Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

А с краудсорсингом все как рукой сымет!

Saturday, 21 December, 12:12, aquareus.livejournal.com
ВСТАНЬ И ИДИ!

В больницах Югры нет места равнодушным врачам, долгим разговорам и... лежачим больным

Анастасия Безденежных, 20.12.2013

Реформа здравоохранения бурным потоком сметает прежние принципы работы, когда доктор был пупом земли, к которому пациенты шли с поклоном. Теперь вместе с больными во врачебный кабинет идут страховые деньги, от которых не принято отмахиваться со словами: «Вас – много, а я – один!» О том, как изменились больничные нравы, а также как живется пациентам в модернизированных условиях, читайте в нашем материале.

С 2011 года большинство больниц нашего региона перешли на одноканальное финансирование. Суть его заключается в следующем: медицинские учреждения получают средства не из федерального, регионального и муниципального карманов, а из одного источника – Фонда обязательного медстрахования. По идее такой подход – манна небесная как для главврачей, значимость, ответственность и экономическая свобода которых возросли в разы, так и для пациентов – хорошо лечить их теперь не просто почетно, но и выгодно. Однако на деле все сложилось несколько иначе.


Пациент, долечись сам!

Самый громкий лозунг программы перехода на одноканальное финансирование – «Деньги идут вслед за пациентом!» При этом полис обязательного страхования должен был стать для больных едва ли не пропуском в рай, где они сами могут выбирать врача, клинику, требовать качественного лечения и вежливого обращения, не знать проблем с очередями и жаловаться на нерадивого эскулапа не заведующему отделением, который за своего готов на все, а страховому агенту. Что же мы получили на деле?

На сегодняшний день Югра – оазис высокотехнологичной медицины. К примеру, в округе лечат рак головного мозга без оперативного вмешательства с помощью «Гамма-ножа». Людям, болеющим нейросенсорной тугоухостью (тотальной глухотой), возвращают слух, благодаря установке особого имплантата стоимостью в миллион рублей. Парам, не способным самостоятельно стать папами и мамами, шанс на родительство дает дорогостоящее ЭКО. А об уникальных операциях на сердце наших талантливых сургутских и ханты-мансийских хирургов впору слагать легенды. И главное – по полису обязательного медстрахования все бесплатно.

При этом высокотехнологичные и дорогостоящие методы лечения позволяют пациентам не валяться месяцами на койке в стационаре, а покидать больничные покои через несколько дней после операции.

– Недавно сама убедилась в таланте и оперативности наших врачей, – рассказывает жительница Ханты-Мансийска Татьяна. – В пятницу резко начала болеть почка. Боль ужасная, но, как и многие, я ждала, пока само пройдет. Терпела до вечера. В шесть все-таки поехала в больницу и уже полдвенадцатого лежала на операционном столе. Выяснилось, что из-за камня я могла потерять почку, но, благодаря хирургам, орган удалось сохранить. Более того, очнувшись после наркоза, я не чувствовала никакого головокружения, тошноты и прочих особенностей операционного сна. Все было сделано качественно, быстро и с человеческим отношением.

Однако у Татьяниного хеппи-энда есть и «побочные» явления. По словам женщины, из больницы ее выписали на четвертый день с «приказом» продолжать лечение.

– Я несколько дней пыталась пробиться к урологу, – жалуется наша собеседница. – Попробовала и хваленый терминал, и запись по Интернету. Нигде талончика к узкому специалисту нет. Обратилась в регистратуру, и там – отказ. Как продолжать лечение? Такое ощущение, что врачам лишь бы на ноги поставить, а там долечивайся, как можешь!

О неуловимости узких специалистов в окружных клиниках известно всем, но проблема кажется нерешаемой. Вопрос в том, как в этих условиях пациенты могут выбрать лучшего для себя врача, если они, в принципе, ни к какому попасть не могут? И государственный страховой полис здесь не помощник.


Неэффективные койки

Как выяснилось, долечивать пациента на больничной койке медучреждениям не выгодно. Именно эта статья расходов съедает самый большой кусок бюджета клиники. И хотя, по словам директора депздрава Югры Александра Филимонова, административные меры к тем больницам, которые не оптимизируют расходы в стационарных статьях, не применяются, за продолжительностью пребывания пациентов в медпалатах региональные чиновники следят очень зорко. Да и главврачам в условиях одноканального финансирования приходится считать каждую копейку. Если раньше администрация медучреждений старалась раздуть свой штат по максимуму, так как за каждого работника из бюджета капали рубли, то теперь лишние рты – уборщицы, санитары, сантехники и прочие – серьезная нагрузка на смету.

– У нас многопрофильное учреждение. Мы оказываем большинство видов медпомощи, – отмечает Владимир Антонов, главный врач Советской центральной районной больницы. – За три года перехода на одноканальное финансирование мы выявили те направления, которые были наименее эффективны и не оправдывали затрат. Хотя нужно признать, что порядки, заложенные в новой модернизованной системе, уже неоднократно менялись и перестраивались. Так, в течение трех лет в круглосуточном стационаре администрация больницы оптимизировала порядка 20 койко-мест – это 10 % от их общего количества. Кроме того, мы полностью отказались от такой формы, как койка дневного пребывания при стационаре.

Таким образом, долечиваются югорчане преимущественно в дневных стационарах или амбулаторно, самостоятельно обращаясь к врачу. Вот тут-то и всплывают проблемы длинных очередей и недоступности узких специалистов.

– Узкие специалисты в нашей больнице выполняют свою работу более чем на 200 %, – поясняет сотрудница центральной поликлиники Пыть-Яха. – Есть нормы посещения врача, к примеру, шесть человек за прием, но по факту доктор принимает 40 и больше. Люди стоят в очереди, и им нельзя отказывать в помощи.

Судя по региональной статистике, в Югре врач в среднем работает на 1,5–1,6 ставки.

– Ставка – это 36 рабочих часов в неделю, – объясняет Александр Филимонов, директор окружного департамента здравоохранения. – То есть человек должен прийти на работу в восемь часов и принимать пациентов, к примеру, до 15:00. А фактически он делает это до 18:00 или даже дольше. К сожалению, это сказывается на качестве работы, но нанять еще докторов больницам не удается. Хотя за северными зарплатами люди к нам приезжают. В том же Кургане врачей на долю населения почти в два раза меньше, чем у нас, хотя жители там старше и болеют чаще.

Так неужели наши люди в белых халатах настолько жадные, что им выгоднее работать дольше, а значит, и получать больше? Нет, оказывается, Югре просто физически не хватает кадров.

– Те врачи, которых выпускают наши вузы, в большинстве своем трудоустраиваются в округе – 90 %. Это почти 200 специалистов в год, – продолжает рассказывать Александр Вячеславович. – Много специалистов приезжают из других регионов. Но и уходит из системы здравоохранения не меньше: кто-то переезжает, кто-то выходит на пенсию.

В итоге из-за подобной миграции больницам округа постоянно требуется около 1 000 докторов, и пригласить такое количество сразу невозможно. Приманкой для высококлассных врачей могло бы стать готовое жилье, но муниципалитетам это не по карману.

По словам чиновника, пока самым действенным выходом из сложившегося положения становится перевод значительной части «стационарных» докторов в амбулаторное лечение.


И врач, и писец, и на дуде игрец…

– Я врачей с детства боюсь, а современных – тем более. Придешь к ним на прием, а они в компьютер уткнутся и печатают, печатают… Пару вопросов зададут и снова – в компьютер, – сетует другой наш собеседник, пенсионер Алексей Михайлович. – И не грубят вроде, а ощущение такое, что машина им вроде как интереснее.

Многие пациенты отмечают, что доктора вынуждены больше времени тратить на оформление документации, нежели на посетителей. У медиков нет времени, чтобы озвучивать рекомендации или выписывать рецепты – врачебные выводы просто вбиваются в медкарту. И то, что люди привыкли общаться со своим врачом, слушать, а не читать его медицинские перлы – теперь только их проблемы.

– Меня выписали из больницы, дали бумажку на руки и пожелали скорейшего выздоровления, – продолжает рассказ Алексей Михайлович.

– Врач ничего не сказал, значит, я – в порядке. А то, что где-то побаливает, так в нашем возрасте это обычное дело. В общем, через две недели снова слег. Оказывается, в выписке напечатали и режим дня, и названия таблеток, и как их пить. Я же, по словам своего врача, «халатно отнесся к собственному здоровью».
Неправильно заполненные медкарты и другая документация слишком дорого обходятся клинике, чтобы поощрять задушевные беседы докторов с больными.

– При проверке страховыми компаниями медицинских карт с нас снимается очень много средств, а оспорить свои позиции сложно, – сетует главврач центра общей врачебной практики поселка Мулымья Кондинского района Аэлита Марталер. – Что уж говорить, у сельских докторов практически нет возможности соблюсти все прописанные стандарты. Да и предвзятое отношение экспертов к деревне сказывается. Больницы становятся заложниками страховых компаний. Доходит до того, что страховщики начинают сравнивать почерк в документах, выискивать ошибки, в общем, всячески ищут причины для отказа в оплате больничных счетов. И ведь подобное происходит не только на уровне сельской амбулатории, об этом принято умалчивать.

И все же, несмотря на системные перекосы, люди в белых халатах учатся работать в системе одноканального финансирования. Так же, как и их пациенты, – лечиться. Остается надеяться, что этот процесс не затянется.

«Новости Югры» № 147 (18725) от 19.12.2013

http://ugra-news.ru/article/36670

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)