Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Минздрав обещал погрузиться - ему никто не верит, хотя все внутренне надеются

Tuesday, 24 September, 20:09, aquareus.livejournal.com
Разиет Натхо: «Нельзя до такой степени испытывать терпение людей»

В Государственной Думе РФ прошел Круглый стол на тему «Правовое регулирование и перспективы развития механизма оказания высокотехнологичной медицинской помощи», инициатором проведения которого стало Министерство здравоохранения РФ. Изменение финансирования высокотехнологичной медицинской помощи вызвало у собравшихся множество вопросов к организаторам здравоохранения.

Разиет Натхо, депутат Государственной Думы от республики Адыгея, член Комитета по охране здоровья граждан:

Я хочу привести выдержку из выступления на брифинге Министра здравоохранения РФ Вероники Игоревны Скворцовой о том, что «действительно большая часть высокотехнологичной помощи, которая, по сути, является дорогой специализированной помощью будет погружена в ОМС, но у нас в течение ближайших двух лет существенно увеличится наполнение ОМС. Кроме того, Минздрав будет мониторить ситуацию, чтобы не произошло снижение доступности и качества оказания медицинской помощи».

Сегодняшняя ситуация с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, действительно, вызывает сомнения относительно того, что же случится после такого погружения. Потому что в течение двух лет реализации программы модернизации я работала в органах исполнительной власти, и нам ОМС делала интересные расчеты о том, что после проведения «оптимизации» сетей у нас появится куча денег. Однако «куча денег» съедалась очередной индексацией заработной платой медицинских работников.

Сегодня, как было отмечено на июльском Госсовете Президентом РФ Владимиром Путиным, ФАПы сократили, а качество медицинской помощи не очень повысилось. В начале этого года, меня уверяли, что деньги пошли в ОМС, и через полгода ситуация резко улучшиться. Но этого не произошло. Поэтому финансирование отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи через систему ОМС вызывает у меня большие опасения.

Доля затратной высокотехнологичной помощи действительно увеличилась, тем не менее, есть очень серьезный минус — несистематическое финансирование. Начало года мы начинаем весело, но уже к июлю-августу возникает напряженность. Сегодня в европейской части условные квоты закончились, поэтому южным территориям предлагают направлять пациентов в Екатеринбург, Новосибирск. Чтобы доехать до этих федеральных учреждений, больным необходимо самостоятельно преодолеть 3–4 тысячи км. При этом к дополнительным расходам, которые несут пациенты, присоединяются еще и транспортные расходы. Я думаю, что нельзя до такой степени испытывать терпение людей.

Хотелось бы также призвать Минздрав РФ урегулировать вопросы, касающиеся направления пациентов в федеральные медицинские учреждения. Приезжая в санаторий, больной вынужден заново сдавать все анализы, потому что каждый врач ориентируется на какие-то собственные обследования, либо считает нужным что-то доуточнить. И все эти обследования для наших пациентов платные. Причем, официально платные.

Кроме того, сегодня в Ростове, в Астрахани, в федеральных учреждениях, берут с граждан деньги за коронарографию. Везде берут деньги. Вроде федеральная квота, деньги заплачены, при этом человек вынужден сам оплачивать эти исследования, либо региональные бюджеты вынуждены, используя какие-то виды материальной помощи, компенсировать эти затраты нашим гражданам.

Хотелось бы отметить и неудачное географическое расположение федеральных медицинских учреждений. Если у Минздрава РФ есть еще перспектива строительства аналогичных федеральных центров, хотелось бы, чтобы это широко обсуждалось, потому что в Дагенстан пациенты из Адыгеи точно не поедут. В Астрахань адыгейцам ездить крайне неудобно, поскольку там нет железнодорожной развязки, а значит нет прямого транспортного сообщения. Мы людей за последние годы настроили, что теперь уже надо Новосибирск осваивать.
Почему-то на юге нет ни одного доступного федерального учреждения — ни в Ставрополе, ни в Краснодаре. В Краснодаре есть лицензии у Центра грудной хирургии или по травматологии. Туда бы, наверное, весь Северный Кавказ ездил, но это муниципальное учреждение, поэтому у пациентов из прилегающих субъектов нет возможности там лечиться.

Еще один острый вопрос — реабилитация. После каждый высокотехнологичной операции требуется реабилитация. Никогда в федеральных медицинских учреждениях ни один гражданин не проходит курс реабилитации. Возможности регионов в этом вопросе тоже ограничены.

Тем не менее, мы все понимаем, важна не только операция, но и этап выхаживания после операционного лечения. Сегодня реабилитация у нас напрочь отсутствует, и в проекте бюджета следующего года мы не увидели такой статьи расходов.



Елена Окунькова, заместитель директора Департамента специальной медицинской помощи и стандартизации здравоохранения Минздрава РФ:

Все необходимые обследования должны быть проведены в субъекте Российской Федерации, поскольку только после обследования можно сделать вывод, нужна ли пациенту высокотехнологичная медицинская помощь. Направлять его на нее или нет. Возможно ему достаточно будет оказать специализированную помощь в рамках поликлиники. Коронарография — это уже медицинская процедура, которая находится в системе Обязательного медицинского страхования. Более того, у нас некоторые новые федеральные центры уже участвуют в системе ОМС в своем регионе, и коронарографию делают в рамках ОМС. Если к ним приехал пациент из другого региона, то для него она тоже будет бесплатной. Просто тот регион заплатит за него данному региону в рамках межтерриториальной системы взаиморасчетов в системе ОМС по тарифу того региона, где находится медицинское учреждение. Таковы правила.

Медицинская реабилитация — это тоже медицинская помощь, которая входит в базовую программу обязательного медицинского страхования. Кроме того, это мероприятие включено отдельной строкой в программу развития здравоохранения. И когда Министерство здравоохранения отрабатывало с субъектами региональные дорожные карты, на это тоже обращалось внимание. При этом было указано, что при оптимизации коечного фонда, при сокращении его, надо очень хорошо подумать: может быть, имеет смысл какие-то койки преобразовать в койки медицинской реабилитации.

Приведу опыт Чувашской республики, где открылся один из первых федеральных центров травматологии и ортопедии. Не имея тогда еще полный тариф в системе ОМС, субъект пошел на то (и это было выгодно субъекту), чтобы оказывать реабилитационную помощь всем гражданам, в том числе приезжающим из других субъектов.

Министерство здравоохранения РФ сочло нужным провести Всероссийское совещание по медицинской реабилитации именно в Чувашской республике, в Чебоксарах.

В настоящее время Порядок по оказанию медицинской реабилитации Минздравом РФ утвержден. Поэтому мы надеемся, что регионы будут организовывать эту помощь.

Однако сегодня федеральные медицинские учреждения, федеральные клиники, как раз не настроены на медицинскую реабилитацию. У них дорогой коечный фонд. Они настроены на то, чтобы потоками оказывать медицинскую, в том числе высокотехнологичную, помощь.

Работа по оптимизации перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) началась еще в мае 2013 года и была очень долгая. Поскольку у нас есть система мониторинга ВМП и она доступна главным специалистам и их профильным комиссиям, то была проанализирована ВМП по каждой клинике, которая участвует в этой работе, по каждому пациента. В результате были сформулированы предложения по исключению отдельных видов медицинской помощи из высокотехнологичной. Возможно, мы не все исключили, но мы тоже опасаемся, что это будет нагрузка на систему ОМС. Мы рассчитывали, что поток финансирования в систему ОМС будет больше, чем происходит сейчас. Тем не менее, Министерство здравоохранения РФ уже подготовило проект Программы государственных гарантий, где в подушевых нормативах, и в других нормативах этот перевод уточнен с учетом перехода отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи в специализированную медицинскую помощь.

Если на территории субъекта нет клиники, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь, пациента не обязательно направлять в федеральную клинику. Система ОМС позволяет рассчитываться друг с другом — субъект с субъектом, система ОМС одного субъекта с системой ОМС другого субъекта

http://ria-ami.ru/news/118237
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)