Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Наверное, я в Москве другой Галактики живу. И вокруг меня люди не слышали о диспансеризации

Tuesday, 05 November, 22:11, aquareus.livejournal.com
Нана Погосова: «Диспансеризация будет продолжена, и объем финансирования будет увеличиваться…»

Как идет диспансеризация в Москве, какие есть трудности и достижения – об этом корреспондент РИА АМИ побеседовал с главным специалистом по медицинской профилактике Департамента здравоохранения г. Москвы Наной Погосовой сразу после пресс-конференции, прошедшей на днях в РИА Новости.

– Нана Вачиковна, каковы первые итоги диспансеризации в Москве? Есть кардинальное отличие от общероссийских результатов?

– Действительно, данные по Москве чуть отличаются. В столице рождаемость превышает смертность, особенно это заметно на примере сердечно-сосудистых заболеваний, где этот показатель существенно ниже, даже чем в Петербурге и Московской области. Позитивная ситуация и с неинфекционными заболеваниями и онкологией – в столице она лучше, чем в среднем в России, но все же хуже, чем в Европе. Такой нюанс с онкологическими заболеваниями: если в России среди них лидирует рак молочной железы, то в Москве за счет мощной программы по онкологии это заболевание лишь на втором месте. На первом же – онкологические заболевания простаты, и это серьезный повод задуматься.

У нас оказалась и самая большая первая группа здоровья, – 35% прошедших диспансеризацию признаны здоровыми. Если смотреть по возрастам, у нас больше молодых и меньше людей старшего возраста.

Средняя продолжительность жизни в Москве – самая высокая среди всех субъектов РФ. Она составляет 75,3 года.

Во многом эти результаты стали возможны благодаря усилиям департамента здравоохранения, совершенствованию базы для оказания медицинской помощи, повышение уровня квалификации медработников. Московские врачи имеют возможность постоянно совершенствовать свои знания в рамках различных циклов последипломного образования и многочисленных конференций. Но это не значит, что нам не над чем работать. Надо стремиться, чтобы продолжительность жизни росла и приблизилась к таким европейским городам, как Вена или Париж, где люди в среднем живут 80 лет.

– Есть трудности с организацией проведении диспансеризации?

– Диспансеризацию в Москве осуществляют 73 медицинских организации, в том числе 75 отделений, 249 кабинетов медицинской профилактики и – наша гордость – 2 мобильных комплекса. У нас есть присоединенные территории, где уровень помощи существенно отстает от Москвы, эти мобильные комплексы как раз там и используем.

Пытаемся работу организовать так, чтобы все начиналось с отделения медицинской профилактики. Далее анализы, инструментальное обследование, узкие специалисты и только потом участковый врач. Он должен смотреть пациента один раз.

Основная проблема – недоукомплектованность медучреждений. Москва, конечно, в лучшем положении, тем не менее, у нас тоже не хватает участковых. И материальное стимулирование работает не всегда.

Самое главное – изменение парадигмы мышления. Даже у совсем не старых докторов в голове прочно сидит, что они врачи и должны лечить. Профилактика – это другое. Часто пациента, у которого давление, лечат только от давления и не замечают, что у него избыточная масса тела, он курит и т.д. Необходимо создавать новый тип отношений врача с пациентом в рамках профилактики заболеваний и осложнений.

– На заседании в Общественной Палате многие врачи говорили, что исследования, которые проводятся в рамках диспансеризации, недостаточно информативны…

– Те исследования, которые сегодня реализуются в рамках диспансеризации, это результат коллективного разума наших ведущих институтов по четырем группам заболеваний – сердечно-сосудистым, бронхолегочным, онкологическим и сахарному диабету. Это не значит, что функционеры решили: давайте включим, что подешевле, что похуже. По каждому пункту этих обследований шла большая дискуссия, основанная не на симпатиях и антипатиях, а на жестких данных доказательной медицины, как с использованием отечественного опыта, так и международного. Главное – не перегнуть палку. Понятно, что человека можно обследовать с ног до головы и многое «навыявлять». Но речь идет об обследованиях миллионов, – 23 миллиона человек за один год, это огромная нагрузка для бюджета. Поэтому должен быть принцип рациональности. Как такие вещи определяются? Делается 100 исследований для каждой возрастной группы и смотрится, сколько заболеваний в этом возрасте (с помощью этого исследования) выявлено. Оптимальное количество выявленных заболеваний и обследованных людей позволяет с научной точки зрения утверждать, что для данной возрастной группы эта скрининговая программа целесообразна. Нет смысла делать маммографию девушке двадцати лет, но есть смысл делать ее женщине после 39 лет, когда появляется высокий риск развития рака молочной железы.

– Насколько участковые терапевты готовы интерпретировать результаты обследований? Проводились ли какие-нибудь обучения?

– Нынешняя диспансеризация проводится на хорошем методологическом уровне. Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины прописан очень подробный алгоритм для участкового врача, как нужно интерпретировать результаты и обследований, и анкетирования. К слову, сама анкета очень хорошо позволяет выявить риск заболеваний, и существует определенный алгоритм, как ее оценивать. Практически во всех субъектах проведены специальные обучающие мероприятия для врачей. Масштабные мероприятия были в Москве. В мае состоялся большой цикл последипломного образования по профилактике хронических неинфекционных заболеваний, где прошли обучение более 250 врачей первичных медучреждений. В начале октября были обучены в блиц-режиме с акцентом на практику еще 470 врачей, а также руководители учреждений, потому что от руководителя во многом зависит и программа диспансеризации, и правильная маршрутизация, чтобы пациенту было удобно и не было накладок.

– Как оплачивается работа врачей, занятых в диспансеризации?

– Оплата идет в рамках ОМС. Очень важно, что это не просто нагрузка на врача, а медицинские учреждение и врачи получают соответствующие деньги за оказание этих услуг. И руководитель учреждения заинтересован, чтобы больше услуг оказать, и сами врачи, – потому что это прибавка к зарплате. Средняя зарплата по здравоохранению невысокая, и программа дает возможность врачу пополнить свой бюджет. Оплата зависит от вклада каждого доктора. В среднем по Москве врач может получить до 300 рублей за каждый конкретный случай.

– Сумеют ли пройти диспансеризацию те, кто в этом году по возрасту не проходит? Не закончится ли она?

– У нас предусмотрен осмотр всех возрастных групп. К примеру, человек пришел в поликлинику, но в этом году он не подлежит диспансеризации. И чтобы не давать ему от ворот поворот, ему предлагают пройти профилактический медосмотр, чуть ограниченный по сравнению с диспансеризацией, но это все равно обследование. Есть третья опция – пройти комплексное обследование в центре здоровья. Оно доступно весь год независимо от возраста и места проживания в отличие от диспансеризации, которую необходимо проходить по месту жительства. И даже человек из Магадана может приехать в Москву и, имея паспорт и полис ОМС, пройти обследование в центре здоровья.

Вероника Игоревна Скворцова сказала, что сокращение денег на проведение диспансеризации не планируется, напротив, будет дальнейшее развитие и расширение программы. Пока идет первый год, – проба сил. Отрабатываются более совершенные механизмы. В том числе и финансовая политика. Но диспансеризация будет продолжена, и объем финансирования будет увеличиваться.

http://ria-ami.ru/news/126742

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)