Природа Подольского края. Помимо натуралистико-краеведческой части, крайне интересны разделы истории природопользования и рекомендации по созданию в нынешних рекреационных лесах структуры растительности, соответствующей мозаичности доагрикультурных лесов, для повышения устойчивости сообщества и сохранения биоразнообразия.
2. Природа Егорьевской земли. То же самое для другого района области.
3. Илкка Хански. Ускользающий мир. Экологические последствия утраты местообитаний
Автор – ведущий специалист в области метапопуляционной экологии и моделей «островной биогеографии», их применения к проблемам охраны природы. То и другое рассказывается простым и понятным языком.
4. В.М.Храбрый (ред.). Птицы городов России. Интересные данные о формировании авифауны разных городов России – разных по размеру, промышленному развитию, сохранности в них природных территорий и пр., и её современном состоянии.
5. Джек Уоддис. Африка: причина взрыва. Описаны «подвиги» белых колонизаторов по части эксплуатации африканцев, до прямого истребления включительно. Учитывая, что сейчас они, несколько в другой форме, но вернулись в Африку, и снова ведут истребительные войны для подчинения себе местных жителей, и обеспечения ресурсной базы мировой капэкономике, крайне полезно вспомнить, как это было раньше. Ибо до сих пор рассматривается Западом как отправная точка и образец.
Вообще, надо сказать, англичане и другие европейцы в колониях вели себя не гуманней, чем гитлеровцы на Восточном фронте (см.1-2). И эти колониальные практики во многом сформировали отношение немецкого нацизма и к «внутренним врагам», и к «недочеловекам». В отличие от итальянских предшественников гитлеровцы следовали именно английскому примеру (а восточноевропейские аналоги уже гитлеровскому).
6. Л.И.Гинцберг, 1988. Массовые демократические движения в ФРГ и партия «зелёных»
Три интересных момента:
1) сколько-нибудь существенные природоохранные меры правящие буржуазные партии приняли лишь через 5-6 лет после начала (1968-1969 гг.) массовых протестов против экологически опасных и милитаристских проектов, возглавляемых инициативными группами, слиянием которых и родилась партия зелёных. И ФРГ в этом плане сильно отставала от ГДР, см. диалог по теме с ув.progenes,
2) именно партия зелёных первой массово выдвигала женщин на руководящие посты, добиваясь равного представительства (до некоторой степени в конкуренции с ГДР, где данный аспект равенства был достигнут, поскольку там утверждалось, что при капитализме сие невозможно). Что через несколько лет стали перенимать коммунисты и СДПГ – но не правые партии;
3) вопреки лжи гг.либералов, провокация с южнокорейским «Боингом» отнюдь не ослабила антивоенное движение, а скорей усилила его. Поскольку все сомневающиеся в капсистеме и её противники (тогда их на Западе было множество) получили ясное представление, что эти ни перед чем не остановятся, ради своих целей подставят гражданских под огонь. Да и «подготовительные примеры», когда США в тех или иных целях подставляют пассажирский борт под ПВО уже были (художественное отражение см.1). Ведь размещение ракет средней дальности в Европе – того же рода подстава, только масштабней.
7. Драбкин Я.С., 1958. Революция 1918-1919 в Германии (Краткий очерк)
Бросился в глаза много больший уровень политической культуры у классового врага (что буржуазии, что социал-соглашателей) в Германии, чем в России. Первые ещё до военного поражения думали, как предотвратить революцию (а потом, как не допустить перерастания немецкого «Февраля» в «Октябрь»), вступив в союз с социал-демократами. Вторые сразу же поддержали этот союз, в том числе потому, что прогнулись заранее перед классовыми врагами, решив, что рабочие «неспособны управлять государством», только цензовые слои.
Наконец, соглашатели с либералами, с одной стороны – разжигали патриотизм-антизападные настроения в связи с унижением Версаля, с другой – шли на любые уступки Антанте, до самых унизительных для Германии и немцев, лишь бы избежать «большевизации», одновременно обвиняя «красных» в антинациональности и «предательстве родины». И никто из спартаковцев, а потом коммунистов, не смог это двурушничество внятно разоблачить, хотя там были замечательные ораторы, первоклассные умы и блестящие публицисты. Это к вопросу о том, чем страны «старого капитализма», в первую очередь Европа, отличаются от «периферии» (той же РИ), почему в первых труднее произвести революцию, несмотря на свободы и демократию. А, скорее, благодаря им.
8. С.Ю.Абрамова, 1992. Африка. Четыре столетия работорговли
Два особо интересных момента.
1) Первоначально рабов из Африки везли не в Новый Свет, а в Европу, где использовали и как прислугу, и на разных тяжёлых работах, но в городе, не в промышленности. Когда же проявилась прибыльность трансатлантической работорговли, практически во всех странах северо-западной Европы люди предприимчивые отлавливали сограждан кого победнее, и продавали в рабство в Америку. Там они на плантациях могли попадать под начало к чёрным. Это не считая продажи в рабство должников и заключённых. Бизнес в области «белого рабства» был прибылен не менее африканских рейсов, и менее рискован в плане тропических болезней, войн с племенами и пр.
2) Арабская работорговля в Африке началась раньше европейской, закончилась позже неё, уже в ХХ веке (в ряде стран вроде Мавритании сохраняется до сих пор), и превышает её по числу вывезенных рабов. Тем более что с конца 189 века и особенно в 19 м, арабская работорговля сопрягалась с развитием европейского капитализма и обслуживала его интересы. Негры, работавшие на плантациях Занзибара, Турции и пр., выращивали пряности и другие «колониальные товары» для Европы, а англичане покровительствовали оманскому султану и другим и правителям, организующим торговлю рабами.
9. Джек Уоддис, 1975. «Новые» теории революции (критический анализ взглядов Ф.Фанона, Р.Дебре, Г.Маркузе).
Помимо умной критики перечисленного, очень интересна подробная история коммунистического и рабочего движения на Кубе до рейса «Гранмы», роли тогдашней компартии (Прогрессивно-социалистической) в создании той среды, в которой Фидель со товарищи мог победить, и значительный вклад ПСП в победу повстанцев.
10. К.Поланьи. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени
Показано, что как промышленный капитализм в Англии принёс местным рабочим не просто большую эксплуатацию, но социальную катастрофу. Он означал полное крушение той плебейской культуры, которая конституировала жизнь низов в 17-первой половине 18 века. Промышленные рабочие в Англии оказываются не просто «низшими классами», но выброшенными из общества, его изгоями, их социальное положение хуже, чем у самого бедного из сельских тружеников (и показано, как этому способствовала политика верхов). И лишь чартистское, потом социалистическое и профсоюзное движение позволило обрести новое достоинство, создать классовую культуру и пр.
Однако, в отличие от континента, повести за собой смежные низшие классы (остатки крестьянства, ремесленников, городское мещанство и пр.) промышленные рабочие не могли именно потому, что в силу вышеописанного в Англии были принижены относительно них. На континенте, от Рейна до Волги, наоборот – городской рабочий был социально выше крестьянина: бойчей, развитей, лучше питался и одевался, его было не так легко выпороть и пр. Франция, где крестьяне сильно выиграли от ВФР и обуржуазились, промежуточный случай, но ближе к английскому. Поэтому на востоке и в центре Европы рабочий класс смог стать гегемоном в начавшихся с 1905 буржуазно-демократических революциях, повести за собой часть крестьянства в деревне и мещанства в городе (т.е. мелкобуржуазных слоёв), создав тем самым угрозу материализации «призрака коммунизма». Эта способность в целом росла с запада на восток, вместе с преимуществом социальной позиции «фабричного» перед «мужиком». Отсюда понятны общая победа большевизма в России, также как локальные победы в Венгрии, Болгарии, Баварии и Тюрингии, задавленные военной силой, и непобеда в Берлине, Бремене, Страсбурге и Лимерике.
Другой интересный момент – автор показывает, что колониализм, и особенно английский, ведёт к той же культурной катастрофе «туземцев», что у английских рабочих, и с теми же последствиями для самоощущения и благосостояния.
11. В.А.Ратнер. Генетика. Молекулярная кибернетика. Личности и проблемы. Новосибирск: Наука, 2002. Очень интересно об изменении взглядов на то, что такое ген (что также замечательно описано тут) и регуляцию работы генов со сторону организма как целого, включая не только варьирования интенсивности чтения-нечтения генетических текстов, но в известном смысле изменения разделения общего «текста»м на единицы-гены, и изменения содержания «текстов». см.также "Что такое ген?", via progenes
12. Е.Б.Деминцева, 2009. Ислам в Европе и в России (ислам и современность).
13. Н.Н.Иорданский, 1994. Макроэволюция. Системная теория
14. Майкл Томазелло, 1999. Культурное происхождение человеческого сознания.
15. Даниэль Канеман, 2014. Думай медленно…решай быстро.
16. Вилаянур Рамачадран, 2009. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. Масса всего интересного, от работы зеркальных нейронов до нейробиологии чувства прекрасного. Мне наиболее важным кажется оригинальная гипотеза происхождения языка, основанная на идее синкинезии (по аналогии со синестезией). Она развивает наблюдение Дарвина, что когда некто видит как режут ножницами, или режет сам, он начинает сходно двигать челюстями. Т.е. движения ротовой полости и звукоиздавательного аппарата начинают копировать наиболее абстрактные черты трудовых практик в сообществе гоминид, «отражая» их в акустических чертах соответствующих звуков, по образцу известного эффекта «Буба-Кики». Отсюда важность идеофонов в происхождении языка, как это описано у А.Н.Барулина.
17. М.Н.Покровский, 1923. Дипломатия и войны России в 19 столетии
18. Н.Н.Покровский, 1998. Кавказская война и имамат Шамиля. Книга, написанная в 1930-е годы и долежавшая до нашего времени, поскольку обширный фактологический материал (в первую очередь относящийся к развитию производительных сил и динамике социальных отношений региона, классовым факторам восстания и его усмирения царизмом, перевешивающим «национально-освободительные» с одной стороны и «империалистические с другой) очень плохо ложился во все быстро меняющиеся точки зрения на движение горцев.
19. М.Н.Покровский. Империалистическая война. М.: 1931.
20. Яаков Кац, 2007. Исход из гетто. Социальный контекст эмансипации евреев. Bibliotheca iudaica. М.: Гешарим/Мосты культуры
Интересно показано, что в начале 18 века главные доводы за еврейское равноправие происходили не из еврейской среды, а явились побочным следствием Английского просвещения, приспосабливавшего к себе протестантскую теологию, именно идея нравственной автономии государства. Она предполагает, что государство не нуждается в насаждении определённой религии, чтобы его подданные или верно и правильно, достаточно разработать разумные законы и осуществлять их исполнение. А значит, равноправными гражданами могут быть и иноверцы, если они подчиняются данным законам (не только евреи, добавляли самые вольномыслящие, но и магометане с язычниками! Всего труднее, впрочем, им было добавить в этот список католиков). И наоборот – религия есть частное дело граждан, если они соблюдают законы и ведут способ жизни, отвечающий общественной пользе, пусть дома будут хоть и евреями. А самые свободомыслящие добавляли – а хоть и неверующими.
… и написанным
Завёл себе аккаунт на Academia.edu, закладываю туда свои произведения, научно-популярные и научные. Особенно см. «Логику для биологов», изд.2е, дополн. и обсуждение наших разногласий с Е.Н.Пановым по поводу сигналов и механизмов коммуникации позвоночных – я доказываю, что конкретные данные подтверждают идею, что специфический результат коммуникации достигается специфическими средствами, среди которых – сигналы, а не только стимулы, и опровергают его – что он достигается неспецифическими средствами, а специфические невыделимы даже по форме, а не токмо что по эффекту.
1. Другие новости от wolf-kitses.livejournal.com
Реклама на проекте
Комментарии (0)