Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Перенос личных проблем со своей головы на головы медработников по-сандомирски

Friday, 20 December, 08:12, aquareus.livejournal.com
Нуждается ли в лечении сама система здравоохранения? Размышления о Послании Президента Федеральному Собранию

18.12.13 Марк Сандомирский

Больной любого лекаря умней -
Он меньше знает, но ему больней...
Восточная мудрость

Долгое время у населения складывалось впечатление, что медицина у нас в некотором роде отделена от государства. Или по крайней мере отделялась от него все дальше и дальше, дрейфуя в свободном плавании в направлении демонтажа социального государства. А ведь охрана здоровья граждан, госрегулирование этой отрасли жизненно важно как для самих граждан, так и для государства в целом.

И вот - благая весть: здравоохранение упомянуто в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Очевидная причина того, что тема народного здравия перешла из клинической в политическую, заключается в назревших проблемах российского здравоохранения, которые чем дальше, тем дороже обходятся и пациентам, и обществу. В последнее время (2012-13) количество недовольных российской медициной явно становится больше, особенно когда мы говорим о здравоохранении, "бюджетном" во всех смыслах. Ведь большинство населения обращается именно к условно-бесплатной медицинской помощи, оказываемой в рамках обязательного медстрахования.

В чем причина недовольства - в том ли, что качество медицинской помощи резко ухудшилось? Или же пациенты стали более требовательными и придирчивыми, их больше не устраивает прежний "совковый" уровень взаимодействия отечественной медицины со страждущими, обреченными ждать в утомительных очередях и терпеть грубость и бюрократизм служителей Эскулапа?

Может быть, недовольство имеет причины экономические? Люди просто не готовы платить за то, что привыкли получать, по их мнению, даром - поскольку условно-бесплатная медицинская помощь (финансируемая за счет налогов и отчислений в фонд обязательного медстрахования) постепенно замещается платными услугами? Или просто люди стали более нетерпимыми, раздражительными, в общении с медиками срывают свое недовольство, вызванное проблемами в других областях жизни?

Конечно, все перечисленные причины вносят свой вклад в "анти-медицинские" настроения российского народонаселения. Но явно опережающими темпами растет именно недовольство последнего вида, то есть вызванное субъективными причинами, подчас далекими от сферы здравоохранения.

Ведь когда мы говорим про недовольство, вызванное объективными факторами, то есть качеством медицинской помощи, то сразу нужно уточнить: реально оценить это качество может только специалист (что и происходит в рамках страховой медицины). Пациент же может оценить только собственные впечатления - от общения с медиками и от результата лечения, который не во всем зависит от врачей, Удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием зависит от соответствия полученного результата ожиданиям, которые могут быть и необоснованно завышенными.

На этом фоне растет число людей, которые испытывают значительное недовольство медицинской помощью, не имея в действительности достаточных оснований для претензий. Это недовольство отражает не внешние, объективные проблемы взаимодействия пациента с системой здравоохранения, а проистекает из внутренних, субъективных причин. По сути, из собственных внутренних, психологических проблем пациента, его неудовлетворенности жизнью, глубинной причиной которой является внутрипсихический конфликт, а внешним проявлением - телесный недуг (психосоматический или соматизированный).

Медики уже знают (поскольку ВОЗ разъяснил), а пациенты еще не в курсе, что главным врагом человечества становятся нынче болезни душевные, отражением которых становятся и телесные недуги. Именно психических расстройств с каждым годом становится больше и больше - поскольку образ жизни общества к тому предрасполагает. А общая причина разнообразных душевных недугов - внутрипсихический конфликт, когда человек по сути недоволен собой, своей жизнью. И когда этот внутренний конфликт выносится наружу, тогда наступает облегчение. Так работает защитный механизм "канализации" беспокойства, недовольства и агрессии: когда находится объект, на который можно направить негативные переживания, становится легче.

Больше всего недовольство, агрессия переносятся на тех, кто находится рядом с больными - на родных и близких... или на заменяющих их врачей. Не случайно возрастание недовольства населения медицинской помощью совпадает с ростом распространенности депрессии и пограничных нервно-психических расстройств. Кроме того, это еще и отражение "болезней общества", в котором мы сегодня живем - общества ССР. Не СССР, а именно ССР - социально-стрессового расстройства. В обществе, где растет напряженность и неуверенность в завтрашнем дне, обычные телесные недуги смешиваются с неудовлетворенностью жизнью, имеющей социальные причины, массовое недовольство обращается на медицину тем больше, чем меньше находит выход в других областях.

Выводы просты: обществу пора менять отношение к медицине и к здоровью. По поводу медицины - нужен контроль качества, опирающийся на страховую форму ее организации. Это и есть помянутый в упомянутом Послании страховой принцип, дабы "страховые компании были заинтересованы в том, чтобы медицинские учреждения предоставляли качественные услуги, следили за этим и давали финансовую оценку их работе".

А касательно отношения к здоровью - для того, чтобы оно стало ответственным, нужна действительно здоровая пропаганда здорового образа жизни. Здорового не только в смысле физиологическом, но и психологическом, здорового отношения к себе и окружающим. Именно с последнего и необходимо начать.

Многим пациентам нужна не только медицинская помощь, но и социально-психологическая поддержка. А где ее взять? Псхотерапевтов на всех страждущих не хватит, да и сами страждущие не стремятся за такой помощью обращаться. Им мешают предубеждения, унаследованные еще со старого советского времени - избегание представителей профессий, название которых начинается на "пси" (психиатр, психотерапевт, психолог).

Да и не понимают многие пациенты, что их телесная боль на самом деле является отражением боли душевной, особенно когда речь идет о расстройствах соматизированных. Вот и приходят к обычному врачу-терапевту, хотя на самом деле специалист им нужен другой, ведь обычный терапевт такую боль не лечит. Отсюда хождение по замкнутому кругу: от одного врача к другому, от одного обследования - к следующему, без ожидаемого эффекта... И тогда закономерным результатом становятся неудовлетворенность пациента медициной в целом. Проще говоря, перенос личных проблем со своей головы на головы медработников.

Что же с этим делать? Ответ покажется на первый взгляд неожиданным: лечить не болезни, а больных. "Лечить" не только в узком смысле собственно медицинской помощи, но и в более широком - помощи социально-психологической. Помощи индивидуальной, но оказываемой в массовом порядке. Помощи, которой не стоит ждать от страховой медицины, в функции которой она не входит. Помощи, систему оказания которой вполне реально создавать, не уповая на государство, силами общественных и волонтерских организаций, при тесном их взаимодействии с медиками.

И конечно же, нужно "лечить" саму систему здравоохранения. О ее "диагнозе" и "лечебных рекомендациях" предложу высказаться читателям. И медикам, и непрофессионалам - опираясь на мудрость веков, вынесенную в качестве эпиграфа этой статьи.

http://www.liberty.ru/columns/Psihobloging/Nuzhdaetsya-li-v-lechenii-sama-sistema-zdravoohraneniya-Razmyshleniya-o-Poslanii-Prezidenta-Federal-nomu-Sobraniyu

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)