Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Познер во время чумы

Thursday, 30 January, 19:01, kar-barabas.livejournal.com
Пропустившие интервью Эльвиры Набиуллиной с Познером, могут посмотреть видеозапись (почти час) или прочитать стенограмму на сайте Банка России.  Свои ответы на серьезные вопросы глава ЦБ закончила так:

Э. НАБИУЛЛИНА: ...Да, я считаю, что Центральный банк должен проводить более открытую информационную политику. В принципе, центральные банки во многих странах являются достаточно закрытыми структурами, и считается, что это такая профессиональная работа, и бизнес, граждане часто должны сами понимать, что происходит. Мы стали, наверное, больше говорить, и я понимаю важность того, что нужно больше разъяснять по поводу того, что мы делаем.

Согласившись с этим замечанием на 100%, добавлю несколько слов о том, что все-таки означает "открытая информационная политика" цб. Программа была 27 числа, когда на валютном рынке уже началась истерика. В газетах и на телевидении полно самых разных версий о том, что происходит. У людей много вопросов, и каждое слово Набиуллиной и Юдаевой должно быть на вес золота.  Явно люди не понимают, что происходит на рынке.

Не понимают эксперты, не понимают журналисты. Открываю сегодня газету "Ведомости" с корнями в ФТ и The Wall Street Journal, которую многие всерьез читают, и вижу заметку  "Как сдержать рубль".Там написано: "Из 19 развивающихся стран, перешедших к инфляционному таргетированию, девять сохраняют режим управляемого курса, причем у четырех он даже фиксированный, отмечает Марк Пуррой из Сорбонны."  Ну как можно такое говорить или даже цитировать?  Это просто противоречие в терминах, непонимание самых-самых азов таргетирования инфляции. Не может курс быть фиксированным при таргетировании инфляции.  Или другой пассаж оттуда же: "К режиму полностью плавающего курса и инфляционного таргетирования ЦБ должен перейти с 2015 г. согласно плану, составленному еще Улюкаевым...Теперь Улюкаев считает, что переход к инфляционному таргетированию мог бы быть модифицированным — с сохранением валютных интервенций...".  Нет и не может быть никаких сроков выполнения в переходе к таргетированию инфляции. И их нельзя перенести. Это длительный и постепенный процесс. Валютные интервенции всегда были и останутся частью таргетирования инфляции. Переход к новому режиму никогда не означал и не означает отказа от валютных интервенций.  Введение таргетирования инфляции не сводится к обеспечению "кровь из носа" 4,5% инфляции и не опредляется отсутствием валютных интервенций. Это непонимание денежно-кредитной политики Банка России и того, что он пытается делать. Это не критика Ольги Кувшиновой, которую я считаю одной из самых квалифицированных журналисток, или ее коллег. Это констатация факта, что даже опытные журналисты, как и многие известные экономисты, не понимают базовые вещи про таргетирование инфляции. Это не их вина. Это вина Банка России.

Уже очень-очень давно, еще в 2006 году, Улюкаев, Замулин и Куликов написали в своем популярном введении к таргетированию инфляции (pdf) : "...политика центральных банков, таргетирующих инфляцию, предельно прозрачна. Прозрачность важна, так как она делает денежную политику предсказуемой. Таргетирование инфляции предоставляет явные и понятные основания для принятия решений при проведении денежной политики. На практике центральные банки обеспечивают прозрачность различными способами...Итак, таргетирование инфляции должно быть политикой повышенной прозрачности и подотчетности денежных властей. Это, может быть, более важная составляющая данной политики, нежели собственно цель по инфляции."

Новая денежно-кредитная политика банка России не будет эффективной, если инвесторы, журналисты и "простые люди" не понимают, что он он делает. Объяснить особенности таргетирования инфляции всем-всем-всем и на разном уровне сложности надо было уже очень-очень давно. Информация в форме каких-нибудь ЧаВО, популярных заметок и более сложных материалов должна быть легко доступна на сайте БР. Пусть не было раньше большого интереса к такому ликбезу. Зато он был бы наготове, когда этот интерес вдруг резко повысился.

Сейчас, когда на рынке паника, от БР требуются объяснения, объяснения и еще раз объяснения того, что происходит.  Совсем недостаточно сказать, что "так и должно быть", "держите деньги в рублях", "в Бразилии тоже так" итд итп.  Когда я смотрел интервью с Познером, то узнал, что Эльвира Набиуллина была в школе круглой отличницей. Прекрасно! Но дочке водителя автобуса не дали золотую медаль. Гримасы советского строя, печально. Первой на курсе вступила в КПСС. Подозрительно. Не думает, что женщины хуже мужчин. Соглашаемся. Но какое людям сейчас до всего этого дело?  Во время паники на валютном рынке им наплевать на эти детали из жизни замечательных людей.  "Простым людям", как и не совсем простым, важно услышать на первом канале о том, что происходит с рублем, куда он катится и почему. В какой-то момент Познер задает важные вопросы о независимости ЦБ, о связи с бюджетной политикой, о роли валютных интервенций. Но эти важные кусочки слушатели должны выуживать из потока ненужной ерунды вместо того, чтобы услышать простой и внятный рассказ с ответами на главные вопросы.

Лучше, чтобы они услышали все это или прочитали из уст самого цб, не в пересказах СМИ.  Познер в какой-то момент попросил Набиуллину повторить то, что она сказала, еще раз прямо в камеру, обращаясь напрямую к слушателям. Вообще это очень странная манера общения с народом, когда на сайте Минфина люди должны читать, что сказала газета "Ведомости", газета "Коммерсант", "Эксперт" итд о том, что сказал Силуанов.  Что за ерунда?  Ну хочет министр финансов что-то сказать, пусть напишет об этом и опубликует текст или видео на сайте. Почему свои мнения надо доносить в пересказе журналистов? То же, и еще важнее, с Банком России. Вот была в сентябре прекрасная пресс-конференция Набилуллиной, Юдаевой и Швецова, где они подробно отвечали на вопросы журналистов, появляется новый дизай сайта цб. Наверное, со временем нужная информация появится и общение наладится.

Но можно ведь и не упускать возможность для разъяснений в дни кризиса, когда внимание в новой денежно-кредитной политике цб достигло небывалого пика.  Ведь сейчас самое время максимально доходчиво объяснить, чем отличается новая политика, на каких принципах она основана, как в ней используются интервенции, чем экономическая ситуация в России отличается от ситуации в Бразилии, Турции, Южной Африке, Австралии или Канаде. Почему нам не страшен серый волк.  Вместо этого в разгар паники появляются какие-то мутные рассказы о роли рубля в качестве резервной валюты. Конечно, мы все очень рады, просто дрожим в экстазе от того, что Беларусь и даже революционная Украина готовы зачислять рублевые инструменты в свои валютные резервы. Но это же не главная тема для обсуждения во время валютной чумы.

При нехватке объяснений цб журналисты осаждают Улюкаева, Силуанова и других руководителей экономических министерств с вопросами. И те пытаются по своему объяснять, каким должен быть курс, какими могут быть интервенции, как все это повлияет на инфляцию, надо ли поднимать процентные ставки. Никто не сомневается, что Улюкаеву есть, что сказать. Но не надо этим чиновникам распространяться о том, что происходит, и что должен или не должен делать Банк России. Это только создает путаницу. Пусть эксперты, журналисты и блогеры спорят с цб, защищают его или критикуют.  Все чиновники должны отвечать просто и ясно: "Эти вопросы входят в компетенцию Банка России" или, как тупые американцы: "Рубль должен быть сильной валютой".  Не надо в разгар паники говорить, что он должен быть слабой валютой из-за того, что у России слабая экономика и не будет никакого экономического роста :) Потому что это неправильно.

Конечно, рынок успокоится так или иначе. Рубль в конце концов найдет свое правильное место. Кто-то на волатильности заработает, кто-то потеряет. Нет ведь никаких фундаментальных причин для ажиотажа, который охватил рынок. Нет у страны дефицита по счету текущих операций, как у "хрупкой пятерки" Бразилии, Турции, Индонезии, Индии и Южной Африки. Не было притоков капитала. Нет значительной долларизации. Нет очень высокой и застарелой инфляции. Не было мощного кредитного бума. Не было большого укрепления самого рубля и "валютных войн". Ничего этого не было и нет. Не входит Россия в группу стран совсем с другими характеристиками, не надо ее туда запихивать. И нет сейчас никакого синхронного падения валют по всему миру, все более или менее спокойно в Польше, Мексике, Индонезии и Индии.

Рынок успокоится, и многие запомнят этот урок экономики. Жаль только, что может быть упущена возможность значительного укрепления доверия к Банку России, которое ему необходимо для более эффективного управления ожиданиями инфляции и, как стало сейчас еще понятнее, ожиданиями предсказуемой курсовой политики. Еще раз согласимся с Эльвирой Набиуллиной в том что "Центральный банк должен проводить более открытую информационную политику". Уберите лысину с экрана.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)