Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Прощальная симфония

Friday, 25 April, 18:04, maksina.livejournal.com
Спасибо все, принявшим участие в игре!
Почему-то захотелось уделить время  последнему вопросу ( вместо традиционных котиков :) )

Итак, Йозеф Гайдн  "Прощальная симфония"

Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену.Сначала исключаются все духовые инструменты.В струнной группе выключаются контрабасы,затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки(на одной из которых в свое время играл сам Гайдн,так как первый скрипач был одновременно дирижером оркестра), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными ( из Вики)

Однако история ее создания не так однозначна, как пишут в школьных учебниках музыкальной литературы.

Одно, со слов самого Гайдна, сохранилось в воспоминаниях современников. Во время написания этой симфонии Гайдн служил в капелле князя Эстергази, одного из венгерских магнатов, чье богатство и роскошь соперничали с императорскими. В январе 1772 года князь Николаус Эстергази повелел, чтобы во время его пребывания в поместье  семьи музыкантов капеллы (их тогда было 16) жили там же. Лишь в отсутствие князя музыканты могли поки дать Эстергаз и навещать жен и детей. Исключение было сделано только для капельмейстера и первого скрипача.В тот год князь необычно долго оставался в поместье, и истомленные холостяцкой жизнью оркестранты обратились за помощью к своему руководителю - капельмейстеру. Гайдн остроумно решил эту проблему и сумел передать просьбу музыкантов князю во время исполнения своей новой, Сорок пятой симфонии.


По другой версии, просьба касалась жалованья, которое князь давно не платил оркестру, и в симфонии содержался намек на то, что музыканты готовы распрощаться с капеллой.


Еще одна легенда - прямо противоположная: сам князь решил распустить капеллу, оставив оркестрантов без средств к существованию.


И, наконец, последняя, драматическая, выдвинутая романтиками в XIX веке: Прощальная симфония воплощает прощание с жизнью. Однако в рукописи партитуры название отсутствует. Надпись в начале - частично по-латыни, частично по-итальянски - гласит: «Симфония фа-диез минор. Во имя Господа от меня, Джузеппе Гайдна. 772», а в конце по-латыни: «Хвала Богу!».</span>
Первое исполнение состоялось в Эстергазе осенью того же 1772 года княжеской капеллой под управлением Гайдна.

Материал взят с сайта Мурманского филармонического оркестра.


Вот так написал об это произведении Юрий Левитанский

Прощальная симфония Гайдна

Тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины.
И по мере того, как с осенних осин облетает листва,
Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
Что становится явной вся тайная суть естества.

Я люблю эти дни, когда замысел ясен и тема угадана,
А потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу, -
Как в “Прощальной симфонии” - ближе к финалу ты помнишь у Гайдна
Музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу.

И уходит – в лесу все просторней теперь - музыканты уходят, -
Партитура листвы обгорает строка за строкой -
Гаснут свечи в оркестре одна за другой - музыканты уходят -
Скоро-скоро в оркестре все свечи погаснут одна за другой.

Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят.
Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача.
И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят.
Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча…


А вот юмористическая трактовка ее концовки -смотреть с четвертой минуты

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)