Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

А зачем геморрой? Как в Союзе - административное решение и все. И судов не нужно

Friday, 13 December, 14:12, aquareus.livejournal.com
Приемный непокой

Пациентов, недовольных работой врачей, будут отправлять не в суд, а в кабинет медиации

На прошлой неделе в Алматы прошла первая городская конференция медиаторов здравоохранения. Это люди, которые уже завтра будут решать, что есть врачебная ошибка, а что нет, и улаживать конфликты между врачами и пациентами в досудебном порядке. Ожидается, что такая мера разгрузит заваленные исками суды и поможет решать конфликты более цивилизованно. Ведь большинство казахстанцев жалуются на плохую работу медучреждений необоснованно, только лишь от незнания, заверили участники конференции. Более того, поступило предложение наказывать жалобщиков, обижающих медиков почем зря.


Ума палата

На днях история четырехлетнего Самгата Гарифуллы из Актобе шокировала всю страну. Мальчишка стал инвалидом после операции на сердце. А искалечили его российские хирурги, которых пригласил местный департамент здравоохранения.

Под ножом у заезжих врачей оказались еще пятеро малышей. После операции один из них скончался, другого, как и Самгата, парализовало, сообщил телеканал КТК. Родители Самгата подали иск против департамента и потребовали выплатить им 10 млн тенге компенсации.

– Этих врачей приглашал департамент здравоохранения, – напомнила мама мальчика Акжамал Есмаханова, – пусть теперь и отвечает за последствия. Мне надо вылечить сына. Есть шанс на выздоровление, но теперь только за рубежом и за большие деньги.

Однако в иске пострадавшей семье было отказано.

Казахстанка Лесся Котелевская тоже надеется исключительно на зарубежных врачей. Местные неправильно поставленным диагнозом попросту сломали ей жизнь. Отечественные медики лечили девушку от несуществующего рака и изуродовали лицо.

Эта история началась 10 лет назад, когда Лессе было 19 лет, пишет газета "Экспресс К" со ссылкой на американский Daily Journal. Во время баскетбольного матча она получила легкую травму и пошла на прием к врачу. Доктор принял припухлость на челюсти за злокачественную раковую опухоль в конечной стадии. Девушке назначили агрессивный курс лечения. Но сеансы лучевой терапии привели к тому, что в щеке у Лесси образовалась зияющая дыра. Женщина потеряла способность нормально говорить и есть. В 2007 году от нее ушел муж, затем Лессе пришлось закрыть принадлежавший ей магазин одежды. Работать, чувствуя на себе постоянные взгляды, оказалось невозможно. Чтобы выжить, женщине пришлось трудиться по ночам. Она убирала тренажерные залы и раскидывала песок перед подъездами во время гололеда. Какое-то время даже жила на автомойке. Когда ела, она прикладывала к дыре в щеке полотенце, чтобы еда не вываливалась наружу. Возможно, не сломаться Лессе помогло то, что все это время ей приходилось заботиться о маленьком сыне. Сегодня мальчику шесть лет.

Спас Лессю двоюродный брат. Олег Сенник живет в Украине и поэтому о проблемах сестры узнал не сразу. Когда он разыскал Лессю, та весила чуть больше 31 килограмма. Мужчина увез родственницу в Украину. Тамошние доктора заявили, что никакого рака у нее нет и не было. Затем кузен повез Лессю в США, чтобы показать специалистам из University of Louisville.

Недавно стало известно, что американские хирурги готовы провести для Лесси серию операций стоимостью в миллион долларов… бесплатно! Они пообещали, что наша соотечественница сможет есть, говорить и вернется к нормальной жизни.


Медленно и нехотя

Впрочем, не все такие истории заканчиваются хеппи-эндом. По данным общественного фонда "Амансаулык", занимающегося вопросами здравоохранения, чаще всего жертвы врачебных ошибок остаются наедине со своей бедой, а виновные редко бывают наказаны.

"В Казахстане многие судебные процессы по врачебным вопросам идут медленно и нехотя, – говорится в публикации фонда от 24 сентября. – В архиве нашей "горячей линии" за период с 2012 года до нынешнего момента хранятся шесть случаев, когда был нанесен вред здоровью пациента либо человек умер вследствие врачебной ошибки.

Во всех шести случаях причина трагедии установлена: у родственников есть заключения от Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения, подтверждающие вину медицинского персонала. Только в четырех случаях родственники пациентов дали делу ход и подали иски в судебные инстанции, чтобы наказать виновных.

Судебные тяжбы, в которых во главу угла поставлен медицинский вопрос, тянутся от нескольких месяцев до одного года. Но и это, наверное, не предел. На днях врач "горячей линии" связалась с женщиной, сын которой, молодой мужчина 25 лет, умер в Алматы, в больничной палате в августе 2012 года.

Молодой человек поступил в стационар после драки с травмой головы. Его состоянию здоровья сразу дали неправильную оценку, в результате в отделении нейрохирургии пациента прооперировали только через сутки, после операции он умер, не приходя в сознание. У матери мужчины на руках осталось заключение Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности с признанием факта врачебной ошибки и рекомендацией направить дело в ДВД Алматы. Женщина так и сделала, однако на днях в своем телефонном разговоре с врачом "горячей линии" она сообщила, что тяжба с места не сдвинулась. Парня нет, но никто до сих пор не наказан".

По мнению президента Национальной медицинской ассоциации Айжан Садыковой, сдвинуть подобные дела с мертвой точки помогут именно медиаторы. Специально обученные "рефери" смогут профессионально проконсультировать и быстро и эффективно уладить медицинские споры, не доводя их до суда. Более того, Садыкова предлагает открыть кабинеты медиаторов во всех медучреждениях страны. Ассоциация уже разработала программу подготовки таких специалистов, составила этический кодекс медиатора и даже выпустила первый поток "студентов" – на конференции им были вручены значки и удостоверения профессиональных модераторов.

– Обучив своих специалистов, вы можете открыть кабинеты медиации, которые помогут разрешать конфликты, не доводя их до комитета контроля и до суда, – обратилась Садыкова к главным врачам. – Согласно закону о медиации, медиаторами могут стать лица, имеющие высшее образование, достигшие 25-летнего возраста и имеющие документ, подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, и занесенные в специальный реестр.


Закон есть – толку нет

К слову, закон о медиации был принят еще два года назад, но на деле никто им не пользуется.

– В Бостандыкском районном суде за последние два года с помощью медиаторов было рассмотрено всего два дела, – подтвердил сотрудник прокуратуры Болатхан Сарсенбеков. – Это очень мало. Медиаторы помогут разгрузить суды. Сейчас ведь как: чуть кто косо посмотрит – люди сразу в суд бегут… Не буду лукавить: в данном случае палки в колеса вставляют адвокаты. Они не заинтересованы в том, чтобы закон о медиации заработал в полном объеме, – это же их хлеб. Тем временем на Западе закон о медиации работает в полную силу. Там практически все споры решаются путем медиации.

Жить по-западному предложила и президент Казахстанской ассоциации репродукции человека Салтанат Байкошкарова. По ее словам, сегодня 70% жалоб на работу отечественного здравоохранения не обосновано.

– В основном все идет от непонимания друг друга, ситуации и эмоций, – уверена она. – Люди еще не привыкли жить в рыночной экономике, привыкли к государственной медицине. У врачей столько драгоценного времени уходит на ненужные жалобы и процедуру их рассмотрения. Доходит до того, что доктора порой не в силах работать – настолько они эмоционально выгорают. Этот вопрос тоже надо поднимать. Например, в Америке, прежде чем написать жалобу, человек сто раз подумает, иначе все это обернется бумерангом против него же… Там, если жалоба не обоснована, доктора вправе обращаться в суд на жалобщиков.

Впрочем, чтобы решать конфликты "как в Америке", Казахстану надо сначала поставить на ноги институт медиации, а уж потом приучить казахстанцев им пользоваться и ему доверять. Пока же отечественная медиация вроде бы есть, а вроде и нет.

– Пока что мы только ввели в Гражданский и Административный кодексы строчку, что конфликт рассматривается при участии медиаторов, – констатировала глава медицинской ассоциации Садыкова. – А как? Механизма нет. Пока только в законе о медиации прописано, что это делается на основании договора. И договор этот обе стороны конфликта проплачивают в равных долях. Но готово ли население платить за медиацию? Не придется ли медиатору сидеть и ждать, пока его пригласят, и думать: оплатят или не оплатят его работу? То есть это еще и вопрос культуры населения, которое должно постепенно вырасти и не сразу бежать в суд, а обращаться к специалистам.

Татьяна Куае, Алматы

http://mk-kz.kz/article/2013/12/10/957330-priemnyiy-nepokoy.html

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)