Новая гамма-вспышка бьет предыдущий рекорд дальности

Thursday, 30 April, 00:04, nebulacast.com
337651main_GRB090423_Swift_226.jpgНовость НАСА,28 апреля 2009 годаСпутник НАСА Свифт и международная команда астрономов обнаружили гамма-вспышку звезды, которая погибла, когда Вселенной было всего 630 миллионов лет, или 5% от ее нынешнего возраста. Это событие, записанное как GRB 090423 – наиболее удаленный космический взрыв из когда-либо наблюдавшихся."Свифт был разработан, чтобы обнаруживать такие очень далекие взрывы," говорит главный ученый проекта Нейл Герелс (Neil Gehrels) из космического центра управления Годдард в Гринбелте. "Невероятное расстояние до этой вспышки превзошло наши самые смелые ожидания – это был настоящий взрыв из прошлого."В 3:55 ночи по восточно-американскому времени 23 апреля Свифт обнаружил десятисекундную гамма-вспышку умеренной яркости. Он быстро повернул свои ультрафиолетовый, рентгеновский и оптический телескопы в направлении вспышки и увидел постепенно угасающее рентгеновское свечение, но ничего –в видимом диапазоне."Вспышка, по всей вероятности – следствие взрыва массивной звезды," говорит Дерек Фокс (Derek Fox) из Пенсильванского Государственного Университета. "Мы видим гибель звезды – и, возможно, рождение черной дыры в одном из самых ранних звездных поколений Вселенной."Гамма-вспышки – наиболее яркие взрывы во Вселенной. Большинство из них происходят, когда звезды вырабатывают все свое ядерное топливо. В то время, как их ядра сжимаются в черную дыру или нейтронную звезду, струи газа - по причинам не совсем еще понятным – прорываются через звезду и выбрасываются в космос, где сталкиваются с газом, который до этого уже был выброшен звездой, и нагревают его, создавая короткие послесвечения на многих длинах волн."Отсутствие излучения в видимом диапазоне предполагает, что это может быть очень удаленный объект," объясняет участник команды Эдо Бергер (Edo Berger) из Гарвардского унивеситета.На определенной дистанции от нас расширение Вселенной смещает все излучение в оптическом диапазоне в инфракрасный диапазон с бОльшими длинами волн. Свет ультрафиолетового диапазона может сместиться аналогичным образом в видимую часть, но в то, раннее время Вселенной, облака водорода, поглощающие ультрафиолетовый свет, особенно густые. Он отмечает: "если вы посмотрите достаточно далеко, вы не увидите видимого света от любого объекта,".Ниал Танвир из университета Лечестера, Великобритания и его коллеги сообщают о том, что в пределах 3 всего часов от вспышки, на Мауна Кеа, Гавайи, инфракрасный телескоп Великобритании детектировал инфракрасный источник по тем же координатам, что определил Свифт. "Послесвечения вспышки дают нам самое большое количество информации о взрыве и его окружении - говорит Танвир," "Но вследствие того, что послесвечения так быстро затухают, мы должны быстро реагировать на них."В то же время Фокс возглавлял работу по получению инфракрасных снимков с использованием телескопа Северный Близнец (North Gemini) на Мауна Кеа. Источник обнаружил себя на фото в длинных волнах, но отсутствует на снимке, полученном с наименьшей длиной волны в 1 микрон. Такое «выпадение» соответствовало расстоянию в 13 миллионов световых лет.Как только Фокс распространил сведения об обнаруженном объекте на рекордном расстоянии, телескопы всего мира повернулись, чтобы наблюдать послесвечение GRB 090423 прежде чем оно совсем затухнет.На Национальном Телескопе Галилей в Ла Палма на Канарских островах, команда с участием Джилдо Чинкарини (Guido Chincarini) из университета Милан – Бикокка, Италия, определила, что так называемое красное смещение послесвечения равно 8.2. Собирая почти одновременные наблюдения с использованием Очень Больших Телескопов Европейской Южной Обсерватории в Сьерро-Паранал, Чили, команда Танвира получила практические те же числа. Вспышка произошла на расстоянии в 13 035 миллиардов световых лет от нас."Это невероятная находка," говорит Чинкарини "И что ее делает еще более ценной, так это то, что телескоп под названием Галилей провел эти измерения в год, когда мы празднуем 400 – летие первого использования телескопа Галилеем."Несколько часов спустя команда Танвира подтвердила расстояние с помощью Очень Больших Телескопов на Сьерро Паранал в Чили.Предыдущая вспышка- рекордсмен была обнаружена в сентябре 2008 года и показала красное смещение 6.7, что помещало ее на расстояние, которое на 190 миллионов световых лет ближе к нам, чем GRB 090423.Свифт был построен совместно Государственным Университетом Пенсильвании, Национальной Лаборатории Лос-Аламос в Нью-Мексико и Дженерал Дайнемикс в Гилберте, Аризона и управляется космическим центром Годдард, США. Международные участники - это Университет Лечестера и Лаборатория Космических Наук Маллард, Великобритания, Обсерватория Брера и Итальянское Космическое Агенство, а также дополнительные партнеры в Германии и Японии.Комментарий доктора Майкла: недавно мы писали об обнаружении «пузыря» горячего газа на расстоянии почти в 13 миллиардов световых лет. Гамма – вспышки – самые высокоэнергетические события во Вселенной, которые могут привести нас еще ближе, к самому началу Вселенной. Для астрономов это действительно Большая удача – зафиксировать взрыв звезды, который отстоит от Начала Времен всего на 700-800 миллионов лет. В это время плотные облака водорода «гасили» все видимое излучение, но гамма-лучи могли пронзать их и нести нам информацию о том удивительном времени. Красное смещение в 8 единиц – практически сказка, недостижимая обычными методами, и только сочетание работы многих обсерваторий и новейшая «тонкая» технология сделали возможным обнаружение подобных событий. Дальше – больше!6261727348513450450-9060598547124265816?l=www.nebulacast.com5PUqju3czCo