Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Эхнатон. Лжепророк Древнего Египта. Знаменитая книга Николаса Ривза - теперь и на русском языке!

Thursday, 13 February, 01:02, victorsolkin.livejournal.com
Дорогие друзья,

спешу поделиться с Вами замечательной новостью.

Ассоциация по изучению Древнего Египта "Маат", издательство Thames&Hudson (Лондон) и "Издательский дом Алексея Варфоломеева" имеют честь представить знаменитую книгу выдающегося британского египтолога Николоса Ривза "Эхнатон. Лжепророк Египта", которая вышла на русском языке. Научная редакция, 254 комментария, послесловие - Виктор Солкин. Издание выпущено при поддержке Мемориального фонда "Духовное наследие "Древнего Востока" Библиотеки-культурного центра им. М.А. Волошина.



Презентация книги состоится 19 февраля в 19.00 в Библиотеке-культурном центре им. М.А. Волошина. Вход свободный. Добро пожаловать!

Во время презентации Вас ждут:

- первое официальное представление книги Николаса Ривза в России;
- лекция Виктора Солкина "Эхнатон. Загадка песков Амарны";
- открытие мемориальной выставки "Писец, изысканный сердцем...", посвященной памяти выдающегося русского египтолога О.Д. Берлева;
- фуршет.




Эпоха Амарны – сложное, противоречивое время религиозного переворота, - стала одной из немногих тем, хорошо освещенных в русскоязычной литературе о Древнем Египте. Я, конечно же, имею в виду в первую очередь ряд великолепных, хотя и порядком устаревших работ выдающегося отечественного египтолога Ю.Я. Перепелкина. Эхнатон - царь-еретик и, по сути, богоборец, выбивающийся из всех стандартов и канонов своего времени, был той фигурой, которая соответствовала идеологическим интересам советской науки. С другой, противоположной стороны, многие в нем видели едва ли не мессию новой «религии света», не раздумывая, без какого-либо на то основания, назвали его первым монотеистом в истории человечества и окружили практически ореолом почитания. Большую роль в рождении этого восхищения Амарной сыграло искусство этой эпохи – яркое, нестандартное, поразительное, давшее миру несколько шедевров первостепенной значимости и целое художественное пространство тем, кто пытался разглядеть эти памятники более внимательно, в их историко-религиозном контексте.
Вопросы о том, каков был Эхнатон, что было основой его мировоззрения, каковы были причины того страшного удара, каким его реформа была для древнеегипетской цивилизации, стали темой для нескольких десятков диссертаций и книг за рубежом; в их числе предлагаемая читателю работа Николаса Ривза занимает особое место. Для приверженцев канонического отечественного наукообразия в египтологии она, быть может, покажется слишком фривольно написанной. Для тех, кто хорошо знает древнеегипетскую историю – может показаться несколько ангажированной в тех главах, где автор старается доказать свое собственное видение реалий Амарны. Однако, по сути своей, две главные задачи: обзор того, что было написано и сказано об Амарне за последние полтора века и рассмотрение сути тех вопросов, которые мы сегодня задаем эпохе Эхнатона и его преемников, вооружившись самыми новыми археологическими материалами и источниками, выполнены Ривзом блестяще. У читателя сложится яркая, полноценная картина эпохи, ставшей для древнеегипетской цивилизации переломной. Книга богата фрагментами трудов исследователей прошлого, ссылками на редкие египетские памятники из собраний самых различных музеев мира и, наконец, переводами древних текстов, многие из которых появятся на русском языке впервые.

Успех этой книги, очень быстро ставшей бестселлером в Европе, объясняется, прежде всего, высоким профессиональным уровнем автора. Николас Ривз – один из крупнейших современных британских египтологов, выпускник кафедры древней истории Университетского колледжа в Лондоне и кафедры египтологии университета в Дюрхеме. Особую роль в научной карьере автора этой книги сыграл опыт работы хранителем в Отделе Древнего Египта и Судана Британского музея; также Н. Ривз исполнял обязанности куратора египетской коллекции семьи лордов Карнарвон в замке Хайклер и в музее Фрейда в Лондоне. Среди археологических начинаний ученого – «Проект Амарнских царских гробниц» (Amarna Royal Tombs Project), в рамках которого в 2000 году в Долину царей было привезено специальное оборудование, позволившее обнаружить в скальном грунте неизвестные ранее пустоты. Увы, успех этого начинания был отсрочен обвинением в нелегальной торговле древностями, из-за которого Высший Совет по древностям АРЕ отозвал у Н. Ривза право на работы.

Спустя несколько лет доброе имя ученого было восстановлено, однако, упущенное время вернуть уже было нельзя: одна из пустот, о которых впервые заговорил Н. Ривз, стала сенсацией египетской археологии 2006 года: гробница KV63, по сути – тайник бальзамировщиков, - наполненный поразительно красивыми саркофагами времени правления Аменхотепа III, Эхнатона и его преемников. Гирлянды и погребальные венки, подушки, использовавшиеся для перезахоронения царственных мертвецов, наконец, уникальный миниатюрный саркофаг младенца из т.н. «красного» золота, были случайно найдены в ней группой американского египтолога Отто Шэдена, получившего этот участок для расчистки во время вынужденной приостановки работы «Проекта Амарнских царских гробниц». Впереди еще одно открытие, у истоков которого стоит Н. Ривз – вторая «пустота» в скале, т.н. «KV64», к исследованию которой египетские археологи только приступают: работы были приостоновлены во время революционных событий, произошедших в Египте весной 2011 года. Отказавшись по понятным причинам от дальнейшей работы на ниве археологии, Н. Ривз курировал превосходную египетскую коллекцию колледжа Итон, а в настоящее время занимает пост главы отдела искусства Древнего Египта в Музее Метрополитен (Нью-Йорк).

И все же монография об Эхнатоне, которую Вы держите в руках, является в наши дни главной, знаковой работой ученого. Эту работу сложно переоценить: Амарна напоминает собой гигантскую разрозненную мозаику из сотен тысяч фрагментов, от каждого из которых порой напрямую зависят важнейшие выводы. Добавим к этому скудность письменных источников, относящихся к концу правления Эхнатона и к царствованию его непосредственных преемников, а также намеренный вандализм, с которым уничтожали следы царствования ненавистного «врага из Ахетатона», и мы получим почти неразрешимый лабиринт, сквозь который автор предлагает нам не только пройти, но и попытаться при этом сделать свои собственные выводы. Предлагая свой, авторский и порой спорный взгляд на многие события, он, тем не менее, не пытается выстроить новую «догму», навязать ее читателю. Это, бесспорно, очень важно, так как в отличие от многих других книг, посвященных Амарне, работа Ривза, мне кажется, направлена именно на диалог с читателем. Она пробуждает желание более глубоко «окунуться» в эпоху, получить максимально полную информацию и, быть может, иначе, по-своему оценить судьбу и наследие Эхнатона, сколь бы противоречивыми они и не были.

Важная и, увы, неожиданная для современной российской египтологии деталь: вы держите в руках современное исследование, изданное впервые в Великобритании в 2001 году. Египтология – бурно развивающаяся наука и даже за этот десяток лет многие факты были дополнены новыми изысканиями, а гипотезы – значительно уточнены. Например, только в 2013 году мы наконец-то узнали точную причину смерти Тутанхамона. Именно поэтому в русском издании книги Н.Ривза такое значительное место уделено комментариям, отражающим современное состояние научных знаний об Эхнатоне и его эпохе, а также дающим необходимую дополнительную информацию, уже опубликованную на русском языке.

Отмечу еще один очень важный аспект книги Н. Ривза. Он, увлеченно, порой очень эмоционально повествуя о Египте XIV в. до н.э., совершенно не идеализирует Эхнатона. Многих ждет разочарование: за вершинами лирической и религиозной поэзии, за красотой скульптурного портрета Нефертити в синем парике и за удивительно теплыми, почти интимными изображениями царской семьи на частных стелах, стоит фигура религиозного фанатика, поправшего в своей одержимости даже имя собственного отца, а с 12-го года правления преследовавшего само понятие «нечер» - бог. Мрачная картина богоборчества, невероятной упоенности царя самим собой и тирании дополняется новыми результатами исследований Барри Кемпа, ведущего раскопки в Ахетатоне и обнаружившего некрополь простых строителей «Горизонта Атона», царской столицы. За высотами пилонов роскошных новых храмов и в ослепительном свете «Атона живого» не были видны изуродованные, невероятно истощенные тела тех, чья жизнь стала ценой за царскую мечту о новом городе, новой религии, новом Египте. Для неискушенных в истории Древнего Египта эти реалии жизни «солнечной четы», думаю, станут неожиданным и жестоким откровением, разрушающим миф о поэте, «идеалисте» и любителе искусств, каким иногда авторы романов и поверхностных статей рисуют Эхнатона. Увы, павший жертвой от рук завистников царь-мечтатель - герой повести Велимира Хлебникова «Ка», - был, судя по всему, совсем другим человеком…

И все же, отойдя в сторону от мрачных реалий религиозной реформы и не оценивая ее катастрофические полследствия, позволю себе напомнить читателю о еще об одной истории, связывающей Египет Эхнатона и Россию. Ведь именно у нас, с 1945 по 1958 год, в Государственном Эрмитаже, хранился второй по значимости скульптурный портрет Нефертити, выполненный из кварцита и представляющий «великую супругу царскую» еще совсем молодой. Милица Матье, выдающийся отечественный египтолог, хранившая в те годы этот бесценный памятник в Эрмитаже, потом писала в одной из своих работ: «Несмотря на незавершенность, портрет царицы производит глубокое, незабываемое впечатление. Он весь полон дыханием жизни, и эта жизненность так сильна, что даже забывается отсутствие глаз. Поразительно было мастерство поистине гениального скульптора, создавшего эти веки, эту легчайшую моделировку щек, висков, чуть улыбающийся нежный рот с чудесными углублениями около губ. Чтобы оценить работу мастера, головку надо постепенно поворачивать, и только тогда удивительная тонкость уверенной моделировки становится ощутимой и выступают все новые и новые совершенства этого прелестного лица».

Нефертити, если мы говорим об искусстве, не просто затмила собой деяния своего супруга, она в глазах наших современников затмила собой весь Египет, стала символом непреходящего мастерства его художников. И хотя важная гипотеза Н. Ривза о том, что Нефертити воцарилась как фараон после смерти своего супруга, все еще требует дополнительных доказательств, ее «царствование» на недостижимой высоте в качестве одного из главных шедевров искусства Древнего мира – бесспорно.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)