеле. Фото из сети, автор мне неизвестен.

(с) Виктор Солкин
(с) N*Joy Magazine

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)