Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Очередное обострение экономической шизофрении

Sunday, 10 November, 18:11, kar-barabas.livejournal.com
Обнародованный Улюкаевым обновленный прогноз МЭР привел к очередной волне лихорадочных рассказов о конце света "старой модели" роста российской экономики и отсутствии модели новой. Этой экономической шизофрении, поразившей российских интеллектуалов,  уже почти пять лет.  Надежды на скорое излечение, к сожалению, давно угасли.

ЗАМЕЧАНИЕ. Из определения шизофрении в Вики: "Шизофренические расстройства в целом отличаются характерными фундаментальными расстройствами мышления и восприятия, а также неадекватным или сниженным аффектом. Наиболее частыми проявлениями болезни являются слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред либо дезорганизованность речи и мышления на фоне значительной социальной дисфункции, нарушении работоспособности." Любой доктор скажет, какими страшными могут быть последствия этого недуга для работоспособности, хотя количественно этот эффект оценить невозможно.  То же, как мне кажется, относится к оценке эффекта экономической шизофрении на потенциальный рост ВВП России...

В российских СМИ навязчивые бредовые идеи уже давно никого не удивляют. В лондонских СМИ они реже появляются, но по случаю выступления Улюкаева Financial Times завопила панихиду о старой модели голосом Кати Хелле и поместила страшную фотографию:



Лондонский The Economist (коллективно) покуражился над больной с рисунком, графиком и текстом:



Улюкаев пообещал России ежегодный рост ВВП по 3,1% до 2020 года с последующим замедлением к 2030. И эти 3,1% в год опять вывели интеллектуалов из равновесия...Почему, интересно, МЭР не делает прогноз до 2050 года?…В любом случае, новому МЭРу благоразумнее сразу занизить целевые ориентиры роста, чтобы потом попытаться превысить их благодаря проведению "структурных реформ" и "улучшению институтов", за что г-н Улюкаев теперь несет прямую личную ответственность.  Вполне разумно валить всю вину, если таковая подозревается, на предшественника или предшественницу.

Прогноз МЭР должен быть основанием для срочного увеличения российских инвестиций, клонирования Роснано, Российской венчурной компании, Российского фонда прямых инвестиций, Сколково и строительства скоростных транспортных магистралей для доставки электронных СМИ в самые дальние уголки России… Для повышения эффективности инвестиций надо привлечь иностранных инвесторов и развернуть вспять великие реки потоки капитала. Инвесторам-носителям иностранной экспертизы необходимо предоставить субсидиии, гранты и защиту от от страшных российских политических и коммерческих рисков. Инноваторам и вообще всем сторонникам научно-технического прогресса надо предоставить налоговые льготы, потому что они генерируют грандиозные и очень положительные "экстерналии" для будущих пенсионеров.  Новая модель российского роста не заработает, если не создать благоприятные условия для посещения России умными иностранными специалистами.  Кроме того, не нужно экономить на подготовке собственных кадров, которых в России кот наплакал, и те вырождаются и норовят убежать со своими мозгами...

Подробности о "новой модели роста" можно прочитать в декабрьском 2012 года докладе лондонского Европейского банка реконструкции и развития под названием "Диверсификация в России".  Прямо во введении к этому многообещающему исследованию главный экономист ЕБРР Эрик Берглоф предлагает свои услуги по пропаганде "новой модели развития": "ЕБРР пытается играть определенную роль в осуществлении этих государственных проектов и мог бы участвовать в будущих проектах для пропаганды этих целей." (выделено читателем).

Из чтения доклада ЕБРР становится понятно, что на ранних этапах развития экономической шизофрении в России, "старая модель" называлась "сырьевой моделью", одинаково представленной в России и Туркменистане.  Суть ее была во том, что из-за нефти в России не было и не будет никаких реформ, и страна обречена на низкие темпы роста из-за ресурсного проклятия.  Не удивительно, что со временем эти идеи натолкнулись на прохладное отношение руководства страны.

Поэтому в последнее время описание "старой модели" было модифицировано.  Теперь ученые говорят, что до кризиса реформы были, что имели место важные институциональные изменения, НО их было мало, явно недостаточно, чтобы преодолеть непреодолимую зависимость экономики от нефти.  В новой версии двумя главными чертами "старой модели", изжившей себя, стали 1) догоняющий рост и 2) быстрый рост цен на нефть.  В этой реинкарнации "старой модели" руководство страны уже не так виновато в российских бедах, как в прежней версии. Не могло ведь оно 1) прекратить догонять или 2) остановить рост цен на сырье на международных рынках.  Приговор докризисной экономической политике в России, таким образом, затуманивается или смягчается, перестает быть конфронтационным.  Вместо опасной конфронтации у ученых с ЕБРР и правительства появляются широкие возможности для плодотворного сотрудничества.

Наверное, для пущей убедительности такой модификации главный экономист ЕБРР Эрик Берглоф заменил в РЭШ ярых критиков "старой модели роста" на не менее способных, но более дружелюбных пропагандистов экономистов. Об этом сразу, громко и ясно заявил в своих интервью новый ректор РЭШ Симеон Дянков.  Как мы уже говорили, для усиления пропаганды новой модели развития экономики России Дянков надеется на скорый переезд в кремниевую долину Москвы инноград Сколково.  Оттуда ученые будут продолжать свою важную работу по обеспечению научной поддержки "резонансных инициатив" правительства, типа освоения средств Фонда национального благосостояния и других плохо используемых российских резервов.  Кандидатами здесь остаются 1) ФНБ и Резервный фонд, 2) еще не занятый правительством государственный долг, который у России пока слишком маленький 3) приватизация 2.0, 4) валютные резервы Банка России, которые при плавающем курсе рубля (таргетировании инфляции) ему теперь в больших объемах не нужны ;) 5) разное.

Может и прав был мудрый человек, предупреждая:

"В настоящее время люди особенно ждут более глубокого диагноза, особенно готовы принять его и испробовать на деле все, что будет казаться имеющим хоть какие-нибудь шансы на успех. Но даже и помимо этого современного умонастроения, идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей. Правда, это происходит не сразу, а по истечении некоторого периода времени." (Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег", 1936 г.)

ПОЯСНЕНИЕ:  экономическая шизофрения - болезнь социальная, а не индивидуальная. Экономисты вправе предлагать любые объяснения окружающей их действительности, с этими объяснениями можно соглашаться или спорить. Болезнь проявляется в восприятии тех или иных идей.  Например, было множество разных диагнозов кризиса в Европе и слабости еврозоны.  Нобелевский лауреат Пол Кругман с коллегами настойчиво предлагал свой диагноз и свои рецепты лечения. Однако, правители стран еврозоны и большинство жителей этих стран скептически отнеслись к предложениям заслуженных экономистов, предпочитая полагаться на альтернативные диагнозы и рецепты.  Это, как мне кажется, здоровая конкуренция мнений и здоровое восприятие смелых идей, хотя Пол Кругман, конечно же, считает иначе :)
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)