Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

...Москва, похоже, задумала большую муниципальную реформу

Wednesday, 22 January, 12:01, aquareus.livejournal.com
ВЕРТИКАЛЬ ДО САМОГО НИЗА

АСТРАХАНЬ – НОВОСТИ – ПОЛИТИКА – РЕФОРМА

Ходят настойчивые разговоры, что новые выборы мэра Астрахани могут и вовсе не случиться (даже если Басманный суд вдруг к марту разродится вердиктом в отношении Михаила Столярова). А дело все в том, что Москва, похоже, задумала большую муниципальную реформу, после которой от нынешней системы местного самоуправления камня на камне не останется.

Муниципальная реформа. Опять?

12 декабря, в День Конституции, Владимир Путин озвучил свое очередное Послание Федеральному собранию. И, как известно, за день до этого телеканал «Дождь» выдал сенсационную новость: сославшись на «источник, близкий к администрации президента», канал сообщил, что Владимир Путин может объявить об отмене выборов мэров и городских законодательных собраний. Впрочем, в результате ничего такого Путин не сказал. Хотя и предложил обсудить возможности решения проблемы неэффективности МСУ в стране.

Так что же произошло? Ведь не из воздуха же телеканал «Дождь» взял информацию о возможной муниципальной реформе?

Судя по всему, возможность резких изменений действительно обсуждается в Кремле и на Старой площади очень серьезно. Об этом, например, можно судить по аналитической записке близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ (Институт социально-экономических и политических исследований) Дмитрия Бадовского.
Документ под названием «Реформирование системы организации МСУ в крупных городах и городских агломерациях: возможные подходы» (скачать можно здесь) обозначает главные проблемы в современной системе муниципального управления и предлагает два варианта реформ.

Вариант первый: тотальная перетряска

Впрочем, обо всем по порядку.

Как отмечают эксперты ИСЭПИ, нынешняя система муниципального управления разбалансирована. И вот в чем проблема. Сравним жителя какого-нибудь села в одном из сельских районов и жителя Астрахани.
По каким-то причинам сложилось так, что о жителе сельского населенного пункта заботятся (или «заботятся») аж четыре уровня чиновников: федеральные, региональные, а также районный уровень муниципалитета и местный сельсовет… А вот жители областного центра заботой властей явно не обласканы: тут на благо народа трудится только лишь федерация, регион и одна на всех мэрия. То есть, жителей много, а избранный мэр на всех – один. Конечно, есть еще главы районов – Кировского, Трусовского и т.д. – но их граждане не выбирали, они назаченцы.

Собственно, на эту диспропорцию и обратили внимание эксперты ИСЭПИ. И предложили внезапный выход – упразднить напрочь избираемость глав районов и мэров. Сделать их назначаемыми губернатором. Вот есть у сельчан их избранные сельсоветы, которые занимаются хозяйственными вопросами – и ладно.

Проблема тут возникла с большими городами. Ведь если упразднить избираемых мэров, то у горожан в таком случае не останется муниципальной власти. А без нее по закону никак нельзя. Поэтому аналитики из ИСЭПИ предложили изящный выход: устроить внутри крупных городов, так сказать, «второй этаж» власти – на районном уровне. И именно его сделать выборным. В таком случае получается полная симметрия, что у горожан, что у сельских жителей: у всех выходит по четыре этажа властных полномочий:
Федеральная власть (избираемая всенародно)
Региональная власть (избираемая всенародно)
Главы районов/областного центра (назначаемые губернатором)
Сельсоветы/внутригородские муниципалитеты (избираемые всенародно)
К ведению последних будут отнесены лишь хозяйственные вопросы. Тогда как крупные дела – строительство, здравоохранение и образование – отдадут административным районам и городам. То есть, по факту – в ведение региональной власти. Впрочем, в значительной степени это уже и так реализовано…

Легко представить, во что это может вылиться на практике: глав районов больше избирать не будем (а у нас в регионе, кстати, как раз на носу перевыборы в девяти районах), мэра – тоже, зато жители разных городских районов станут де-юре, гражданами разных муниципалитетов. Уже не астраханцами одним скопом, а отдельно «жителями Кировского района» и «Жителями Советского района»…

И, кстати, не факт, что образование внутригородских «муниципалитетов второго уровня» будет соответствовать делению нынешних районов. В конце концов, если ориентироваться на сельские аналоги, то далеко не в каждом сельсовете (а у нас их больше 150) наберется 25-50 тысяч жителей. Так что новоявленных муниципалов внутри Астрахани могут поделить и по небольшим участкам – например, согласно нарезке округов городских депутатов (по 10-12 жителей)… Получится что-то вроде больших управляющих компаний, занимающихся делами отдельных микрорайонов…

И да воцарится Вертикаль – от Кремля до самого низа…

Вариант второй: щадящий…

Впрочем, в докладе ИСЭПИ есть еще один вариант под номером два. Который предлагает более бережно отнестись к нынешней системе муниципального управления. Если вернуться к нашей метафоре с «четырехэтажной схемой власти», то эксперты предлагают надстроить еще один этаж НАД мэриями крупных городов (а не «пристроить его снизу»). В эти новые образования эксперты включить крупные города и близлещащие муниципалитеты, вовлеченные их в экономику. Назовут эту штуку «городскими агломерациями». В таком случае мэры оставят за собой свою суверенную избираемость, но приобретут новых начальников. Видимо, звать их будут «многоуважаемые агломераты»…

Впрочем, дело не так чтобы совсем бесполезное. Действительно, вокруг Астрахани уже давно сформировано кольцо из сел, жители которых работают в Астрахани, ежедневно приезжают в город, совершают здесь покупки и т.д. При этом экономические последствия от подобного слияния никто до сих пор не просчитывал и не пытался привести в порядок. Так что если новоявленный «агломерат» (подчиненный губернатору, естественно) займется этой проблемой, хуже не будет.

Насколько реально?

Конечно, путь от простой аналитической записки до реальных реформ довольно неблизкий. Так что далеко не факт, что все описанное выше будет реализовано. Тем не менее, слухи уже поползли, в том числе и по астраханским кулуарам. И действительно, мысль довольно заманчивая: выборы глав районов отменят, и доселе свободным и самостоятельным муниципалам придется выкладываться на 100% для того, чтобы нужный кандидат в губернаторы победил и смог их переназначить на повторный срок…

Столичные СМИ также поддерживают переполох, называя отмену выборов мэра такими эпитетами, как «последний главный проект администрации президента». Ажиотаж подогрели и недавние события в Новосибирске, мэр которого в начале января досрочно покинул должность, чтобы стать «вице-губернатором по созданию новосибирской агломерации»… К слову, там же, в Новосибирске, в марте должна пройти инициированная Минрегионом РФ «Всероссийская конференция по развитию городских агломераций».
Издание «Slon.ru» сообщает, что авторы записки «Реформирование системы организации МСУ в крупных городах и городских агломерациях: возможные подходы» рассчитывают на быстрое обсуждение и рассмотрение в Государственной думе этих вопросов. Поправки должны быть внесены в ходе весенней сессии Госдумы в 2014 году, а завершить на практике создание новой системы МСУ планируется до середины – конца 2015 года.

Впрочем, идея может натолкнуться на непреодолимую преграду – нехватку времени. Распустить райсоветы и гордумы за два ближайших года – задача нешуточная. Не говоря уже об устройстве нового уровня администраций с распределением полномочий и оформлением всех бумаг. Тысячи перекраиваний, самороспусков, новых выборов? Уж увольте. И как объяснить всем вложившимся в местные выборы представителям элиты и бизнес-сообщества, что правила игры резко поменялись? Кроме того, надо будет «закрыть» огромное количество городов, передать имущество другим субъектам – в общем, мы все с интересом посмотрим на отзыв Министерства финансов на подобный законопроект. А затянуть с реформой никак нельзя: в 2016 году страна будет готовиться к выборам нового состава Госдумы, а затем и президента – и к тому моменту все уже должно нормально работать… Собственно, авторы аналитической записки так и пишут: «С политической точки зрения преобразование системы МСУ и перераспределение полномочий между местным и региональными уровнями власти целесообразно завершить как минимум за год до выборов депутатов Госдумы РФ и совмещенной с ними большой региональной избирательной кампании (в 2016 году также истекают полномочия более двух десятков региональных парламентов и около двух десятков глав субъектов РФ)».

Так что, скорее всего, будет начата подготовка, а потом все замрет. Такое уже бывало. Некоторые аналитики идут дальше, предполагая, что идея исходит от «человека которому нельзя сказать «нет» (и мы знаем фамилию этого человека!). Slon.ru пишет:

… «После того как мэр Екатеринбурга оппозиционер Евгений Ройзман высказался о необходимости вывести город из подчинения области и перевести в прямое подчинение Кремлю, можно только представить эмоции Владимира Путина, и так недолюбливающего жителей крупных городов, то не голосующих как надо, а то и вовсе выходящих протестовать на улицы. Куда проще всех россиян превратить в жителей мелких муниципалитетов и, кстати, все поле для политической жизни тоже свести к поселковому уровню. И так избежать опасности появления новых оппозиционеров, возглавляющих крупные города, таких как Евгений Урлашов в Ярославле, Евгений Ройзман в Екатеринбурге, Галина Ширшина в Петрозаводске. Дали поручение, и Бадовский написал текст, в реалистичность тезисов которого он и сам не может верить. Очевидно, что сейчас будут ждать реакции, которая может быть положительной только у 83 губернаторов и близких к ним, уже назначенных ими через управляемые гордумы сити-менеджеров. Всем остальным остается только хвататься за головы и пытаться найти более приятные для уха синонимы слова «абсурд» ...

http://punkt-a.info/view_page/view/70172

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)