Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Научно-популярные лекции по биологии и научному методу

Tuesday, 04 February, 00:02, scinquisitor.livejournal.com
Это анонс трех мероприятий, которые, возможно, будут интересны читателям блога. Меня пригласили прочитать три научно-популярные лекции по разным тематикам и для разных аудиторий. Ближайшая лекция состоится в среду 5 февраля, в 20:00 в книжном клубе-магазине Гиперион (ст. метро Китай-Город, Москва). Вообще, как я понял, у них почти каждый день рассказывают что-нибудь интересное, а для меня это некоторый новый опыт.

Эта лекция называется 3 500 000 070 лет наследственной информации:

Возраст Земли составляет 4.5 миллиарда лет, а самые древние следы жизни на ней имеют возраст около 3.5 миллиардов лет. Все виды современных организмов являются потомками древних форм жизни и используют одинаковый материал для хранения и передачи наследственной информации: ДНК. В контрасте с столь древней историей самой молекулы ДНК, история изучения ДНК чрезвычайно коротка: лишь 70 лет назад эксперименты Освальда Эвери, Колина Маклауда и Маклина Маккарти стали первым доказательством роли ДНК в передаче наследственной информации.

Сегодня мы полностью прочитали последовательность генома человека и сотен других организмов и знаем функции тысяч генов. Практически любой желающий может получить и хранить полную последовательность своего генома в кармане на флешке. Мы умеем синтезировать и модифицировать любые последовательности ДНК, встраивать их в геномы вирусов, бактерий, грибов, растений и животных. Генная инженерия позволяет выводить новые сорта растений и микроорганизмов, обеспечивая прорыв в сельском хозяйстве и медицине. Появляются новые методы генной терапии, позволяющие исправлять недостатки и ошибки молекул ДНК, избавляя от тяжелых наследственных заболеваний, и методы генетической диагностики, позволяющие некоторые такие заболевания выявлять до их проявления. Мы постараемся проследить историю изучения ДНК и рассмотрим наиболее интересные технологии, связанные с этой молекулой.

Добавлю, что я постараюсь сделать лекцию интересной как для тех, кто ничего не смыслит в биологии, так и для тех, кто ей непосредственно занимается. На сайте указано, что за вход берется некая символическая плата в 200 рублей.

Вторая лекция состоится 15 марта в 17:30 в Экспериментариуме. Она называется "Научные анекдоты и популярный научный метод":

Эффективные лекарства от бактерий - антибиотики, спасающие миллионы жизней, современные компьютеры, клонирование животных, открытие ДНК, как носителя наследственной информации, генная инженерия, полеты в космос, обнаружение планет за пределами нашей Солнечной системы и открытие того, что наша вселенная расширяется, причем расширяется все быстрее и быстрее - все это лишь малая часть примеров торжества научного познания. Но несмотря на ощутимый и нарастающий научно-технологический прогресс человеческое общество по-прежнему плавает в океане заблуждений и предрассудков. Наука и научный метод часто противоречат нашей интуиции и заставляют нас отказываться от того, что кажется очевидным. Долгое время противники идеи, что Земля вращается вокруг своей оси задавали вопрос: "а почему мы все не слетаем с ее поверхности?" Аналогично, наш повседневный опыт наивно подсказывает нам, что поверхность Земли плоская, а не сферическая. Мы по-прежнему выводим закономерности там где их нет: некоторые суеверия связывают ритуальный танец с появлением дождя, молитву с успехом, черную кошку с несчастьем, гороскопы с чертами личности, а принятие гомеопатической пустышки с выздоровлением. Некоторые ошибки познания мы совершаем чаще, чем другие и история человеческой культуры полна такими примерами. Эти ошибки, приводящие к великим закрытиям важны потому, что на них мы учимся мыслить, а разбирая их, оттачиваем навыки научного познания.

Эту лекцию я тоже постараюсь сделать интересной как для детей, так и для взрослых, в том числе и для коллег по науке. Но конечно она рассчитана прежде всего на целевую аудиторию экспериментариума.

Кроме того 23-29 марта состоится Зимняя Пущинская Школа (ЗПШ), куда меня тоже пригласили читать лекцию (в один из учебных дней). Предполагается, что лекция по моей самой прямой сфере интересов: о научном методе и псевдонауке (профилактика от мракобесий), но детали еще уточняются. На школу приглашаются школьники 5-11 классов, набор все еще идет.

Обо мне: Александр Панчин, кандидат биологических наук по специальности "математическая биология, биоинформатика", научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, научный журналист. Вопросы можно задать в комментариях.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)