Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Красота и разум в глазах смотрящего

Tuesday, 15 July, 02:07, scinquisitor.livejournal.com
Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя
– Антон Павлович Чехов


Никогда не суди о книге по обложке – некоторые согласятся с мудростью этих слов, но в то же время мало кто будет отрицать, что мы подвержены влиянию мощных социальных стереотипов, связанных с человеческой красотой и внешностью. Один из самых ярко выраженных стереотипов очень простой: красивым быть хорошо. Интуиция подсказывает нам, что красивые люди живут более счастливой жизнью, добиваются большего, им не грозит одиночество [1]. Впрочем, у нас, как правило, нет ожиданий, что такие люди будут более хорошими родителями [1]. Но есть ли что-то объективное, таящееся за красотой, или красота лишь в глазах смотрящего?

Люди имеют очень схожие представления о человеческой красоте [2]. Для взрослых, относящихся к одной культуре, коэффициент корреляции в оценках привлекательности других людей равен 0.9 (1 означает полное единодушие, а 0 – полную несогласованность точек зрения; далее коэффициенты корреляции будет приводиться в скобках). Дети тоже в значительной степени единодушны в своих оценках (0.85), что согласуется с идей о существенном вкладе врожденных представлений о красоте, хотя, эффект влияния моды никто не отрицает. Согласие в эстетическом вопросе есть даже между представителями различных этнических групп (0.88). Таким образом, представление о красоте отражают некоторые закономерности, объективно существующие в обществе.

В 2005 году в журнале Science была опубликована статья о том, что представления людей о компетентности американских сенаторов, основанные исключительно на информации об их внешности, очень хорошо предсказывали результаты выборов [3]. Интерпретировать это исследование можно двумя способами. Первый: довольно поверхностные стереотипы без какого-либо обдуманного анализа играют большую роль в нашей повседневной жизни, чем можно было бы ожидать, а люди достаточно иррациональны и готовы идти на поводу таких представлений. Второй: вид социальных приматов, к которому мы относимся, в ходе эволюции выработал некоторую интуицию, позволяющую делать верные догадки об окружающих нас людях, исходя из оценки их внешности. Как это часто бывает, вполне возможно, что правда где-то посередине.

В 2014 году вышло сразу несколько занимательных научных исследований о том, какие заключения о человеке могут сделать люди, исходя лишь из информации о его внешности. В одном из них [4] были отмечены существенные различия в динамике восприятия привлекательности у мужчин и женщин. В ходе одного из экспериментов мужчинам и женщинам показывали фотографии людей противоположного пола, причем каждую фотографию показывали по два раза. При втором просмотре фотографии мужчины оценивали ее в среднем как менее привлекательную, а женщины, как более привлекательную. Кроме того, женщины выше оценивали фотографии мужчин, похожих на партнеров, с которыми они находились в отношениях, тогда как у мужчин аналогичного эффекта не наблюдалось. Из этого можно заключить, что мужчин в большей степени тянет на новизну, а женщин на знакомые черты внешности, что в свою очередь может отражаться в различных стратегиях полового поведения.

Возможно, правильно поступают те женщины, которые часто меняют свой внешний вид, с использованием косметики, краски для волос, новой одежды, новых образов, косплея и так далее; и те мужчины, которые носят один и тот же стандартный пиджак.

cosplay3

В ходе второго исследования [5] посвященного тому, насколько верно мы можем судить об интеллекте людей по их внешности, были получены фотографии 80 студентов-биологов из Чехии, которые прошли многокомпонентный тест на IQ. Такой тест занимает около двух часов и позволяет оценить очень разные ментальные способности человека: вербальный интеллект, умение работать с цифрами, память, абстрактное мышление, а также некоторые познания человека в различных областях наук. Заданием 160 студентов гуманитарных направлений было оценить либо интеллект, либо внешнюю привлекательность студентов-биологов по их фотографиям.

Оказалось, что представления об интеллекте человека, основанные на его внешности, удивительным образом коррелируют с представлениями о том, насколько он красив (0.762). Красивая женщина кажется умной (0.901), красивый мужчина тоже, хотя зависимость выражена существенно слабее (0.502). Оценки интеллекта, основанные на анализе фотографий и на результатах тестов, хоть и не точно, но в некоторой степени соответствовали друг другу, когда речь шла о мужчинах, но не о женщинах. Иными словами: если мужчина внешне кажется умным, весьма вероятно, что он и правда умный. А вот внешность женщины в этом смысле обманчива и дает мало информации об ее интеллекте. Кроме того, мужчины постарше казались умнее, а вот для женщин такого эффекта не наблюдалось.

Исследователям удалось выделить черты лица, связанные с выводом о высоком или низком уровне интеллекта изображенного человека. У людей, которых воспринимали умными, был более длинный и крупный нос, суженный подбородок. У тех, кого признавали менее умными, наблюдались ближе расположенные брови, короткий нос с узким основанием и более широкий подбородок. При этом реальные результаты тестов на IQ не имели достоверных взаимосвязей с этими чертами внешности. Любопытно, что улыбчивые лица, связывают с наличием ума, поэтому, если хотите произвести впечатление – улыбайтесь. Как гласит пословица: печаль не красит, горе не цветит.


Для чего вообще нужна красота? Гипотеза «хороших генов» гласит, что привлекательная внешность и кажущийся высокий интеллект отражают «хорошие гены» – красивыми кажутся те люди, с которыми высока вероятность завести здоровое потомство. По данным мета-анализа, красивые дети ведут себя позитивнее, они более популярны, лучше приспособлены, демонстрируют более высокие интеллектуальные способности [2]. Привлекательные взрослые успешнее на работе, имеют более богатый сексуальный опыт, слегка повышенные показатели интеллекта, их здоровье крепче и социальные навыки лучше развиты .

Восприятие интеллекта других людей, по-видимому, играет особую роль в поведении человека. В самый фертильный момент менструального цикла женщины испытывают краткосрочное усиленное влечение к креативным мужчинам (способным решать творческие, нестандартные задачи) [6]. На основании этого была выдвинута гипотеза, что креативность могла эволюционировать как индикатор «хороших генов». На красивого глядеть хорошо, с богатым жить хорошо, а с умным – заводить детей. Впрочем, как мы уже поняли, сама красота тоже выступает признаком хороших генов. Параллельно существует гипотеза «плохих генов», которая вполне описывается поговоркой: красивый – не грех, а дурной – на смех. Эта гипотеза основана на том, что люди намного точнее оценивают уровень интеллекта и здоровья по внешним признакам у людей мало привлекательных [7]. Похоже, что отталкивающая внешность является индикатором «плохих генов», но между очень красивым человеком и человеком со средней внешностью различия сглаживаются.

Возможно, тут уместно вспомнить аналогию с «супер-стимулами». Птенцы чаек клюют красную точку на желтом клюве родителей, чтобы получить от них порцию еды. Если подсунуть птенцу фальшивый клюв с красной точкой, он будет клевать его также интенсивно, как и настоящий. Но если взять красную палку с парой желтых полосок, это превращается для птенца в «супер-стимул», птенец «перевозбуждается» и начинает клевать палку особенно интенсивно. Аналогично, жуки из рода Julodimorpha предпочитают в качестве «партнеров для спаривания» пустые пивные бутылки определенного типа [8]. Очень красивые люди тоже могут представлять своего рода «супер-стимул», имея чрезмерно выраженные черты внешности, которые ассоциируются с красотой.

Подобные супер-стимулы могут лежать в основе некоторых форм визуального искусства. Например, супер-стимулом для некоторых мужчин стала манга: один кореец даже решил жениться на подушке с двухмерным изображением любимой мультяшной женщины. Отдельно отметим философские размышления на тему супер-стимулов в одиннадцатом эпизоде мультфильма «Магазинчик Бо» (видео приведено ниже).

Мы видим, что рассуждения о том, что такое красота постепенно перемещается из сферы чисто философских размышлений в сферу естественных наук, красота становится объективом для экспериментов, а это хороший признак того, что скоро мы узнаем множество интересных сведений о человеческой привлекательности и, наконец, сможем разгадать секрет красоты.

Видеоматериалы по теме:







Статьи родственные по духу:

Мур-р-ркуны, жуки – извращенцы и природа влечения
http://scinquisitor.livejournal.com/44741.html
Компьютерные игры, искусственный интеллект, секс у бактерий и эволюция
http://scinquisitor.livejournal.com/18525.html

Список литературы

1. Dion K, Berscheid E, Walster E: What is beautiful is good. Journal of personality and social psychology 1972, 24(3):285-290.
2. Langlois JH, Kalakanis L, Rubenstein AJ, Larson A, Hallam M, Smoot M: Maxims or myths of beauty? A meta-analytic and theoretical review. Psychological bulletin 2000, 126(3):390-423.
3. Todorov A, Mandisodza AN, Goren A, Hall CC: Inferences of competence from faces predict election outcomes. Science 2005, 308(5728):1623-1626.
4. Little AC, DeBruine LM, Jones BC: Sex differences in attraction to familiar and unfamiliar opposite-sex faces: men prefer novelty and women prefer familiarity. Archives of sexual behavior 2014, 43(5):973-981.
5. Kleisner K, Chvatalova V, Flegr J: Perceived intelligence is associated with measured intelligence in men but not women. PloS one 2014, 9(3):e81237.
6. Haselton MG, Miller GE: Women's Fertility across the Cycle Increases the Short-Term Attractiveness of Creative Intelligence Human Nature 2006, 17(1):50-73.
7. Zebrowitz L, Rhodes G: Sensitivity to «bad genes» and the anomalous face overgeneralization effect: Cue validity, cue utilization, and accuracy in judging intelligence and health. Journal of Nonverbal Behavior 2004, 28:167–185.
8. Gwynne DT, Rentz DCF: Beetles on the Bottle: Male Buprestids Mistake Stubbies for Females (Coleoptera). Australian Journal of Entomology 1983, 22(1):79-80.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)