Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Проще говоря, все раздала - теперь думает, как обосновать собственную роль

Суббота, 22 Февраль, 14:02, aquareus.livejournal.com
Круглый стол «Эффективное здравоохранение: инструменты для развития государственно-частного партнерства»

Сегодня социальная сфера в России значительно недофинансирована. В условиях ограничения федерального бюджета источником необходимых денежных ресурсов могут стать инвестиции частного сектора. В общемировой практике государственно-частное партнерство позволяет решить такие проблемы, как низкая эффективность управления фондами и дефицит бюджетных средств. В России также есть успешные примеры привлечения инвестиций и административного потенциала институтов предпринимательства с целью повышения качества медицинских услуг, однако развитию ГЧП препятствует отсутствие правовой среды, в частности, федерального закона о государственно-частном партнерстве.

17 января 2014 года, в третий день работы Гайдаровского форума 2014, в рамках интерактивной дискуссионной площадки «Эффективное здравоохранение» состоялся экспертный круглый стол «Эффективное здравоохранение: инструменты для развития государственно-частного партнерства». Участники мероприятия обсудили существующие барьеры в сфере государственно-частного партнерства здравоохранения России, национальный и международный опыт ГЧП, пути развития и повышения эффективности взаимодействия государственного и частного секторов в сфере медицинских услуг, а также прорывные идеи и проекты, имеющие потенциал масштабирования.

Открыли работу круглого стола Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова и Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков.

«Мы относимся к ГЧП как к важнейшему механизму повышения качества и доступности медицинской помощи в рамках государственных гарантий», – отметила в своем выступлении Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Она также рассказала об инициативах по поддержке данного направления: создании при Министерстве специального совета по вопросам ГЧП и включении в типовую программу развития здравоохранения каждого субъекта РФ подпрограммы по ГЧП. Так, в 2013 году программы ГЧП реализовывали более 40 областей, в 2014 году запланировано участие уже 58 регионов.

На сегодняшний день государственно-частное партнерство в здравоохранении осуществляется посредством концессионных соглашений и договоров аутсорсинга. В 2013 году аутсорсинг в организации медицинской помощи использовали 28 субъектов РФ, концессии – более 40 регионов РФ. Министр здравоохранения РФ обозначила значительное расширение круга действия таких соглашений: «Спектр аутсорсинговых услуг меняется на глазах. Если сначала он состоял только из технических услуг: приготовление пищи, охрана территории, уборка мусора и другие, то в последние годы включает административное управление, юридическое и бухгалтерское сопровождение, и совсем в недавнее время более сложные функции – диагностические и лабораторные исследования». Концессионные соглашения применяются как для первого уровня оказания медицинской помощи (амбулаторно-поликлинические учреждения, фельдшерско-акушерские пункты), так и для моделирования специализированной медицинской помощи на уровне среднего звена (кабинеты гемодиализа, комбинированные диагностические центры) и на высокотехнологичном уровне (сети центров позитронно-эмиссионной томографии, специализированные реабилитационные комплексы). Количество частных структур в программе государственных гарантий также значительно увеличилось: более чем в три раза по сравнению с показателем 2010 года. Сегодня в программе более 1700 частных организаций – это 19% всех учреждений, оказывающих помощь в рамках госгарантий. Однако это не решает проблем отрасли: потребности в определенных профилях и объемах медицинских услуг. «Перед нами стоит задача формирования новых регламентных условий для включения в программу государственных гарантий отдельных частных организаций, не усложняющих их вхождение, но согласовывающих желание войти в программу с потребностями системы», – подчеркнула Вероника Скворцова.

Необходимость привлечения частных инвестиций обусловлена и финансовым фактором. По оценке Министерства здравоохранения РФ, содержание и амортизация объектов государственной системы медицинских организаций сегодня требует порядка 300 миллиардов рублей, при этом объем субсидий из всех бюджетных источников составляет около 125 миллиардов рублей.

Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков в своем выступлении акцентировал внимание на недофинансированности социальной сферы. И хотя государство сегодня выделяет значительные средства, запрос на объем и качество медицинских услуг существенно превышает предложение. «Несмотря на то, что отсутствует федеральный закон о государственно-частном партнерстве, регионы стараются реализовывать проекты в сфере оказания медицинских услуг именно по принципам ГЧП», – сообщил Сергей Беляков. Говоря о проекте федерального закона о ГЧП, который сейчас находится на утверждении в Государственной Думе РФ, эксперт подчеркнул, что основной задачей является сохранение качественного и эффективного контроля при передаче полномочий. Помимо этого, Сергей Беляков рассказал об инициированных Министерством экономического развития РФ поправках в закон о концессионных соглашениях: «Закон содержит инновации, среди которых я выделяю возможность реализации контрактов жизненного цикла, позволяющих серьезно увеличить срок реализации проекта (иногда до 50 лет). Эти проекты очень четко описывают полномочия, функции, зоны ответственности и в целом механизм взаимодействия публичной и частной стороны». В заключение Сергей Беляков отметил, что опыт стран, где реализуются проекты ГЧП, показывает снижение стоимости услуг, при улучшении их качества, как следствие, на рынке возникает конкуренция. «Если мы будем достаточно активными и примем поправки в законодательство о концессионных соглашениях и, что еще важнее, примем закон о ГЧП, то у нас будут все возможности для того, чтобы обеспечить качество жизни на надлежащем уровне», – заключил спикер.

Далее в рамках дискуссионной части круглого стола ведущие российские и мировые эксперты рассмотрели успешные практики взаимодействия бизнеса и государства в сфере оказания медицинских услуг, а также проблемы ГЧП в здравоохранении и пути их решения. Партнер EY, Руководитель группы по оказанию услуг компаниям медико-биологической отрасли в России и СНГ Дмитрий Халилов отметил, что рынок платных медицинских услуг привлекателен для инвесторов, так как отличается высоким спросом, наличием налоговых льгот, системой обязательного медицинского страхования. Согласно анализу открытых данных ряда медицинских учреждений и частных клиник за счет системы ОМС обеспечивается в среднем 74% финансирования. Также Дмитрий Халилов на примере компании ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС» рассказал об успешной практике внешнего управления частной поликлиникой. Так, за три года, по данным компании, в 9 раз выросло количество посещений, показатель выручки увеличился в 8 раз, снизилась себестоимость лечения, при этом заработная плата медицинского персонала стала вдвое больше. В итоге компания в течение 3 лет вышла на показатели прибыльности.

Тему социального и экономического эффекта инвестиций в здравоохранение раскрыла Наира Адамян, Управляющий директор ООО «Джонсон & Джонсон», Глава Представительства компании «Янссен Фармацевтика НВ» в России. «ГЧП – это, прежде всего, взаимные инвестиции в сферу здравоохранения, которые позволяют увеличивать доступность медицинского сервиса, новых технологий и методов лечения для пациентов», – подчеркнула эксперт. В качестве примера она привела региональные программы, реализуемые в компании. «За период с 2011 по 2013 гг. в 16 субъектах РФ внедрена программа партнерства по совершенствованию наркологической медицинской помощи социально-значимым группам пациентов. Лечением обеспечено 2,525 пациентов, объем внебюджетных инвестиций в реализацию данных программ за 2011–2013 годы составил 71 миллион рублей, которые были вложены частным партнером в организацию обучения специалистов наркологической службы, организацию информационно-профилактических кампаний для населения, обеспечение учебно-методическими материалами, а также оценку медико-социальной и экономической эффективности проведенных мероприятий. В результате реализации программ от 50 и до 70% пациентов полностью прекратили употребление психоактивных веществ, более 60% улучшили семейные отношения и/или восстановили трудовую деятельность, в 67% случаев предотвращено социальное сиротство, суммарный экономический эффект программ составил более 200 миллионов рублей», – сообщила Наира Адамян.

Старший преподаватель кафедры управления экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Михаил Югай рассказал о реализации проектов ГЧП в небольших агломерациях, в частности в городе Октябрьский Республики Башкирия. Государственно-частное партнерство в области лабораторной диагностики осуществлялось в рамках аутсорсинговой модели. Шесть лабораторий, расходы на содержание которых составляли порядка 40 миллионов рублей в год, заменили централизованной диагностической лабораторией. При этом расходы были сокращены на 10%, количество проводимых исследований на одного сотрудника увеличилось в 2 раза. В рамках соглашения частный партнер инвестировал около 39 миллионов рублей на обеспечение технологий, государственный партнер выделил 12 миллионов рублей на ремонт и реконструкцию помещений. «У нас выросла производительность, повысилась доступность услуг лабораторной диагностики для населения. Кроме того, организация централизованной лаборатории позволила направить 50 человек сестринского персонала в другие подразделения», – отметил Михаил Югай.

Доклад Специального представителя главного исполнительного директора компании и Глобального директора по взаимодействию с органами государственной власти «Новартис АГ» Петры Лакс был посвящен значимости ГЧП в улучшении результатов работы системы здравоохранения, роли фармацевтической индустрии как надежного партнера и ключевым факторам обеспечения успехов партнерства. Целью создания ГЧП-проектов в области здравоохранения, по мнению компании «Новартис», должно стать улучшение общественного здоровья. Как отметила Петра Лакс, в данном направлении необходимо использовать подход, ориентированный на результат, который позволит устанавливать четкие цели для измерения отдачи от инвестиций для населения. «При эффективной реализации данный подход создает потенциал для улучшения состояния здоровья граждан и экономической стабильности за счет сокращения неоправданных затрат, снижения стоимости лечения побочных эффектов и осложнений заболеваний и поддержания состояния здоровья трудоспособного населения в целом», – добавила спикер. Петра Лакс также рассказала об опыте компании в сфере создания государственно-частных партнерств как на международном уровне (в частности в Китае), так и на региональном (в Ярославской области). «В рамках подобных партнерств мы помогаем внедрять проверенные методики повышения результативности работы сферы здравоохранения и управления затратами, знания о развитии заболеваний, и можем помогать в управлении проектами», – пояснила эксперт.

О создании условий развития ГЧП в здравоохранении на региональном уровне рассказала Первый заместитель председателя правительства Московской области Лидия Антонова. В субъекте была разработана стратегия привлечения инвестиций, включающая такие элементы, как разработка местной нормативно-правовой базы, создание эффективной организационной структуры, подготовку выделенных под проекты земельных участков, информационную поддержку и формирование системы оценки себестоимости медицинских услуг. «Стоимость необходимых ресурсов в Московской области достаточно высока, поэтому для каждой территории у нас разработан свой пакет, способствующий сокращению прединвестиционного периода развития партнерства», – сообщила Лидия Антонова. Высвободженные таким образом значительные средства будут направлены на развитие поликлинического звена, стационаров, скорой медицинской помощи, а также создание гемодиализных центров и онкологического комплекса.

Генеральный директор компании Cotton Way Александр Уткин в качестве эффективного примера государственно-частного партнерства привел сотрудничество компании Cotton Way с медицинскими учреждениями Татарстана, позволившее избавить систему здравоохранения республики от непрофильной деятельности. «Мы меняем устаревшую инфраструктуру на новую и качественную в текстильном сервисе. Это содержание всего текстиля, складских помещений, обрабатывающего предприятия. Разовая инвестиция на средний регион составляет порядка 1,5 миллиарда рублей, ежегодное поддержание этой инфраструктуры требует 100-200 миллионов рублей». Александр Уткин в своем выступлении обозначил низкую готовность бизнеса к осуществлению деятельности на рынке медицинских услуг. «Необходимо ждать прихода крупных зарубежных игроков. Внутри страны готовых игроков очень мало», – резюмировал спикер, добавив, что повышение качества институциональной среды может стать одним из эффективных механизмов решения данной задачи.

Управляющий партнер Группы медицинских компаний «Евромед» Александр Абдин рассказал о практике управления сетью центров общеврачебной практики в рамках территориальной системы государственных гарантий. Так, спикер рассказал, что на сегодняшний момент в Санкт-Петербурге открыто 9 полноценных центров общеврачебной практики, реализованных при помощи механизмов концессии. Медицинская помощь населению в данных центрах оказывается по полису ОМС. Группа медицинских компаний «Евромед» в 2014 году планирует открытие еще 10 центров в Санкт-Петербурге, строительство КДЦ первого уровня специализированной помощи на 80 тысяч человек, а также реализацию оригинальных пилотных проектов в Вологодской и Ульяновской областях.

Председатель Правления Группы компаний ЛДЦ МИБС Аркадий Столпнер подчеркнул, что на рынке медицинских услуг уже сегодня есть сильные инвесторы. «Мы за последние 10 лет инвестировали примерно 200 миллионов долларов и в течение следующих 5 лет готовы проинвестировать примерно 150-180 миллионов долларов. Эти проекты осуществлены. Крайне важно говорить о том, что проекты ГЧП должны быть. Многие из них ограничиваются только дизайном, строительством, передачей. При этом мне еще интересно управление, я хочу оказывать медицинскую услугу. И без медицинского оператора любые проекты ГЧП обречены на провал: можно построить прекрасные заведения, внедрить дорогое оборудование, но если не будет врачей и людей, которые смогут управлять медициной, не будет никаких проектов и результатов. Поэтому выбор медицинского оператора на самом раннем этапе – это основа», – заключил эксперт.

Доклад Директора ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» (НИФИ) Владимира Назарова был посвящен вопросу разделения рисков среди участников государственно-частного соглашения. «Основное правило распределения рисков состоит в том, что риски передаются партнеру, который может более эффективно ими управлять», – сообщил спикер. При этом, согласно исследованию типичного распределения рисков, государство берет на себя риски административно-политические и связанные с деятельностью частного бизнеса, на долю частного партнера приходятся риски, связанные с деятельностью государства как партнера, а также обусловленные строительством и эксплуатацией объекта; предметом совместного ведения становятся риск спроса и форс-мажорные обстоятельства.

Также в числе проблемных зон ГЧП экспертами были отмечены вопросы контроля качества оказываемых услуг, неготовность бизнес-институтов, ожидание капитальных инвестиций и неразвитость практики трехсторонних соглашений, отсутствие четко регламентированных гарантий со стороны государства. При этом основной проблемой остается оспоримый статус таких соглашений ввиду отсутствия единой правовой нормы – федерального закона о ГЧП. «Нам нужны гарантии для того, чтобы инвестировать колоссальные суммы денег. К примеру, наша структура, разработав или начав достаточно серьезную работу в контексте государственно-частного партнерства в течение года, не может выйти на обсуждение этого проекта, потому что мы не понимаем, по каким правилам игры дальше действовать. И до сих пор мы ждем во втором чтении закона о ГЧП», – обозначил позицию частного сектора Генеральный директор «Столичной медицинской клиники» Федор Шпаченко. «Мы сейчас рассматриваем карты развития здравоохранения субъектов РФ, которые в прошлом году защищались совместно с нашими представителями в каждом регионе, и анализируем это пространство, чтобы определить большее количество точек, где можно локально выстраивать проекты, может быть даже формировать кластеры», – сообщил Советник министра здравоохранения РФ Игорь Ланской, отметив необходимость принятия рамочного закона, который позволит гармонизировать отрасль на территории всех субъектов. Идею выработки алгоритма взаимодействия сторон на небольших локальных проектах высказал и Михаил Югай. Отдельно был рассмотрен вопрос погружения инвестиционной составляющей в тарифы ОМС, что в отдельных случаях станет эффективной альтернативой точечному ГЧП.

Преподаватель экономического факультета Оксфордского университета, Руководитель лаборатории экономики реформы здравоохранения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Кристофер Дэвис среди ключевых элементов управления сферой ГЧП назвал контроль государства, четкое обозначение правительством целей, привлечение опыта частного сектора при подготовке специалистов, объективное распределение рисков, транспарентность и прозрачность, информированность и поддержку стороны населения.

Помимо этого, в качестве инструмента преодоления барьеров в развитии ГЧП эксперты отмечали необходимость типологизации и стандартизации проектов ГЧП, закрепления объемов и регламентации по отдельным проектам, а также введения платы за доступ к инфраструктуре.

В завершение круглого стола Министр здравоохранения РФ особо подчеркнула недопустимость противопоставления качества медицинской помощи в частном и государственном секторах. «Сегодня огромные усилия направлены на утверждение единой планки качества, и в перспективе только при этом условии учреждения будут допускаться к медицинской деятельности. Эта планка будет задаваться и теми порядками, которые постоянно обновляются экспертным сообществом и клиническими протоколами. За 2013 год было создано 420 национальных протоколов, в настоящее время 320 из них утверждены и станут основой образовательных программ, финансовых расчетов», – отметила Вероника Скворцова, резюмировав, что развитие медицины и инновационных технологий в здравоохранении сегодня невозможно без участия частного капитала.

http://ria-ami.ru/read/25883

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)