Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

"Верной дорогой идете, товарищи!": "обуть" врача и пациента - другого пути нет

Воскресенье, 12 Январь, 13:01, aquareus.livejournal.com
Врачей увольняют за позицию, ряженые готовят бирюльки, чинуша, капиталист-общественник и карманный знаток сплелись в экстазе соплатежей+


В Казани уволили главврача, критиковавшего планы местного Минздрава

Главный врач поликлиники N 10 Казани Александр Бунятян был уволен приказом министра здравоохранения Татарстана Аделя Вафина без объяснения причин. Ранее медик резко критиковал намерения здравоохранительного ведомства провести массовую диспансеризацию населения.

Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации Александр Бунятян был снят с должности без положенного по закону уведомления, которое увольняемый должен получить за две недели до момента прекращения его деятельности. Причем случилось это накануне новогодних каникул и в отсутствии президента республики, к которому татарстанцы традиционно апеллируют в ситуациях, когда хотят оспорить решение главы того или иного министерства.

Конфликт между Бунятяном и татарстанским Минздравом разгорелся после того, как ведомство увеличило план по диспансеризации для казанских больниц практически в три раза. То есть той же городской поликлинике N10 вместо планируемых ранее 4800 пациентов теперь предстояло обследовать 13600 человек. Вместо этого, в ответ на требование министра Аделя Вафина форсировать процесс диспансеризации, главврач поликлиники сообщил чиновнику, что его учреждению требуется маммограф стоимостью в 400 тыс. рублей, и что больнице банально не хватает рабочих рук. Согласно официальным данным на сегодняшний день в Татарстане не хватает 4 тысяч врачей и почти 9 тысяч медсестер.

Ранее в газете "Вечерняя Казань" уволенный Бунятян так прокомментировал сложившуюся ситуацию: "Ощутимый эффект мы получили бы, создав условия, при которых в первичное звено вернулись бы врачи. А перед диспансеризацией надо было поликлиники еще и оборудованием дооснастить. Сегодня поликлиники - так называемое "первичное звено" нашей медицины - получили право оказывать платные услуги и доплачивать сотрудникам из заработанных средств. Но я запретил специалистам принимать платно. Нет у них на это времени, их и так не хватает. За две недели записываем, самая большая очередь - к эндокринологу. Нет у меня морального права открывать в таких условиях платный прием".

Как сообщил в своем дневнике в одной из социальных сетей оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие" Андрей Коновал, 100 сотрудников поликлиники подписали обращение на имя президента Татарстана с просьбой разобраться в ситуации. Аналогичное обращение планируется отправить и на имя президента России.

http://www.regnum.ru/news/medicine/1751828.html



Национальная медицинская палата учредила собственную награду – Премию НМП!

Самое важное в этой Премии – то, что идея о ее проведении принадлежит непосредственно медицинским работникам. Это не директива «сверху», не госмероприятие для «галочки». Это – насущная потребность российских врачей, которые сегодня как никто нуждаются в признании своих заслуг и в повышении уважения к своей профессии.

Условия выдвижения номинантов для участия в Премии весьма демократичны – предложить кандидата могут территориальные и профессиональные объединения медицинских работников, сами медицинские работники и представители СМИ, словом, практически, любой человек или организация.

Среди номинаций Премии – не только медицинские, но и для общественных организаций и представителей СМИ – тех, кто нам реально помогает в нашей нелегкой работе, в отстаивании наших интересов.

В составе Экспертных советов и Жюри Премии - члены НМП, предложенные региональными отделениями Палаты, а также и представители самого широкого экспертного круга. И в этом – залог непредвзятого мнения и выбора достойных лауреатов.

Старт дан, в январе-марте 2014 года будет проходить сбор заявок, а в апреле планируется подведение итогов.

Подавайте заявки, расскажите об этом своим друзьям и коллегам. Мы обещаем, что лучшие из лучших станут первыми лауреатами Премии.

Номинации для представителей СМИ

Престиж врачебной профессии во многом зависит от общественного мнения. А формирует его «четвертая власть» – средства массовой информации. Поэтому мы благодарны тем, кто публикует объективные материалы о деятельности врачей, и считаем этих людей достойными награды.

Номинация «Врач под защитой»

Оценивается журналистский материал, направленный на защиту медицинского работника в спорной, неоднозначной ситуации. Главное – объективность, а также предоставленная возможность врачу донести свою точку зрения до общественности.

Номинация «Профессия – врач»

Слишком много сюжетов и публикаций посвящается героям сегодняшнего дня – представителям органов власти, шоу-бизнеса. Напротив, мы же хотим видеть материалы о людях, которые вопреки всему продолжает лечить и спасать жизни, потому что выбрали когда-то такую профессию.

Номинация «Диагноз»

Написать о проблеме – полдела. Важно не только дать объективную информацию, предоставить разные точки зрения, но и предложить ее решение или хотя бы указать, в какую сторону двигаться для этого. Не «Кто виноват», но «Что делать»! Номинация для изданий и главных редакторов

Номинации для медицинских работников

Молодые и опытные, столичные и провинциальные, педиатры и геронтологи, нас всех объединяет любовь к профессии и чувство долга. Сейчас у нас есть возможность выбрать самых лучших и поблагодарить за то, что они делают для всех нас!

Номинация «Земский доктор»

Традиции земских врачей живы в России и поныне. Сегодня сельским врачам очень сложно работать – и морально, и материально. Неважное состояние материально-технической базы, маленькие зарплаты, отсутствие бытового комфорта, отсутствие возможности для профессионального роста. Но, несмотря ни на что, вы работаете и спасаете жизни!

Номинация «Карьера»

Молодой человек, поступивший в медвуз, да еще его окончивший, уже достоин уважения. Эта номинация для тех, кто не боится трудностей, любит свое дело и добивается успеха в любой ситуации!

Номинация «Мой наставник»

У каждого врача в среднем было не менее 100 преподавателей. Но кого из них мы помним? Кто стал для нас не только скучным наставником, но Учителем с большой буквы? Мы выбираем тех, у кого не только опыт и знания, но и талант, помноженный на душевную чуткость!

Номинации для профессиональных общественных объединений медицинских работников

В каждом регионе нашей страны зарегистрировано огромное количество профессиональных общественных медицинских объединений. Одни существуют лишь на бумаге, а другие реально работают для того, чтобы хоть немного изменить ситуацию в лучшую сторону.

Номинация «Право на защиту»

В последнее время участились случаи необоснованных обвинений в адрес врачей. Но мы сами не учились на адвокатов и защитников. Эта номинация для тех, кто приходит врачам на помощь в сложных, а порой, и безвыходных ситуациях!

Номинация «Территория взаимодействия»

Не секрет, что в рамках даже одной поликлиники врачи могут быть разобщены, разделены административными барьерами. Что уж говорить о согласованной работе между различными ведомствами в пределах города или области. Но порой активные, неравнодушные люди, объединившись между собой, помогают устранить такие барьеры, наладить взаимодействие и, самое главное, – представить нашу точку зрения на различных уровнях управления здравоохранением. Общественно-государственное партнёрство – это сложный путь управления отраслью, но мы можем и должны сделать так, чтобы нас слышали и учитывали наше мнение. В этой номинации мы оцениваем самые удачные и результативные проекты в этой сфере.

Номинация «Наш маяк»

Этот конкурс – для профессионального общественного объединения медицинских работников, динамично развивающегося и успешно реализующего отраслевые проекты.

http://www.zdrav.ru/news/92140/



В 2014 году в законодательстве по ОМС планируются определенные изменения. Председатель Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко рассказала о тенденциях, связанных с последними изменениями в законодательстве.

Нынешняя модель обязательного медицинского страхования — это, в первую очередь, социальное страхование. Мы не против изменений в законодательстве, однако, эти шаги должны быть взвешенные и понятные.

Было бы хорошо, если бы мы в своей работе не преследовали интересы государственного или частного здравоохранения, а видели конкретного пациента, получающего медицинскую помощь. И вся наша работа была направлена только на то, чтобы пациент мог получить качественную медицинскую помощь именно в тот срок, когда она необходима.

В 2010 году в системе обязательного медицинского страхования участвовало всего 600 частников, из них 80 или 90% — железнодорожники, которые все же не совсем частники. Поэтому ни статистики, ни опыта работы с частными структурами, в системе Фонда обязательного медицинского страхования, безусловно, не было. Мы в первую очередь, озабочены качеством и доступностью медицинской помощи.

Мы не против отмены структуры тарифа в дальнейшем, и придем к этому не только в негосударственных учреждениях здравоохранения. На сегодняшний день у нас уже есть достаточно много автономных организаций, которые также имеют право на отмену структуры тарифа, но для того чтобы к этому прийти, нужно наработать определенную статистику, понять, как работают на рынке обязательного медицинского страхования частные компании.

К сожалению, бывает, что ложка дегтя портит бочку меда. В системе частных клиник, работающих в системе ОМС, есть разные примеры — как положительные, так и отрицательные, хотя положительных больше, и это радует.

Инвестиционная составляющая

Что касается инвестиционной составляющей, — она, безусловно, нужна и к этому нужно идти. В 2014 году наша совместная работа с Министерством здравоохранения РФ, будет направлена на развитие этого направления. В настоящее время в Министерстве здравоохранения появился заместитель министра Сергей Краевой, который курирует развитие государственно-частного партнерства. Наверное, это правильно. Человек должен иметь право на выбор медицинской организации любой формы собственности, работающей в системе обязательного медицинского страхования. И мы это только приветствуем.

Кроме того, сейчас мы совместно с Министерством здравоохранения РФ работаем над тем, чтобы при доведении финансирования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования до субъекта, был некий алгоритм по распределению планового задания, в первую очередь, в виде объемов медицинской помощи до всех участников системы обязательного медицинского страхования по понятному алгоритму.

Что касается включения в систему ОМС учреждений, оказывающих медицинские услуги не по полному циклу, а частично (лабораторные или ультразвуковые исследования), должна сказать, что у нас есть первичная медицинская помощь и специализированная медицинская помощь, и из этого мы и должны исходить. Необходимо за всеми этими обсуждениями и высказываниями видеть конкретных людей.

Человек не приходит сделать анализ ради того, чтобы сделать анализ или УЗИ. Человек приходит к терапевту, педиатру или к узкому специалисту, когда у него есть определенная проблема. И для того чтобы разобраться в этом и поставить правильный диагноз, чтобы в последствии назначить адекватное лечение, необходимы и клинические, и инструментальные исследования. У нас нет лабораторной или УЗИ-клиники для извлечения прибыли. Это другая, частная история вопроса, которая к нашей теме не имеет никакого отношения. Мы за то, чтобы развивались офисы врачей общей практики, чтобы в систему ОМС вошли и стационарные клиники.

В настоящее время не все поликлиники и не все первичное звено имеет необходимое диагностическое оборудование и инструментальный набор. Наверное, не нужно в каждой поликлинике это развивать. Имея полный тариф, но не имея при себе лабораторию или серьезные инструментальные исследования, поликлиника, в свою очередь, может заказать эту услугу в любом учреждении, и частной формы собственности тоже.

Изменения законодательства

Последние изменения Правила обязательного медицинского страхования претерпели 29 ноября 2013 года (Приказ № 158н зарегистрирован в Минюсте). Теперь тарифы утверждаются на 3 года с учетом индексации в связи с инфляцией. Значительные изменения внесены в раздел «Методика расчета тарифов».

С 1 января 2013 года предусмотрено одноканальное финансирование в системе обязательного медицинского страхования, за исключением инвестиционной составляющей.

Для того чтобы не было разночтений в определении тарифов для лечебных учреждений любой формы собственности, мы детализировали этот раздел.

В модели, которая существовала ранее в системе обязательного медицинского страхования, тарифы утверждены, существуют и понятны только тем, кто участвует в системе обязательного медицинского страхования. Они вывешены на всех сайтах территориальных фондов обязательного медицинского страхования, но в закрытом доступе. Ключ для вхождения в эту систему имеют только те, кто работает в этом году в системе ОМС.

В Закон «Об обязательном медицинском страховании», который вступил в силу с 1 декабря 2013 года, внесен ряд изменений. Теперь
после утверждения тарифной комиссией тарифы в течение 10 дней должны быть размещены в свободном Интернет-доступе.

29 ноября прошло серьезное расширенное совещание — Совет директоров территориальных фондов, где мы обсуждали все изменения в законодательстве. С 1 января 2014 года мы начинаем проверку территориальных фондов ОМС на исполнение данного законодательства.

Новые тарифы

Сейчас в субъектах Российской Федерации идет работа тарифных комиссий: где-то она уже завершена и утверждены новые тарифы на следующий год, где-то она продолжается. Изменения по отношению к тарифам 2013 года, безусловно, будет, но в сторону увеличения.

Я приветствую участие ассоциаций частных клиник в тарифных комиссиях. Я думаю, что все необходимые изменения законодательства в части саморегулируемых организаций можно сделать. Тарифные комиссии не делают ничего сложного и ничего секретного, и если они будут открыты и понятны для всех, тогда снимется очень много вопросов, и как следствие, домыслов, которые потом возникают и при утверждении тарифов, и в распределении объемов оказываемой медицинской помощи между медицинскими организациями.

Хотелось бы сделать акцент на том, что утверждение тарифов и тарифообразующая система — это не прерогатива территориального фонда обязательного медицинского страхования, это совместная работа с организаторами здравоохранения субъекта и невозможна в отрыве от них. Несмотря на то, что за конкретными расчетами стоят конкретные люди, тем не менее, это — коллегиальная работа, которой занимаются субъекты Российской Федерации. Мы в свою очередь стремимся к тому, чтобы эта работа была понятна и прозрачна для всех участников системы обязательного медицинского страхования.

Хочу сказать, что все законы, по которым мы работаем как в системе обязательного медицинского страхования, так и вообще в здравоохранении, это — не догма.

При реализации данного законодательства, все необходимые меры для улучшения системы, безусловно, принимаются. Мы абсолютно открыты для открытого диалога, направленного на улучшения в системе обязательного медицинского страхования.

http://ria-ami.ru/read/24201



Алексей Душкин: «Пока у нас не будет половины тарифа, наполненного деньгами, частные клиники в ОМС работать не будут»

Частные клиники не идут в ОМС, поскольку качественно оказать услуги по существующим тарифам они не могут, поэтому необходимо отменить структуру тарифа для негосударственных медицинских учреждений, считает Председатель правления Ассоциации нижегородских частных медицинских клиник Алексей Душкин.

Местные реалии

По статистики, в России 60% всей частной медицины сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, 20% — в городах-миллионниках и 20% — во всей остальной России.

Нижний Новогород — это типовой, средний город-миллионник, в котором ставятся эксперименты и происходят события, которые потом распространяются на всю Россию.

Население Нижнего Новгорода — 1млн 200 тыс. человек, нижегородской области — 3 млн 300 тыс. человек. Негосударственных медицинских учреждений по реестру — 1189. Предпринимателей, имеющих лицензию —293. Государственных медицинских учреждений — 249, федеральных — 180 и ФАПов — 1153. Однако данные реестра — это юридические лица и выданные лицензии. Реально на нижегородском рынке частного здравоохранения (без учета косметологов и стоматологов) работают 62 юридических лица, которые действительно представляют собой медицинские центры амбулаторно-поликлинического типа с отделениями дневного стационара, которые обслуживают население нижегородской области, и являются конкурентоспособными с государственными учреждениями.

Если по стране, частную медицину представляют, в основном, стоматологи и косметологи, то в нижегородском регионе 60% рынка — это многопрофильные клиники, в которых есть и стоматологи с косметологами, но основное все-таки — это амбулаторно-поликлиническая помощь полного цикла, включая диагностические отделения и свои лаборатории. Прочие же услуги составляют всего 40%.

Тенденции развития

Тенденции развития частного сектора по оказанным услугам в регионе вполне оптимистичные. В 2011 году нижегородские негосударственные лечебные учреждения оказали 20% амбулаторно-поликлинической помощи, а в 2013 году — 32%.

При этом за услугу берется визит, посещение, которое учитывается как в программных продуктах частных клиник, так и в программных продуктах или в той отчетности, которые ранее предоставлялись государственными учреждениями.

Если брать медицинскую помощь санарного типа, то в Нижегородской области 1% этих услуг выполняют частные учреждения, и 99% — государственные учреждения, которым здесь, безусловно, конкуренции нет.

Количество частных лечебных учреждений, работающих в системе ОМС, в 2011 году составило 4 клиники, в 2012 году — 15 клиник (11 из них — стоматологические), в 2013 году — 26 клиник (15 из них — стоматологические). На 2014 год заявлена 61 клиника (30 из них — стоматологические), остальные — многопрофильные. Как видим, участие частных клиник в системе ОМС растет.

Изменения законодательства

В последнее время в стране растет открытость как Минздрава, так и Фонда обязательного медицинского страхования. В Нижегородской области территориальный фонд ОМС открыт для частных клиник. Строг, суров, но открыт. Представители фонда четко заявляют, что никому преференций не будет, что будут проверять по всей строгости закона, но и консультации дадут.

Это из того положительного, что случилось в последнее время, нельзя не отметить последние изменения законодательства, направленные на улучшение работы частных клиник в системе ОМС.

Теперь тарифы медицинским организациям могут устанавливаться на срок до 3 лет. Затраты, возмещаемые из средств ОМС, теперь распространяются на амортизацию оборудования и амортизацию зданий, что очень важно для частных клиник, которые инвестируют не только во врачей и в оборудование, но еще и в капитальные вложения — здания и сооружения. Это — существенная статья расходов.

Необходимость соплатежей

Последние несколько лет мы много говорили о необходимости изменения законодательства. И эти изменения произошли. Изменился и Основной закон «Об охране здоровья граждан», и закон «Об обязательном медицинской страховании». Благодаря открытости Высшей школы экономики и привлечения нас как экспертов, мы ездили по стране, изучали пилотный проект — пермский эксперимент ДМС+ОМС.
И сегодня на примере нашего города, и, наверное, всего частного рынка, я хочу рассказать о самых необходимых изменениях.

Это, прежде всего, ОМС+ соплатеж, причем, будут ли это деньги конкретного человека или деньги страховой компании — все равно. Пока у нас не будет половины тарифа, наполненного деньгами, частные клиники в ОМС работать не будут, потому что велик репутационный риск.

Действительно, почти все ведущие частные клиники нашего региона, да и по всей стране, не идут в ОМС, поскольку качественно оказать услуги по существующим тарифам они не могут. А заманивать пациента только на прием терапевта, а потом развести его на лабораторку, УЗИ, МРТ и прочее, это не всегда хорошо и некорректно.

Еще одна больная проблема — включение в территориальную комиссию ФОМС представителей общественных организаций, объединяющих негосударственные медицинские учреждения.

Я несколько лет веду переписку с министерством здравоохранения нашего региона, получаю письма, которые пересылаю в Федеральный ФОМС и в Минздрав РФ. Получаю удивительные юридически грамотные ответы о том, что никак нельзя общественную организацию — «Ассоциацию частных клиник» — включить в территориальную комиссию.

В последнее время в некоторых регионах в территориальные комиссии стали включать представителей частных клиник. Это опасная тенденция, потому что зачастую отдельные клиники уязвимы, и на них можно оказать давление. Кроме того, есть подконтрольные клиники.

Участие в работе Комиссии представителей общественных организаций — это обеспечение открытости, независимости и объективности информации.

На самом деле частные клиники преувеличивают те события, которые происходят на этих комиссиях. Я уверен, что включение в Комиссии представителей общественных организаций позволит по-другому взглянуть на те трудности, которые сегодня есть у государства в рамках ОМС.

Отмена структуры тарифа

Введение в перечень нерешенных затрат в ОМС инвестиционной составляющей в фонд накопления прибыли. Не скрою, я сам когда-то руководил ГУПом, фонд накопления был. Его вполне можно применять для бюджетных денег. А для нас, частных организаций, это ни что иное, как прибыль. Это вполне возможно и не противоречит ни Конституции, ни другим законам.

Возможность использования средств ОМС для погашения процентов по кредиту или лизингу, конечно, подстегнет частные клиники к участию в этой работе. Так же как и возможности для негосударственных медицинских учреждений использовать средства ОМС в соответствии со всеми указанными видами затрат, независимо от структуры тарифов, принятой территориальными фондами. Поэтому необходимо отменить структуру тарифа для негосударственных медицинских учреждений, оставив ее только в качестве финансового контроля за подведомственными государственными учреждениями.

Почему я это подчеркиваю? 22 октября 2013 года одно из частных учреждений сделало попытку оспорить в Конституционном суде как раз то положение, что деньги можно тратить не по структуре тарифа, который утвержден территориальным фондом, а в соответствии со всеми теми статьями, которые указаны в ст.35 Федерального закона. Однако в решении Конституционного суда было сказано, что это невозможно, что средства можно тратить только в соответствии со структурой тарифа, утвержденного территориальными фондами. Все остальные затраты, даже по статьям, которые прекрасно расписаны в Федеральном законе, будут считаться нецелевым использованием денежных средств, которые придется не только вернуть, но и уплатить 10% штрафа из-за незаконного их использования. В итоге Конституционный суд постановил в иске отказать, и его решение пересмотру не подлежит.

Поэтому призываю участников рынка не питать иллюзии относительно того, что можно что-то изменить нашими подзаконными актами и распоряжениями. К глубокому уважению к Минздраву и Фонду обязательного страхования этого все-таки недостаточно. Необходима более глубокая проработка и воля всего медицинского сообщества вместе с Минздравом и Фондом обязательного медицинского страхования выходить с инициативами в Государственную Думу об изменении в части статей, в части разрешенных затрат, да и других положений, в которых назрела необходимость в изменениях Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании».

«Дорогу осилит идущий». Сегодня необходима консолидация. Сегодня нас не только слышат, но и что-то меняется. И видя определенные изменения, могу сказать: «Верной дорогой идем, товарищи, но только очень медленно».

http://ria-ami.ru/read/24203



Сергей Шишкин: «Проект «Дорожной карты» вводит новые формы софинансирования медицинской помощи — за счет средств ОМС и средств граждан»

В настоящее время Минэкономразвития совместно с Агентством Стратегических инициатив, разрабатывается «Дорожная карта», предусматривающая расширение участия негосударственного сектора в сфере здравоохранения. По словам одного из разработчиков «Дорожной карты» — проректора Высшей школы экономики, доктора экономических наук, профессора Сергея Шишкина, документ предусматривает новые формы софинансирования медицинской помощи — за счет средств ОМС и средств граждан.

ОМС + средства граждан

Речь идет о предложении разрешить частным организациям, входящим в систему ОМС и получившим от государства задание оказывать определенные объемы медицинской помощи, предоставлять эти услуги по рыночным ценам. При этом они будут получать оплату от страховых медицинских организаций по тарифам, установленным в системе ОМС.

Гражданам, обратившимся в эти организации, придется доплачивать разницу между ценой предоставления этих услуг в частной медицинской организации и тарифом в системе ОМС. Эта мера, безусловно, и повысит заинтересованность частных организаций, и создаст стимул для повышения качества медицинской помощи, которую граждане получают в рамках системы государственных гарантий, но теперь будут доплачивать за это.

Данная мера крайне спорная. Нет полной уверенности, что на каком-то последнем этапе ее сильно не ограничат, но проект «Дорожной карты» предусматривает прежде всего внесение изменений, допускающих такую возможность в Закон «Об обязательном медицинском страховании». Следующий этап — это «обкатка» такого механизма в нескольких регионах. И по результатам этой «обкатки» — принятие решения о применении или неприменении этой схемы в масштабах всей страны.

ОМС + ДМС

Еще один давно обсуждаемый сюжет — это сочетание средств обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования. Если платить будет не гражданин, а страховая медицинская организация по ДМС, то мы получаем сочетание ОМС и ДМС немного иное, чем разрешено сейчас.

Эти меры обсуждаются уже лет 10. Позиции ведомств по этому вопросу заметно расходятся. Есть сторонники, но пока больше противников. Новая «Дорожная карта» предусматривает, что в 2015–2016 гг. должен быть проработан этот порядок, и внесены соответствующие предложения в Правительство.

Немаловажная мера — это разработка методических материалов, модельных документов, которые определяют условия и способы привлечения негосударственных организаций к управлению объектами социальной инфраструктуры, находящимися в государственной собственности — передачи медицинских объектов в концессию управляющим компаниям. Это назревшая мера. И существующая «Дорожная карта» предусматривает такую возможность.

Независимая оценка качества

Меры по обеспечению качественной медицинской помощи, оказываемые частными организациями.

Когда встает вопрос о необходимости расширения участия частных организаций в предоставлении медицинской помощи, главное возражение, которое приходится слышать от работников различных органов управления (Минздрава, Федерального Фонда ОМС, территориальных фондов ОМС), касается отсутствия гарантий высокого качества оказания медицинской помощи. Поэтому меры, которые изменят ситуацию, здесь крайне важны.

В качестве одной из таких мер предлагается разработка системы независимой оценки качества медицинской помощи, которая сейчас создается. Сейчас она предусмотрена для оценки работы государственных учреждений здравоохранения. Но она должна быть распространена и на учреждения негосударственной системы здравоохранения, которые участвуют в системе обязательного медицинского страхования, как минимум. И результаты этой независимой оценки качества должны учитываться в порядке распределения плановых объемов медицинской помощи в системе ОМС. Соответствующие методические рекомендации тоже должны быть проработаны.

Стандарты оказания медицинской помощи

Кроме того, есть два принципиальных момента, которые включены в «Дорожную карту» по предложениям руководителей Ассоциации частных медицинских организаций. Это реализация пилотного проекта по обеспечению качества работы негосударственных медицинских организаций на основе применения государственных стандартов оказания медицинской помощи при заболеваниях, и создание в дальнейшем механизма добровольной сертификации негосударственных медицинских организаций с использованием для оценки качества их работы государственных стандартов оказания медицинской помощи.

Цель разработки Минздравом Стандартов оказания медицинской помощи — конкретизация программы государственных гарантий, которые предоставляются населению бесплатно. В Законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» появилась запись о том, что стандарты должны использоваться и для оценки качества медицинской помощи. Медицинская помощь должна предоставляться на основе этих Стандартов, что поначалу тоже вызвало неоднозначную реакцию, но сегодня такая норма закона есть.

Государственные учреждения здравоохранения в силу проблем с финансированием, которые начались уже в 2013 г., а в 2014 году, только усугубятся, не смогут обеспечивать качество на уровне этих стандартов. Тогда как негосударственные медицинские организации готовы в добровольном порядке организовывать свою деятельность так, чтобы она соответствовала этим стандартам качества, и ввести соответствующую программу сертификации.

Контроль результата

Второй пилотный проект, который тоже предлагается реализовать, — это проект по менеджменту качества в негосударственных стоматологических организациях. Для чего это делается?

Представители частного сектора неоднократно и справедливо ставили вопрос об избыточности, неоправданности, нерациональности контроля за целевым использованием финансовых средств в системе ОМС, когда в него вступают негосударственные организации.

Финансовые контроль, который осуществляется, предусматривает фактически нормирование затрат в составе тарифов на оплату медицинской помощи: чтобы деньги, предусмотренные на лекарства, шли точно на лекарства, а отпускаемые на зарплату — точно на зарплату. Это противоречит сути хозяйствования частных медицинских организаций, которые в подавляющем большинстве являются организациями коммерческими, которые ориентированы на извлечение прибыли и, естественно, на эффективное хозяйствование.

Представители частного сектора неоднократно ставили вопрос о том, чтобы уменьшить этот контроль, а федеральный Фонд ОМС и Министерство здравоохранения справедливо говорили, что в этом случае они не смогут их контролировать. «Как мы проконтролируем, что деньги, которые направлены на предоставление услуг ОМС, действительно использованы для оказания качественных услуг гражданам?»

Частниками был предложен вариант, состоящий в том, что создание, внедрение и развитие системы контроля качества оказания медицинской помощи, станет основанием для того, чтобы требовать отмены избыточного контроля, связанного с нормированием затрат, контроля за финансовыми ресурсами, с заменой его на контроль за результатом. Если качество обеспечивается, значит, и деньги использованы целевым образом. Это будет следующий шаг «Дорожной карты».

Представители частного сектора готовы к созданию и добровольному принятию таких систем контроля качества, если в перспективе это повлечет отмену избыточного контроля за использованием государственных средств при вхождении в систему обязательного медицинского страхования.

Все эти меры повысят заинтересованность частных организаций и создадут стимул для повышения качества медицинской помощи, которую граждане получают в рамках системы государственных гарантий.

http://ria-ami.ru/read/24151

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)