Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Слабая Россия: десять лет спустя

Monday, 07 April, 19:04, kar-barabas.livejournal.com
"...наша позиция, позиция финансовых властей, заключается в том, что
в такие непростые времена нужно "поджаться".
Это может быть длительный период, это может быть год, два, три."

(нешуточное заявление Антона Силуанова, 1 апреля 2014 года)

Как зафиксировано в двух предыдущих записях, сегодня у российской экономики те же риски, что и пять лет назад, и за пять лет во многих отношениях она стала еще более уязвимой и слабой перед лицом неприятностей. Бегство капитала, как и падение доходов от нефти и газа, не могут восприниматься как что-то новое, незнакомое или необычное. Эти грабли до боли знакомы.

Как подсказал нам zhu_s и как мы слышали от других обеспокоенных комментаторов, новый кризис уже на дворе или может вот-вот грянуть. Жаль, что за пять лет российская экономика так и не подготовилась к очередному кризису. Первый блин комом? Но жизнь и враждебное окружение требуют срочной подготовки и выполнения 5-летнего плана реформ. Такая защита страны возможна только при политической поддержке на всех уровнях и координации всех участников. Необходимые изменения известны, но еще раз напомню основные шаги. Большинство из них не нуждаются в дебатах, другие чуть более спорные, но тоже достаточно очевидные.

Разница между 2009 г. и 2014 г. в том, что тогда, наверное, еще можно было не понимать, что произошло с экономикой и что надо было делать. При очень большом великодушии можно извинить путаницу российских стратегов, с упоением рисовавших в 2010 году развилки реформ. Но в 2014 году уже есть богатейший опыт УСПЕШНОЙ антикризисной политики в других странах. Достаточно посмотреть, как в последние пять лет вели себя правительства в других странах, оказавшихся в кризисе, включая Латвию, Ирландию, Испанию и Великобританию. Посмотреть, что они делали. И сделать примерно то же самое: укрепить бюджет, избавив его от нефтегазовой зависимости и неэффективных расходов; укрепить банковский и развить финансовый сектор; никогда не допускать опасного удорожания рубля; продумать и создать защиту экономики от капризных потоков (притоков и оттоков) капитала; усилить независимый контроль за проведением экономической политики; сделать экономическую политику ясной и всем понятной. Еще есть план лечения экономики Украины, страдающей от многих похожих недугов, хотя и в намного более острой форме. Все очень просто, все проверено.

После кризиса 2008-2009 гг. был начат, но очень медленно, переход к гибкому курсу рубля и таргетированию инфляции. Без бурного роста и при гибком валютном курсе сейчас возможные разрушительные эффекты оттока капитала и ослабления рубля меньше. В остальном за пять лет российская экономика стала более уязвимой к негативным шокам. Практически ничего не было сделано для развития внутреннего рынка облигаций. Решили не трогать крупные госбанки, а вместо этого ограничиться зачисткой мелких. Усилилась зависимость бюджета от нефти, что видно по фактическому исчезновению профицита и огромной доле доходов бюджета от нефтегазового сектора. Перестали накапливать ФНБ и даже решили им попользоваться для финансирования инфраструктуры и Украины.  Так и не создано надежной и прозрачной системы отбора эффективных и приоритетных проектов инфраструктуры и не отработана система их финансирования.

Сейчас, когда макроэкономическая ситуация ухудшилась, опять будут разговоры о стимулировании роста. Только четыре-пять лет назад задачей был возврат к безумным докризисным темпам роста, а сейчас задачей будет предотвращение экономического спада или достижение хотя бы небольшого роста.  Рецепты будут те же. Клепач уже возобновил настойчивые призывы отказаться от нового слабенького бюджетного правила, требует увеличить госрасходы. Продолжаются громкие призывы "отложить" переход к таргетированию инфляции или уже держаться за курс. Не избежать всплеска давления на ЦБ, Сбербанк, ВТБ и ВЭБ обеспечить предприятия дешевыми кредитами. И это все только обычные призывы, без упоминания требований выйти из ВТО, избавиться в валютных резервах от американских и европейских  гособлигаций и вообще отказаться от доллара :) Страна опять оказалась в режиме сиюминутных решений в условиях экономического спада, повышения безработицы и повышенной инфляции. Пять лет, отведенные судьбой на защиту экономики, фактически потеряны.

Не надо терять голову. Вместо этого нужно подготовить, объявить и обеспечить реализацию 5-летнего плана на оставшийся до следующих президентских выборов срок. По некоторым направлениям его можно даже перевыполнить :)

План должен обеспечить уменьшение зависимости от нефти. Как уже тысячи раз обсуждалось, требуется постепенное сокращение (за пять лет) ненефтяного дефицита с 10% до 4-5%, например, по 1 процентному пункту в год. Минфин давно знает, что можно для этого сделать, у него уже есть пакет мер на 10 процентных пунктов ВВП, из которых можно легко выбрать наиболее приемлемые с точки зрения экономического роста меры.

К уже идентифицированным мерам нужно добавить введение прогрессивной шкалы налогов на доходы физиков (как в Украине), подумать над постепенным дополнительным повышением внутренних цен на энергию (как в Украине) и усилить налогообложение собственности. Если не будет хватать, рассмотреть возможность повышения НДС.  Активную работу по изменению структуры доходов бюджета начинать надо прямо сейчас. Но на период замедления роста можно совместить сбор дополнительных доходов с ВРЕМЕННЫМ увеличением расходов в форме пособий более бедным слоям населения, которые более склонны к потреблению, и в форме других стимулирующих расходов.  Спад, однако, не должен задерживать изменение структуры доходов бюджета даже в случае отсрочки на год-полтора сокращения дефицита бюджета.

В будущем дисциплина в виде хронических профицитов бюджета (и изменения в налоговой структуре в пользу обычных для других стран источников) позволит намного увереннее проводить контрциклическую бюджетную политику, не пугая инвесторов и избегая излишнюю волатильность на финансовых рынках. Если источники доходов стабильны и не привязаны к нефти, никто не будет пугать Россию падением цен на нефть и газ или введением ограничений на их экспорт.

Эти меры позволят вернуться к накоплению средств в ФНБ, часть из которых надо держать в иностранных активах с приемлемыми для (очень) долгосрочных инвесторов рисками и доходностью. Управлять портфелем должны профессионалы высокого класса.

Большая доля портфеля ФНБ в иностранных активах обеспечит стабильность обменному курсу рубля. Потому что ослабление рубля будет автоматически повышать рублевую стоимость портфеля ФНБ и гарантирует дополнительный доступ к твердой валюте. Инвесторы будут знать, что в экстренных случаях, если российские финансовые рынки все-таки проваливаются, ФНБ мог бы проводить стабилизационные интервенции, приносящие ему дополнительную доходность. Это остудит спекулянтов и ограничит волатильность.

По понятным причинам на быстрое увеличение ФНБ за счет профицитов бюджета и доходов от приватизации сейчас, в условиях вялой экономики, рассчитывать не приходится. Поэтому и по ряду других соображений пятилетний план должен включать в себя программу наращивания госзаимствований на внутреннем и внешнем рынке. Очень жаль, что пять лет уже упущено, и сейчас реализация такой программы может быть намного труднее и дороже. Госдолг надо увеличить до 25-30% ВВП, но не потратв эти деньги на новые госрасходы, а для более быстрого увеличения ФНБ и других реформ. То, что это не было уже давно сделано, было ошибкой. Нельзя было рисковать резким ограничением доступа российской экономики к валютной ликвидности. Смотрим еще раз на Сингапур и другие страны.

Увеличение госдолга позволит создать глубокий рынок облигаций и ослабит чрезмерную зависимость экономики от банковского кредитования.

Глубокий рынок облигаций повысит эффективность таргетирования инфляции и повысит доверие к денежно-кредитной политике Банка России.

Помимо стабилизации валютного курса благодаря наличию больших иностранных активов в ФНБ, его увеличение позволит не допускать чрезмерного укрепления рубля и даже позволит занижать курс рубля, о чем было записано в серии "манипулируй". Эта задача удержания курса рубля на конкурентном уровне постоянно будоражит умы, но у нее есть простое и проверенное решение. Оно состоит в бюджетной дисциплине и дополнительных покупках иностранных активов. Рубль уже оправился от паники 3 марта. Банк России может регулярно, предсказуемо и понемногу докупать валюту и, если валютные резервы уже достаточны для стабилизации рынка в моменты стресса, излишки направлять в суверенный инвестиционный фонд Банка России, как это планируют делать в Казахстане и как это давно делают в Китае.  Свой вклад в общее дело будет вносить ФНБ. При этом такое использование суверенных фондов не будет мешать гибкости валютного курса, он продолжает спокойно плавать под влиянием фундаментальных факторов и причуд рынка.

Украинский кризис и угроза санкций обратили внимание на роль российских госбанков. Пятилетний план должен включать в себя часть по реформе банковского сектора, усилению в нем конкуренции, повышению прозрачности, улучшению управления. Специальная реформа требуется для улучшения доступа к кредиту со стороны населения и небольших предприятий, но не только за счет субсидий и опоры на директивные кредиты или административно заниженные процентные ставки. Минфин и ЦБ должны вместе этим заниматься.

Банк России не может беспокоиться только об инфляции. Сам ЦБ должен это публично разъяснить, а еще лучше отразить это в новой редакции закона о цб. Банк России, как и другие центральные банки, обязан беспокоиться о стабилизации роста и о помощи росту доступными ему методами, которые вписываются в определение "гибкого таргетирования инфляции". Это потихоньку и тоже пока без официального мандата делает сейчас Раджан в Индии. Учиться надо у лучших, тем более, что Индия сейчас остается дружественной страной :).

Как все давно знают, частью пятилетнего плана должна быть пенсионная реформа. Изменения в этой социально важной области должны быть растянуты на годы, чтобы не ломать планы людей на ближайшее время. Но перемены должны быть значительными и заранее известными, чтобы народ к ним уже начал готовиться.

В рамках пятилетнего плана следует продолжать работу по упрощению правил и процедур ведения бизнеса. Назарбаев поставил Казахстану похожую задачу еще в 2006 году, и ее выполнили. Надо поручить представителям дружественной страны "погонять" Министерство экономического разжития, можно добавить к ним группу поддержки из РЭШ под личную ответственность Симеона Дянкова. Кто-то из независимых экспертов путь советует, кто-то пусть контролирует и оценивает.

Так надо поступать и в других областях. В разработке реформ и контроле за их проведением надо опираться не на привычных отечественных экспертов, не на изобретателей велосипедов и красивых теорий. Пусть они рассказывают о хороших институтах и креативном классе в тиши своих академических кабинетов и другой аудитории, но не мешают людям работать. 5-летний план должен опираться на опытных квалифицированных специалистов из любых стран. Пригласили же канадца Марка Карни управлять Банком Англии, нанял же он McKinsey и Deloitte для оценки работы одного из самых уважаемых центральных банков мира, организовал же Карни там существенную реформу. Ничего страшного в иностранцах нет. Это могут быть независимые эксперты из дружеской Греции или менее дружеской Ирландии, Латвии итд итп. Они должны работать на российское правительство, а не на ЕБРР и прочие конторы. Наемные российские и западные эскперты с правильными заданиями и полномичиями должны обеспечить разработку, принятие, контроль за реализацией и оценку эффективности конкретных мер. Такой подход будет полезен Банку России, Минфину, МЭРу, практически любой государственной службе. Это будет дешевле Олимпиады или встречи АТЭС во Владивостоке, на такое можно потратиться, это инвестиции с высокой отдачей.

МЭРу надо прекратить комментаровать и публично оспаривать денежно-кредитную политику и бюджетные правила. Даже прогнозы можно вывести из этого министерства в отдельную организацию.  Пусть МЭР занимается своими прямыми обязанностями, то есть подготовкой и проведением структурных реформ.

О 5-летнем плане можно еще много писать :), но мысль давно понятна. Подведем итоги примитивных и длинных рассуждений:

  • Если очевидна опасная избыточная зависимость бюджета России от нефтегазовых доходов, то надо перейти к другим источникам доходов. Доходы от нефти использовать без риска для стабильности, а лучше наоборот, для ее укрепления.

  • Если очевидна нервозность инвесторов и опасность оттока капитала, то надо успокоить инвесторов и уверить их, что на оттоки капитала государство может организовать притоки капитала.

  • Если есть боязнь ослабления рубля, то, во-первых, никогда не надо позволять ему излишне укрепляться, а еще лучше занижать курс рубля, чтобы он был скорее недооценен. Во-вторых, надо обеспечить усиление балансов банков, предприятий и населения, чтобы Банк России перестал бояться плавания рубля, а народ и бизнес ему верили.

  • итд итп...

Если все это не делать заранее, как это не было сделано за пять лет, прошедшие со времени кризиса 2008-2009, то реакция экономической политики на ухудшение ситуации будет оставаться ПРОциклической. При наступлении экономического спада инвесторы будут опять нервничать и бежать сломя голову к выходу. И они опять будут правы, потому что в ответ на нервозность Банк России будет опять повышать ключевую процентную ставку, ужесточая денежно-кредитную политику во время экономического спада. Как и сейчас, Минфин тоже будет вынужден "в такие непростые времена" "поджаться...на год, на два или на три". А российская экономика останется такой же слабой перед лицом типичных для нее неприятностей. В третий раз наступит на те же грабли. Недоброжелатели будут продолжать этому радоваться ;).

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)