Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Как это часто не совпадает

Tuesday, 22 July, 20:07, ksonin.livejournal.com
Помимо многочисленных встреч с абитуриентами, родителями и школьными учителями – по работе, можно сказать, вопросы поступления приходится обсуждать с друзьями и знакомыми. 42 – это такой возраст, когда у ровесников дети активно заканчивают школу, ну и я, как работник высшего образования, стараюсь помочь советом всем кто попросит.

В этих советах не так много «общих» - все-таки правильный выбор куда и как поступать зависит прежде всего от будущего студента и все же кое-что можно сформулировать абстрактно. Выборка у меня большая, но, понятно, смещенная – полноценно я работал только в очень сильных программах (и магистратура РЭШ, и Совместный бакалавриат – с большим запасом сильнейшие в стране, MBA в Келлоге – одна из сильнейших в мире, средняя школа, в которой я преподавал – одна из лучших) и с сильными детьми. Да и разговоры с друзьями – в основном про сильных детей (даже относительно слабый ребенок в «обычном» классе сильной московской школы – это, считай, 95%+ квантиль по всем абитуриентам в стране). Так что вопрос на сегодня – не Экономфак или МИЭФ (стандартный вопрос про экономику в Вышке, на который нет однозначного ответа), а экономика (то есть СБ/Экономфак/МИЭФ) или математика (Матфак/Факультет компьютерных наук)?

Для выпускников матшкол, лучшего, что есть в российском среднем образовании, и победителей матолимпиад, лучшей системы среди всех школьных олимпиад, это реальный вопрос. Универсального ответа, конечно, нет, но мне хотелось бы написать про одно крупное заблуждение, которое – благодаря родителям и учителям, по-прежнему играет огромную роль: «математика – это фундамент, экономику /социологию / лингвистику можно выучить после». Двадцать лет назад это было и вовсе не заблуждением – в СССР большая часть (не все!) общественных и гуманитарных дисциплин находились на очень низком уровне и идти «на математику» было правильной стратегией для тех, кто больше всего любил другие предметы.

Собственно, я сам был таким ребёнком – больше всего мне хотелось быть «историком современности» - я не знал слов политология, а политэкономия была определенно чем-то непривлекательным. В своём матклассе я был лучше всех по истории и литературе, если что. И по футболу. Но это в матклассе . Но куда я должен был идти учиться? Конечно, на мехмат.

Так вот – тогда это было правильно, а сейчас нет. Не только наш Совместный бакалавриат, но и многие другие специальности (и экономика, и даже лингвистика с политологией) – хорошая стратегия для тех, кто хорошо знает и любит математику, но не хочет становиться профессиональным математиком. У нас в бакалавриате математики можно получить – для тех, кто хочет – столько, сколько влезет и очень высокого уровня. Если надо выше – можно добрать на матфаке.

Но вот родители прерывают мои объяснения – что плохого, если ребёнок сначала выучит математику, а потом – то, что ему нравится? Сколько вокруг экономистов, у которых первое образование – математическое? Мехмат (хотя бы Cуворов), физтех (тот же Сегаль), физфак (например, Ениколопов)…

Внимание, это рассуждение неправильное! В том-то и дело, что в советское время все талантливые дети шли в математику с теорфизикой. Не исключено, что Измалков-Бойко-Ениколопов стали бы экономистами, если бы пошли на историю (потом пришлось бы больше навёрстывать, но я знаю такие случаи – тот же Рик Эриксон или Кун Шурс учились на «русистов»). Про «пойти на историю» я, может, и преувеличиваю, но это заключение – «раз вокруг много экономистов, произошедших из физиков, то, если хочешь стать экономистом, надо идти на физику» - типичная иллюстрация того, как смещённость выборки заставляет корреляцию выглядеть как причинно-следственная связь. (Я знаю одну учебную программу, где именно эту корреляцию приняли, реально, за причинно-следственную связь и бедные будущие экономисты учат физику чуть ли не три года…)

А риск – пойти по ошибке на чистую математику, мечтая стать экономистом (историком, лингвистом, прикладным математиком) – в том, что ребёнку станет неинтересно. Кажется смешным? А составьте список «неудачных» выпускников, какой-нибудь хорошей матшколы – и будут видны ребята, которым было бы куда лучше без новых лет математики…
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)