Эта лекция называется 3 500 000 070 лет наследственной информации:
Возраст Земли составляет 4.5 миллиарда лет, а самые древние следы жизни на ней имеют возраст около 3.5 миллиардов лет. Все виды современных организмов являются потомками древних форм жизни и используют одинаковый материал для хранения и передачи наследственной информации: ДНК. В контрасте с столь древней историей самой молекулы ДНК, история изучения ДНК чрезвычайно коротка: лишь 70 лет назад эксперименты Освальда Эвери, Колина Маклауда и Маклина Маккарти стали первым доказательством роли ДНК в передаче наследственной информации.
Сегодня мы полностью прочитали последовательность генома человека и сотен других организмов и знаем функции тысяч генов. Практически любой желающий может получить и хранить полную последовательность своего генома в кармане на флешке. Мы умеем синтезировать и модифицировать любые последовательности ДНК, встраивать их в геномы вирусов, бактерий, грибов, растений и животных. Генная инженерия позволяет выводить новые сорта растений и микроорганизмов, обеспечивая прорыв в сельском хозяйстве и медицине. Появляются новые методы генной терапии, позволяющие исправлять недостатки и ошибки молекул ДНК, избавляя от тяжелых наследственных заболеваний, и методы генетической диагностики, позволяющие некоторые такие заболевания выявлять до их проявления. Мы постараемся проследить историю изучения ДНК и рассмотрим наиболее интересные технологии, связанные с этой молекулой.
Добавлю, что я постараюсь сделать лекцию интересной как для тех, кто ничего не смыслит в биологии, так и для тех, кто ей непосредственно занимается. На сайте указано, что за вход берется некая символическая плата в 200 рублей.
Вторая лекция состоится 15 марта в 17:30 в Экспериментариуме. Она называется "Научные анекдоты и популярный научный метод":
Эффективные лекарства от бактерий - антибиотики, спасающие миллионы жизней, современные компьютеры, клонирование животных, открытие ДНК, как носителя наследственной информации, генная инженерия, полеты в космос, обнаружение планет за пределами нашей Солнечной системы и открытие того, что наша вселенная расширяется, причем расширяется все быстрее и быстрее - все это лишь малая часть примеров торжества научного познания. Но несмотря на ощутимый и нарастающий научно-технологический прогресс человеческое общество по-прежнему плавает в океане заблуждений и предрассудков. Наука и научный метод часто противоречат нашей интуиции и заставляют нас отказываться от того, что кажется очевидным. Долгое время противники идеи, что Земля вращается вокруг своей оси задавали вопрос: "а почему мы все не слетаем с ее поверхности?" Аналогично, наш повседневный опыт наивно подсказывает нам, что поверхность Земли плоская, а не сферическая. Мы по-прежнему выводим закономерности там где их нет: некоторые суеверия связывают ритуальный танец с появлением дождя, молитву с успехом, черную кошку с несчастьем, гороскопы с чертами личности, а принятие гомеопатической пустышки с выздоровлением. Некоторые ошибки познания мы совершаем чаще, чем другие и история человеческой культуры полна такими примерами. Эти ошибки, приводящие к великим закрытиям важны потому, что на них мы учимся мыслить, а разбирая их, оттачиваем навыки научного познания.
Эту лекцию я тоже постараюсь сделать интересной как для детей, так и для взрослых, в том числе и для коллег по науке. Но конечно она рассчитана прежде всего на целевую аудиторию экспериментариума.
Кроме того 23-29 марта состоится Зимняя Пущинская Школа (ЗПШ), куда меня тоже пригласили читать лекцию (в один из учебных дней). Предполагается, что лекция по моей самой прямой сфере интересов: о научном методе и псевдонауке (профилактика от мракобесий), но детали еще уточняются. На школу приглашаются школьники 5-11 классов, набор все еще идет.
Обо мне: Александр Панчин, кандидат биологических наук по специальности "математическая биология, биоинформатика", научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, научный журналист. Вопросы можно задать в комментариях.
Научные публикации: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/?term=Panchin+A.+Y.
Научно-популярный блог: http://scinquisitor.livejournal.com/
Ссылки на мероприятия:
http://hyperionbook.ru/; http://hyperionbook.livejournal.com/499766.html
http://www.experimentanium.ru/; http://www.experimentanium.ru/education/lectures/nauchnye-anekdoty-i-populyarnyy-nauchnyy-metod/
http://www.zpsh.ru/wp/
Ссылки на мероприятия:
http://hyperionbook.ru/; http://hyperionbook.livejournal.com/499766.html
http://www.experimentanium.ru/; http://www.experimentanium.ru/education/lectures/nauchnye-anekdoty-i-populyarnyy-nauchnyy-metod/
http://www.zpsh.ru/wp/
Комментарии (0)