Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Новое слово в юриспруденции, высказанное министром здравоохранения - лучше б молчала

Saturday, 17 August, 12:08, aquareus.livejournal.com
Субъект права - это медицинская организация как совокупность медицинского оборудования, организации помощи, персонала. А медицинские ошибки - это сложная дефиниция. Они бывают системными в силу того, что организация, оказывающая помощь в каких-то экстренных условиях, не оснащена таким образом, чтобы помощь проводилась так, как необходимо. Это могут быть и другие различные факторы - например, отсутствие в сию минуту необходимого специалиста, когда терапевт вынужден лечить кардиологическую патологию.

Субъект - организационная помойка, а врачебная ошибка - организационный дефект. А не то, что вы могли бы подумать - причинитель и вред.



Работа над ошибками

Идёт обсуждение проекта закона об обязательном страховании пациентов

Осень не за горами, и уже недалек тот день, когда законопроект Министерства здравоохранения «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи» поступит в Государственную думу. Пока же проект закона, который упрощенно называют «законом о врачебной ошибке», продолжает обсуждаться в СМИ и интернет-блогах. Хотя, возможно, такое название не совсем корректно - ведь, согласно этому документу, возмещение причиненного вреда  здоровью предполагается вне зависимости от наличия или отсутствия вины медработников.

Если законопроект будет одобрен, то страхование пациентов станет необходимым условием для функционирования медицинской организации. При этом частные клиники будут уплачивать страховые взносы сами, а за государственные заплатит Федеральный фонд ОМС. Компенсации будут выплачивать страховые компании.

Уникальность этого законодательного акта в том, что впервые в российском законодательстве появляется определение давно и слишком хорошо знакомого нам словосочетания «врачебная ошибка».  По статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от врачебных ошибок умирает больше людей, чем погибает в ДТП. В России, по оценкам экспертов, в год из-за этого мы теряем сорок-пятьдесят тысяч человек, но это неокончательная цифра, она может быть и заниженной, поскольку официальной статистики медицинских ошибок и их последствий не ведется. Может быть, то, что этот термин обретет юридический статус, изменит ситуацию

Итак, согласно проекту, врачебная ошибка - это «действие либо бездействие медицинской организации... и ее медицинского работника, повлекшее причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи». При этом врачебная ошибка признается «независимо от вины медицинской организации и ее медработника», поскольку вину медработника и определить, и тем более доказать бывает крайне сложно. Но при условии принятия этого закона пациенту не придется доказывать вину врача или медицинского учреждения - главным критерием станет степень нанесенного его здоровью вреда. По словам пресс-секретаря Министерства здравоохранения РФ Олега Сагалая, выплата компенсации за нанесенный здоровью пациента вред будет производиться лишь на основе причинно-следственной связи:

- В проекте мы выбрали ту модель, которая не ориентируется на вину. Мы компенсируем потери от совершенной ошибки вне зависимости от того, виновен медработник или нет. Потому что для пациента, с точки зрения имущественного интереса, важно не то, что врач виноват в чем-то или не виноват, важно то, что у пациента в результате возник вред здоровью. Конечно, случаи, предусматривающие уголовную ответственность, являются исключением.

Список случаев осуществления страховых выплат довольно ограничен, по сути, их всего два - смерть и инвалидность. Предполагается, что в дальнейшем список будет расширен. Пока же в случае смерти законопроект предусматривает выплату родственникам в размере двух миллионов рублей. Инвалидность «оценили» в зависимости от группы от полутора до полумиллиона рублей. Компенсация морального ущерба законопроектом не предусматривается. При этом, согласно законопроекту, должна быть установлена «причинно-следственная связь» между ухудшением состояния здоровья больного или его смертью и действиями медиков. Проще говоря, должно быть доказано, что пациент пострадал именно из-за неправильного лечения. Рассматриваться страховые случаи будут не позднее тридцати дней с момента предоставления документов.

По мнению министра здравоохранения Вероники Скворцовой, отказ от поиска конкретного виновника оправдан, поскольку врач не является юридическим лицом.
- Субъект права - это медицинская организация как совокупность медицинского оборудования, организации помощи, персонала, - заявила Вероника Скворцова на одной из пресс-конференций перед обнародованием проекта закона. - А медицинские ошибки - это сложная дефиниция. Они бывают системными в силу того, что организация, оказывающая помощь в каких-то экстренных условиях, не оснащена таким образом, чтобы помощь проводилась так, как необходимо. Это могут быть и другие различные факторы - например, отсутствие в сию минуту необходимого специалиста, когда терапевт вынужден лечить кардиологическую патологию.

До Государственной думы законопроект еще не дошел, но резкой критике некоторых депутатов, чиновников и экспертов уже подвергся. На заседании правительства, посвященном кадровой политике, губернатор Белгородской области Евгений Савченков вообще внес предложение составить «черный список» врачей. По его мнению, «недобросовестные» и «нечистые на руку» медики должны войти в единый реестр, который будет отражен в Федеральном регистре и доступен работодателям.

А вот еще несколько точек зрения:


Против

Глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников:
- Законопроект предполагает, что отвечать будет не врач, а медучреждение. Причем за страхование в госучреждениях заплатит ФОМС, а в коммерческих клиниках - сами пациенты, поскольку дополнительные расходы частники, естественно, включат в тариф на медуслуги. При этом никто из участников процесса не заинтересован в том, чтобы ошибок было меньше. Но зато есть реальная угроза, что платные услуги станут дороже, а бесплатная помощь, оказываемая за счет ФОМС, сократится.

Замдиректора НИИ Общественного здоровья РАМН Александр Линденбратен:
- На качество медицинской помощи в стране этот законопроект никак не повлияет. Оно зависит совсем от других вещей: материально-технической базы, доступности качественных медикаментов и современных медтехнологий. Наконец, ключевой момент - человеческий фактор, то есть квалификация и добросовестность врачей. Во всем мире серьезная врачебная ошибка сопровождается приостановлением лицензии. Врач лишается возможности практиковать. В нашем случае врачи не получают стимула, чтобы работать лучше.

Президент общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский:
-  Выплата страховых взносов не только не будет способствовать повышению ответственности медицинской организации, но и внушит чувство безответственности: все риски покрываются частично недополученным доходом.

Особое мнение

Директор ТФОМС Ульяновской области Павел Дегтярь:
- Подобный закон, безусловно, нужен, но вопрос - в какой форме и за чей счет. Конкретики и стройности в данном законопроекте я, честно говоря, не увидел. Нужно четко проработать источники финансирования, механизм действия и инструмент реализации. Не хотелось бы, чтобы этот закон стал своеобразным ОСАГО - а такие аналогии поневоле напрашиваются, не хотелось бы, чтобы стал еще одной «кормушкой» для страховых компаний. Более того, почему-то все забывают, что пациент УЖЕ застрахован - системой обязательного медицинского страхования. Другое дело, что менталитет у наших людей в этой сфере несколько неправильно сориентирован. Если его здоровью нанесен вред, он пойдет в суд, будет писать губернатору, президенту, министру здравоохранения, но почему-то,  девяносто процентов случаев, он не пойдет к своему прямому защитнику - в страховую компанию. Это ее сотрудники должны помочь ему обратиться в суд либо прийти к добровольному соглашению, либо еще как-то решить вопрос. Президент правильно говорил в одном из посланий к Законодательному собранию: наши страховые компании не выполнили пока свои непосредственные функции. Их задача - не только эти листочки  выдавать, а прежде всего защищать интересы своих клиентов. Между тем у нас большинство на полис смотрит только как на допуск к получению медицинской помощи. А это в корне неправильно. Не надо облегчать страховым компаниям жизнь, защита ваших интересов - это их работа.

Ксения Майорова

http://ulpravda.ru/paper/article/15013.html

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)