Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

В чем сила, брат?

Sunday, 16 February, 14:02, kar-barabas.livejournal.com
Недавно попалась на глаза заметка о роли ЕС и России в Украине, в ней ЕС приписывалась "мягкая сила" (привлекательность образа жизни, хороших институтов, демократии, реформ), а России "жесткая сила" (деньги и угрозы). Авторы решили, что в борьбе за Украину грубая сила временно победила, поэтому ЕС мягкой силы мало, надо бы добавить жесткости (денег, льгот). В обсуждениях украинского кризиса тезис "все хорошее против всего плохого" усыпляет своей простотой, а вот умение политиков и евробюрократов приврать ради дела иногда даже вызывает симпатию.

Радослав Сикорский - министр иностранных дел Польши - один из лидеров на этом поприще.Сикорский - отец инициативы "Восточное партнерство"   и является одной из ключевых фигур в украинском кризисе. В 2008-2009 гг. совместно со своим шведским коллегой Сикорский сумел убедить сомневающихся гигантов Францию и Германию, что переформатирование отношений с "серой зоной" не будет стоить ЕС дополнительных денег и не будет воспринято как шаг к расширению ЕС. Как красочно выразился министр, европейские соседи важны не меньше соседей Европы. В ноябре 2011 года в разгар кризиса еврозоны Сикорский вызвал оживление в дипломатических кругах, заявив, что Польша впервые "боится силы Германии меньше, чем ее бездействия". Это был призыв к Германии начать, наконец, играть роль политического лидера в реформах еврозоны и ЕС. Недавно Сикорский публично и резко отчитал британских политиков, которые начали было выражать недовольство польскими иммигрантами-нахлебниками :) Заметная фигура в европейской политике.

Как рассказывает вики, стратегическому мышлению и искусству мягко приврать Радека учили в Оксфорде. Будучи еще подростком, летом 1981 Сикорский поехал в Лондон подучить английский. Когда Ярузельский ввел в Польше военное положение, молодой человек попросил политическое убежище, которое позднее превратилось в британское гражданство. Поступив в Оксфорд, Сикорский отличался в студенческих дебатах о военном положении и политической ситуации в Польше. Затем работа журналиста в разных странах, женитьба на американке польского происхождения (о ее новой книжке про советский послевоенный террор в Восточной Европе здесь). На посту заместителя министра обороны Польши, Сикорский погрузился в вопросы безопасности и расширения НАТО. В 2009 году его кандидатуру даже прочили на место главы НАТО. Но так уж случилось, что за период с 2007 года и по настоящее время чуть ли не главным детищем Сикорского оказался конфликт в Украине.

Британские умелые повороты, когда кролик может убедительно прикинуться тигром, хорошо прослеживаются в выступлениях Сикорский на злобу дня.  Выглядеть сильным, когда на самом деле слабый, пообещать много денег, не давая ни копейки своих, или умело выдать желаемое за действительное, сделав это правдоподобно и не нарвавшись на скандал, надо уметь. Для этого надо знать меру, аккуратно смешивая кривду с правдой и хотя бы примерно просчитывать реакцию оппонентов.

Не так давно Сикорский заявил, что инвестиции Китая в Украину зависят от подписания соглашения об ассоциации с ЕС :) Довольно дикое и бессмысленное утверждение, но оно могло бы остаться незамеченным, если бы китайский посол не посчитал необходимым опровергнуть эту натяжку. Но ведь многие могли и не обратить внимание на вежливое опровержение китайцев. С другой стороны, всегда можно сказать, что это была совсем не кривда, что совсем не имелось ввиду никаких условий, поставленных сейчас китайцами Украине. Речь просто шла о хорошем инвестиционном климате, который в Украине появится только благодаря сотрудничеству с ЕС. А этот климат, в свою очередь, привлечет китайские инвестиции.

Примерно в этом же духе Сикорский рассказывает о перспективах членства Украины в ЕС.  Ведь нет же юридического запрета на это :). Это ничего, что министры иностранных дел отказались в своем заявлении показать Украине фальшивую морковку членства в ЕС, ограничившись расплывчатой фразой о том, что соглашение об ассоциации еще не конец сотрудничества. Был же "намек", значит перспектива членства реальна.  И для пущей убедительности тезиса Сикорский добавляет, что Польша в 1994 подписала соглашение, а уже через десять лет, в 2004 году, стала полноправным членом ЕС. Пройдет временная усталость от расширения ЕС, и все будет хорошо.

То же с деньгами.  Не моргнув глазом, Сикорский утверждает, что, когда Россия дает свои деньги, она ставит Украине политические условия по составу правительства. А ЕС тоже готов дать 20 миллиардов, но просто так, всего лишь ради начала экономических реформ, частью которых обязательно должно быть подписание соглашения об ассоциации с ЕС :).  И ведь нет у Польши для Украины своих денег ни злотого. Польша сама безвылазно сидит на подарках ЕС в размере около 3-4% ВВП в год. За период 2007-2013 получила больше 100 млрд. евро, и из нового бюджета ЕС будет продолжать получать не меньше.  Когда госдолг Польши повысился до опасного уровня, правительство решило не сокращать дефицит бюджета, как раньше собиралось, а забрать пенсионные деньги из частных фондов в государственные закрома, только чтобы сделать вид, что с бюджетом и госдолгом в стране все в порядке.

У ЕС тоже нет этих денег. Не собираются Меркель и немцы свои одалживать Украине после неудачных кредитов Греции и прочим странам еврозоны и ЕС.  У них на близких соседей не хватает, не смогут они большой кредит Украине обьяснить своему электорату. Но каким-то образом Сикорский и его коллеги с помощью СМИ сумели зачислить в свою грядущую финансовую помощь деньги МВФ, хотя это не европейская и не американская организация, а международная. Там деньги Китая, Бразилии, Индии, России, как и многих других стран.  Деньги эти не ЕС выдавал правительству Тимошенко в 2008-2009 году (16 млрд. долларов) или Януковичу летом 2010 года (15 млрд. долларов).  Это точно такие же деньги России, как и Польши или ЕС, и Москва могла бы с таким же успехом пообещать дать их Украине, как только правительство страны созреет для экономических реформ.  Таким макаром, совсем не напрягаясь, Москва вполне могла бы пообещать удвоить российскую финансовую помощь :) Могла бы добавить, что сама уже давно идет по пути бюджетной дисциплины, уже пять лет как перешла к гибкому валютному курсу, вовсю проводит структурные реформы, и поэтому готова помогать Украине пойти по уже проторенному Россией пути к благополучию. И готова помочь правительству Украины сделать это постепенно без "шоковой терапии", не рискуя социальной защитой населения. Но это надо суметь сказать так, чтобы поверили...

Не менее смешным был пассаж о примере Польши для Украины в выступлении президента Совета Европы Ван Ромпея (текст pdf здесь). В 1990 году, как утверждал ЕС-энтузиаст, уровень жизни в Украине был таким же, как в Польше, а сегодня он в три раза ниже. Из этого слушатели, наверное, должны были сделать вывод, что в достижениях экономики Польши главная заслуга принадлежала ЕС.  Но запамятовал ван Ромпей, что ВВП на душу в России ($23501), сегодня намного выше, чем в Польше ($22162). А, например, Беларусь в эти годы росла намного-намного-намного быстрее Польши, России и вообще всех остальных стран с переходной экономикой.  Эти факты хорошо известны, хотя, наверное, и не всем, раз такие "аргументы" сходят с рук пропагандистам ЕС. Опять же, чтобы расставить точки на "i"нужно небольшое усилие.

Цифры всем известны и легко доступны. Чтобы не быть голословными, берем ради смеха относительно свежую статью об экономике Польши под названием "Новый золотой век Польши: из периферии к центру Европы" (pdf здесь). Это ода экономике Польши и ее успехам за последние 20 лет.  В статье подробно рассказывается, почему экономика Польши самая сильная и самая перспективная.  Смотрим на картинку со сравнением темпов роста за последние 20 лет. Смотрим на лидера, страну под названием Беларусь, пока еще не опекаемую ЕС, на действительного члена таможенного союза с Россией. Польша с ее окружением безнадежно отставала от Беларуси. А Россия с ее многочисленными проблемами и без финансовой благотворительности богатых соседей развивалась темпами ничуть не хуже Польши или прибалтов.

Почему-то ван Ромпею не пришло в голову приписать эти результаты преимуществам институтов Беларуси или России или их "системе ценностей". Но это легко могли бы сказать те, кто не верит в теорию "или-или", если бы они хотели проявить хоть немного "мягкой силы"...И тогда, быть может, всем стали бы понятнее фальшивые призывы пропагандистов западного образа жизни. Быть может, стал бы очевиднее тот факт, что судьба Украины в руках самих украинцев, и это полностью относится к экономическому развитию страны.

Но эти и другие детали и цифры мало значат, когда почти одинаковые темпы роста в прошлом и будущем в Польше и России, как и вообще уровень жизни, одну страну делают образцом реформ, воплощением хороших институтов и мечтой всех недоразвитых европейских соседей. А другую страну делают пугалом, очевидной иллюстрацией застоя и загнивания. Смотрим на долгосрочный прогноз Европейской комиссии из статьи про золотой век Польши :), и замечаем для себя, что он хуже сегодняшних российских прогнозов.

И диву даемся, как это российские ученые, руководители экономических министерств и ведомств и журналисты дружным хором клеймят экономику России позором внутри страны и вне ее. Называют ее слабой по поводу и без повода. Манипулируют дутыми индикаторами качества институтов. На бюджетные деньги, вместо укрепления мягкой силы, изобретают развилки в экономической политике. И потом спорят о них до одурения. Вот это сила так сила :) У одних она мягкая, а у других такая, что ее просто не бывает. Небывалая сила...
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)