Кольца Карикло – это не планетные кольца, а гораздо лучше

Saturday, 29 March, 20:03, don-beaver.livejournal.com
Сотрудники нескольких южноамериканских обсерваторий, включая Европейскую, наблюдали затмение звезды самым крупным (250 км в диаметре) центавром (астероидом между Сатурном и Ураном) Карикло. Неожиданно звезда замигала чаще, чем нужно, и астрономы обнаружили круговое двойное кольцо вокруг астероида - совсем так же, как в случае открытия колец Урана в 1977 году. Так как наблюдения с разных телескопов хорошо согласуются друг с другом, то никаких сомнений в открытии нет. Вот первоисточник – статья в Nature:
а это – обсуждение в прессе:
Мнение авторов открытия, а также комментаторов, включая комментатора из Nature – хорошо мне знакомого Джо Бёрнса: это новая система планетных колец, пятая по счету в Солнечной системе (после 4 систем колец планет-гигантов), и первая у астероидов. Отмечу, что спутниковых систем у астероидов было открыто множество – уже больше двухсот, считая транснептуны, а вот колец не было известно, несмотря на то, что затмение звезд астероидами наблюдаются систематически. Авторы предполагают, что в узкой щели между двумя кольцами Карикло может существовать спутник.

Интерпретация плотных колец Карикло как планетных колец, мне сразу показалась сомнительной, потому что они располагаются более, чем на трёх планетных радиусах (3.1-3.2R), а планетные кольца обычно не простираются далее двух радиусов. Зона колец так строго ограничена, потому что она зависит только от отношения плотностей планеты и частиц колец в слабой степени 1/3. Тем самым, чтобы увеличить эту границу в полтора раза, плотность частиц надо уменьшить в три с половиной раза, что вызывает большие сомнения. Воспользовавшись данными по планетным кольцам из своей книжки по планетным кольцам, и данными по двойным астероидам - с сайта Джонсона (http://www.johnstonsarchive.net/astro/asteroidmoons.html), я построил график расположения 4 систем планетных колец и 121 спутника астероида в зависимости от расстояния до центра тела (в радиусах этого центрального тела), где красным показано расположение планетных колец (каждая система была нормирована на единицу, а потом сумма умножена на 3 для сопоставимости), зеленым – распределение числа спутников в зависимости от расстояния от центрального тела (астероида). Синим показано расположение двух колец Карикло (с масштабом по высоте, выбранным для наглядности).
fig1n
Как с очевидностью следует из графика, кольцо Карикло не принадлежит к обычным системам плотных планетных колец, а относится к спутниковым системам. Тем самым, я выдвигаю гипотезу, что обнаруженное кольцо Карикло – это не обычное планетное кольцо, а протоспутниковый диск, из которого прямо на наших глазах формируется новый спутник астероида. Судя по графику, именно в этой зоне – от 2.5 до 5R (с максимумом на 3-4R) чаще всего образуется спутник планеты с твердой поверхностью. Именно так образовалась и наша Луна, так что мы заглянули в прошлое нашей планеты, возле которой сначала образовалось плотное кольцо, потом в его центре возникла прото-Луна, вызвавшая щель в кольце, а далее и проглотившее это кольцо без остатка. Эта картина прекрасно вписывается в модель формирования Луны, которую я развиваю. В Известиях КрАО в 2007 году http://www.crao.crimea.ua/izvcrao/103_2/143-155.pdf, обсуждая единый механизм формирования Луны и двойных астероидов, я сделал вывод на основании расчетов: «Наилучшие условия для образования спутников создаются в зоне, расположенной сразу за планетными кольцами: в данном расчете – на расстоянии 2.5-3 радиусов Земли». Этот вывод хорошо согласуется с наблюдениями колец Карикло.
Кольца Карикло оказались не кольцами номер 5, а протоспутниковым диском номер 1, что гораздо лучше. Интерпретация колец Карикло как протоспутникового диска сразу решает проблему – а почему такие кольца не были найдены раньше? Потому что, в отличие от долгоживущих планетных колец, протоспутниковый диск – короткоживущее образование, быстро превращающееся в спутник. Но не уникальное – поэтому систематический поиск таких дисков возле других астероидов должен принести дополнительный улов и ценную информацию о важнейшем периоде формирования Луны и спутников астероидов.

Краткая статья о природе колец Карикло будет отправлена в «Астрономический вестник» в ближайшее время.