Состояние довольно тягостное. Люди чувствуют, что весь уклад жизни и ценности совсем теперь не имеют никакой прелести, совсем не радуют. Вроде шел за путеводной звездой лет -надцать, вот и дошел, а оказалось, что это и не звезда, а карманный фонарик в руках незнакомца. Вот что делать? Кто я такой теперь, после героического похода длинною в жизнь за элементарной электрической цепью? Да, местами стыдно, местами больно, люди знают, что много нужно менять, но… Прошло много лет и признаться себе что все было зря, все надо бросить и заняться другим, другое любить и ценить, не у всех хватает духа.
На самом деле, обратно уже идти поздно. Человек изменился и теперь наблюдает свою прошлую жизнь со стороны. Он уже совсем не такой и не сможет стать таким, как раньше. И тут встает вопрос подросткового возраста: «Кем быть?»
Это состояние неопределенности самого себя возникает время от времени в течение всей жизни человека. У детей такие периоды называются кризисами идентичности, и благодаря им, ребенок формирует свое «Я». Эриксон выделил 8 стадий этого процесса. При этом, если каждый отдельный кризис не пройден, то развитие личности затормаживается. Ребенок не может перескочить из стадии в стадию сам по себе.
Самый известный кризис в формировании «Я» подростковый. Но это не потому, что он самый важный среди прочих, а потому что подросткам, родителям и окружающим гораздо сложнее его контролировать. Хотя и другие кризисы не менее драматичны. Мало кто из родителей не знает о кризисе 2-3-х лет. Но родителям в то время с ребенком легче справиться хотя бы физически.
Семья подростка тоже переживает кризис, что требует изменений в ее структуре и отношениях внутри нее. Что же для самого подростка, то в процессе становления «Я» на этом этапе приходится через многое проходить совершенно сознательно и делать собственный выбор. В этом возрасте человек принимает себя как отдельную личность с определенным местом в обществе.
Можно с этим кризисом разобраться 2 способами. Первый—найти себя и дальше жить своей жизнью. Но большинство, к сожалению, поступают по-другому. Они просто делают вид, что с кризисом покончено, присваивая чужую роль или маску. Это довольно просто. Никаких мучений и метаний. Взял себе личность - “бестселлер» без всяких опасений, что это кому-то не понравится или что с самим собой будут сложности, и живи. Но кризис на самом деле не разрешен.
Подростковый возраст не последнее кризисное время в жизни человека. Личность не застывает в пост-подростковом виде, а продолжает свое развитие. Однако, чем дальше, тем больше люди начинают сталкиваться с более сложными процессами и ситуациями и их начинает уже интересовать смысл и аспекты своего бытия. Такие кризисы называются экзистенциальными.
Запускаются эти кризисы обычно либо сильными эмоциональными переживаниями типа смертельной опасности, тяжелой болезни, смерти близкого, лишение свободы и т.п. Но не обязателен именно сильный стресс. В основном кризис подкрадывается незаметно, через череду мелких изменений, фрагментарного опыта и размышлений.
Вдруг человек начинает себя ощущать будто бы за пределами своей ежедневной рутины. Ему, вдруг, становятся не интересны друзья, работа. Людям в этот период перестает нравиться, как к ним относятся окружающие. Им не нравится собственная жизнь с ее вчерашними мечтами и целями. Иногда просто до тошноты не нравится. Хочется выйти на улицу и бежать, не оглядываясь, или как-то остановить эту жизнь, которой личность живет. Но даже с суицидом не так все просто: «Она хотела даже повеситься, но институт, экзамены, сессия» (с)
Во время такого кризиса человек:
- Чувствует одиночество и то, что изменился по отношению к миру, а мир по отношению к нему.
- Думает о том, что жизнь не имеет смысла.
- Активно ищет смысл жизни.
- Остро понимает свою смертность и конечность своего существования.
- Осознает свободу своего выбора и степень своей ответственности за этот выбор.
Все это не просто. Человек обнаруживает себя в вакууме своего бытия и пытается барахтаться в любом направлении, лишь бы за что-то схватиться. Те, кто сачковал с кризисом подросткового возраста, оказываются в худшей ситуации. У них нет опыта борьбы с собой за себя. Они чаще пытаются себя отвлечь от барахтанья зависимостями и различной замещающей деятельностью. Начнешь пить регулярно, и поиски своего смысла в жизни превратятся только в застольную тему.
Можно, конечно, сказать: «Ха, слабаки! Не хотят осознать смысл жизни и водку начинают пьянствовать!». На самом деле экзистенциальный кризис может вылиться в очень серьезную и тяжелую депрессию. Состояние сниженного настроения совершенно не способствует какому-то продуктивному решению проблем, они просто начинают казаться неразрешимыми. Мало кто умеет перешагивать через себя и душевный дискомфорт для того, чтобы ответить себе на вопросы, зачем я живу и кто я в этом мире. Не всегда информация о своей предшествующей жизни способствует решению, что человек жил не зря и продуктивно использовал каждую минуту. Очень многие делают вывод о том, что надцать лет своей жизни просто…. пошли коту под хвост (или другие эпитеты разной степени грубости и нецензурности). Не удивительно, что люди хотят свернуть картину бездны бытия под своими ногами в рулончик и сунуть его в дальний угол своего сознания. И тут, перед лицом экзистенциального ужаса, все средства кажутся человеку не такими уж и плохими.
Стоит развести понятия «экзистенциальня депрессия», и «депрессия, как болезнь». Второе—диагноз, первое явление человеческой психики, реакция на жизнь и свое место в ней. Люди в состоянии экзистенциального поиска могут быть в очень тяжелой депрессии, которая требует лечения. Больные с депрессией, как заболеванием на фоне своего состояния развивают экзистенциальную депрессию, так как их понимание своего места в жизни, да и самой жизни изменилось. Поэтому, если депрессия тяжелая, надо лечиться у психиатра, а параллельно искать смысл жизни.
А для разрешения кризиса есть только один путь. Это путь внутрь себя. Это занимает немало времени и душевных сил, но это стоит того, чтобы начать движение.
Комментарии (0)