PSR J0108-1431: Старое сердце еще бьётся

Thursday, 26 February, 00:02, nebulacast.com
j0108_420.jpgФото дня, Чандра26 февраля 2009 годаФото слева - это композитное изображение, полученное при наложении снимка Космического Телескопа Чандра в рентгеновских лучах (фиолетовый) на оптическое изображение от Очень Большого Телескопа (ОБТ) Южно-Европейской Обсерватории в Чили (красный, синий и белый). Источник рентгеновских лучей в центре фото - это древний пульсар PSR J0108-1431 (или, для краткости, J0108), который находится от нас на расстоянии всего в 770 световых лет. Вытянутый объект вправо-вверх от пульсара - это галактика на заднем плане, не имеющая никакого отношения к пульсару. Поскольку J0108 расположен далеко от плоскости нашей Галактики, в его окрестностях можно видеть много далеких галактик на оптическом изображении большого масштаба.Положение пульсара, которое наблюдал Чандра в начале 2007 года слегка отлично от данных радионаблюдений начала 2001 года, что подразумевает движение пульсара со скоростью 700 тысяч километров в час, в направлении, показанном белой стрелкой. Обнаружение этого движения позволило оценить, где находился J0108 на изображениях ОБТ, полученных в 2000 году. Тусклая голубая звезда прямо над галактикой - как раз это возможное оптическое изображение пульсара.Рисунок художника (справа) показывает, как мог бы выглядеть J0108 вблизи. Излучение от частиц, вращающихся по спирали в магнитных полях, показано вместе с нагретыми областями вокруг магнитных полюсов нейтронной звезды. Ожидается, что оба эти эффекта могут производить рентгеновские лучи. Большая часть поверхности нейтронной звезды слишком холодная, чтобы создавать их, но, тем не менее, она излучает в оптическом и ультрафиолетовом диапазоне. Итак, многоволновые наблюдения важны для получения полного представления о природе этих экзотических объектов.Со своим возрастом в 200 миллионов лет, этот пульсар является одним из старейших пульсаров-одиночек, которые когда-либо были открыты в рентгеновских лучах. Среди пульсаров этого типа - таких, которые не участвуют в двойных системах - он более чем в 10 раз старше, чем предыдущий рентгеновский рекордсмен. Со временем пульсар замедляется, теряя часть энергии в виде лучей. Эффективность этого процесса в J0108 значительно выше, чем в любом другом известном пульсаре.Credit: X-ray: NASA/CXC/Penn State/G.Pavlov et al.; Optical: ESO/VLT/UCL/R.Mignani et al.; Illustration: NASA/CXC/M.Weiss.Комментарий доктора Майкла: интересно читать, как искали пульсар на оптическом снимке. За 6-7 лет он переместился где-то на половину угловой минуты - не пульсар, а настоящая "летящая Барнарда" в рентгеновских лучах! Не иначе, его выбросило из какого-нибудь скопления во время большого космического катаклизма.А совсем недавно у нас была новость об открытии, которое заставило астрономов по-новому посмотреть на природу излучения пульсара - оказывается, пульсары излучают вовсе не узкими лучами, исходящими из магнитных полюсов, а областями интенсивно движущихся частиц, находящихся над поверхностью быстро вращающейся нейтронной звездыи движущихся в ее чудовищном магнитном поле.В популярной англоязычной астрономической литературе продолжают использовать совершенно неастрономические единицы измерения. И если к измерению расстояния в световых годах привыкнуть можно (по крайней мере, здесь виден определенный смысл, что такое парсек действительно не просто понять несведущему человеку), то скорость в километрах (милях) в час - это чересчур...