Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

РФПИ как главная структурная реформа

Monday, 28 October, 17:10, kar-barabas.livejournal.com
Размышления о РФПИ и огромная статья в ФТ к 10-летию тюремного заключения Ходорковского разбередили воспоминания и усилили веру в РФПИ как зачаток главной структурной реформы "новой модели развития России". Чтобы увидеть это, нужно оглянуться в не очень далекое экономическое прошлое страны.

В 1990-е младореформаторы и трудные обстоятельства привели к продолжительному экономическому спаду, массовой приватизации, в том числе нефтегазового сектора экономики. Бардак в сочетании с экономическими экспериментами привел к кризису 1998 года с девальвацией, крушением "пирамиды" ГКО, банкротством банков с параллельным выводом из них полезных активов. Пол Кругман тогда уже очень увлекался публицистикой и в сентябре 1998 года написал заметку о причинах российского кризиса.  Нам тогда недосуг его было читать, но мысли у него были правильные. Будущий нобелевский лауреат удивлялся тому, что правительство не могло заставить семь человек заплатить налоги на нефть и газ. Объяснял он это "дилеммой заключенного". Вместе олигархам было выгодно налоги заплатить, чтобы не допустить кризиса, но по отдельности они этого делать не хотели.

После кризиса развернулась борьба правительства с некоторыми олигархами за повышение налогообложения нефтянки. Согласно одному из многочисленных объяснений разгрома "Юкоса", Ходорковский финансировал коммунистов не из любви к демократии, а пытаясь заблокировать в Думе новый порядок налогообложения. Как известно, Кудрину тогда удалось провести свою реформу и обеспечить бюджет нефтяными налогами.

Одновременно  шла подготовка к созданию 1 января 2004 года Стабилизационного фонда, первого в России суверенного фонда благосостояния, как их принято называть. Успех этой бюджетной реформы, которая позволила стране выплатить госдолг и отложить много денег на черный день, сегодня признается практически всеми.  Созданный до кризиса механизм управления бюджетными нефтедоходами считается передовым опытом, на котором учатся современные реформаторы в других странах.  Благодаря этим реформам у правительства есть сегодня денежка в Резервном фонде и в Фонде национального благосостояния.

Когда в 2008 году грянул новый кризис, Кудрин и Ко. предлагали использовать ФНБ для покупок акций. К сожалению, эту мудрую идею задолбили либеральные экономисты и кто-то там еще.  Если бы тогда правительство не послушало эскпертов, а поступило, как Гонконг в 1997 году, и прикупило бы акций на упавшем российском рынке, стабилизация была бы менее болезненной и сегодня ФНБ был бы намного больше.  К сожалению, вместо интервенций на рынке акций, было решено проводить валютные интервенции на спотовом рынке, защищая курс рубля. На это было потрачено около 200 млрд. долларов.  Последующий переход к плавающему курсу рубля и таргетированию инфляции является косвенным признанием той дорогой ошибки в антикризисной политике и важной реформой, которую начали готовить до кризиса. Идея покупки акций на деньги ФНБ тогда не потерялась полностью, а трансформировалась в депозит ФНБ во Внешэкономбанке под смешные проценты. Жаль, что ФНБ на нем ничего не заработал для простого люда. Создание ВЭБом постоянно действующей компании по управлению средствами ФНБ было логическим продолжением кризисного опыта.

Кризис привел сначала к временному отказу от кудринской дисциплины в управлении нефтедоходами бюджета, а потом это временное положение, как это часто бывает, стало постоянным.  Цены на нефть стабилизировались. Поэтому за последние 5 лет практически все бюджетные поступления от нефти тратятся. Но и это не все.  Замедлился российский рост, что было воспринято популярными "экспертами" как конец "старой модели развития".  Почему-то не сразу стало понятно, что докризисный рост просто был слишком быстрым, как это было в странах Латинской Америки, Европы и других местах.  На фоне прежних (случайно реализованных) обещаний руководителей страны об удвоении ВВП в умах экспертов укоренилась вера в то, что достаточно лишь очень-очень захотеть, и рост ВВП станет вдруг очень быстрым.  Надо лишь приложить усилия, и прежнее динамичное развитие вернется.

В этой ситуации ажиотажа и мозговых атак о развилках экономической политики жирок, накопленный в сытые годы, неизбежно начал привлекать внимание активистов.  Родилась идея "новой модели развития", основанной на инновациях и бюджетном маневре. Маневр, естественно, состоял в том, чтобы побыстрее (временно) увеличить инвестиции в экономику, поднять инфраструктуру и заложить прочный фундамент будущего бурного роста.  Поскольку доходов бюджета на финансирование маневра не было и нет, правительство могло было либо занимать эти средства на рынке, либо постараться "эффективно использовать" Фонд национального благосостояния.  Судя по развитию событий, выигрывает пока второй путь. Бюджетный маневр стал второй причиной появления РФПИ.

Еще одной причиной популярности РФПИ была раскрутка в либеральных СМИ экономически безграмотной истории о "бегстве капиталов" из России.  Розовощекие эксперты с умным видом рассказывали, что капитал уходит из России не потому, что она экспортирует нефть и сохраняет профицит по счету текущих операций, не потому, что российские предприятия стремятся к региональной экпансии, а из-за плохого инвестиционного климата в России, непривлекательности инвестиций в ней, а также воров и жуликов.  РФПИ же будет ответом на это беспокойство, поскольку фонд способен "решать" эту надуманную "проблему".

Наконец, четвертым фактором популярности РФПИ будет его роль в улучшении прозрачности и справедливости в мире российских инвестиций. То, что пока не делает Навальный с Ашурковым на народные деньги,начнет делать РФПИ на государственные.

Использование ФНБ и других накопленных активов на маневры по ускорению экономического роста будет главной новой реформой, потому что других не будет либо они не новые.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)