Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Песнь Скворцовой "Я не могу иначе" вынуждена слушать вся страна - политическая воля таких не сдает

Wednesday, 14 August, 13:08, aquareus.livejournal.com
Минздрав, вместо того чтобы начать эффективно распоряжаться уже выделенными из бюджета ресурсами, просит дополнительных денег


Каждый пятый россиянин не может рассчитывать на полноценную медицинскую помощь

14.08.2013, Анастасия Башкатова

Несмотря на заверения властей об увеличении расходов на медицину, в России продолжаются забастовки врачей. Вчера очередная забастовка стартовала во Владикавказе. Сотрудники «скорой помощи» не хотят мириться со снижением своих зарплат. Вчера же независимые исследователи опубликовали региональный рейтинг нехватки денег на здравоохранение. Недофинансирование приводит к тому, что каждый пятый россиянин не может рассчитывать на полноценную медицинскую помощь.

Как передает Интерфакс, вчера началась очередная забастовка сотрудников «скорой помощи». На этот раз во Владикавказе (Северная Осетия).

Врачи выезжают только на экстренные вызовы, город обслуживают восемь бригад вместо 17. Причиной забастовки врачей и водителей стали нищенская зарплата, нехватка машин, антисанитарные условия на станции. По словам бастующих, вместо обещанного роста зарплаты им урезали доходы еще больше. У многих сотрудников «скорой помощи» зарплата сейчас не превышает 10 тыс. руб. в месяц.

Местные чиновники практически сразу отреагировали на акцию протеста. К бастующим приехал замминистра здравоохранения республики Таймураз Ревазов. Видимо, у властей еще свежи воспоминания о забастовке и голодовке, которую начали весной этого года детские врачи в Ижевске, не согласные с новой системой оплаты труда. Тогда на протесты врачей пришлось отреагировать на федеральном уровне главе Минздрава Веронике Скворцовой. Она пообещала во всем разобраться, чтобы понять корни ситуации и не допустить ее ни в одном регионе РФ.

Однако пока что бастующие во Владикавказе не намерены начинать работу в обычном режиме до тех пор, пока власти не озвучат конкретных решений их проблем.

Одновременно с такими нерадостными новостями аналитическая служба компании «ФинЭкспертиза» опубликовала рейтинг регионов по дефициту финансирования программ бесплатной медицинской помощи. В основу рейтинга легли данные, собранные Минздравом и отраженные в ведомственном докладе, который был обнародован в июле этого года. Исследователи сравнили потребности каждого региона в финансировании бесплатной медицины с фактическими расходами и подсчитали уровень дефицита на местах.

Анализ выявил, что по итогам 2012 года лишь 17 субъектов РФ вообще не испытывают недостатка в финансировании территориальных программ оказания бесплатной медицинской помощи населению. Среди них две столицы, а также Якутия, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Краснодарский и Камчатский края, Калужская, Московская, Магаданская, Нижегородская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Ярославская области. Во всех остальных регионах наблюдается недостаток средств, необходимых для поддержания бесплатной медицины на должном уровне. Варьируется лишь размер дефицита.

Самые низкие значения дефицита, согласно рейтингу, в Ленинградской области – около 133 млн. руб., или 1% от потребностей. А лидером по уровню дефицита оказался Дагестан, где нехватка средств достигает почти 11 млрд. руб., или около 50% потребностей в финансировании бесплатной медицины.

В числе самых недофинансированных с точки зрения медицины регионов оказались прежде всего кавказские республики, а также республики Марий Эл и Хакасия, Приморский край, Томская, Тамбовская, Брянская, Курганская и др. области.

«В среднем по регионам, имеющим недостаток финансирования, дефицит находится на уровне 20%», – говорится в исследовании. Аналитики компании пояснили вчера «НГ»: «Полученные данные говорят о том, что каждому пятому россиянину не оказывается медицинская помощь в том объеме и того качества, которая должна быть по нормативам, определенным правительством РФ. В первую очередь это связано с постоянной нехваткой медикаментов, довольно низким уровнем заработной платы медперсонала, а также с постоянным урезанием средств на обеспечение стационарного ухода за пациентами». Отчасти дефицит финансирования объясняется неэффективным управлением и недостаточным контролем со стороны руководства регионов, считают исследователи.

О нехватке средств в российском здравоохранении сейчас говорится много, правда, такие разговоры не приводят к кардинальным изменениям. В конце июля на Госсовете о повышении доступности и качества медицинской помощи президент Владимир Путин сообщил, что в 2012 году в 66 регионах дефицит финансирования бесплатной помощи составлял 164 млрд. руб. «В этом году ситуация несколько улучшилась, несмотря на напряженность бюджетов, но тоже сложная. В 54 регионах дефицит превышает 120 миллиардов рублей», – говорил Путин.

О том, что российское здравоохранение чахнет без притока необходимых средств, не раз уже высказывалась и министр Скворцова. В прошлом году она предупредила, что у российского здравоохранения сейчас два пути, два варианта финансирования: бюджетный, то есть экономный, и модернизационный.

Первый предполагает планомерное сокращение госрасходов на медицину по отношению к ВВП – с 3,4% в 2013 году до 2,5% в 2020-м. А модернизационный, наоборот, прописывает увеличение госрасходов на медицину к 2020 году по сравнению с 2013-м чуть ли не в три раза. «Различие реализации госпрограммы по бюджетному или модернизационному сценарию состоит в числе сохраненных жизней – к 2020 году различие составляет 1 миллион 100 тысяч жизней россиян», – сообщала осенью прошлого года Скворцова (см. об этом «НГ» от 16.11.12).

Но Минфин на это ответил, что Минздрав, вместо того чтобы начать эффективно распоряжаться уже выделенными из бюджета ресурсами, просит дополнительных денег. Ведомство Антона Силуанова опрокинуло тогда амбициозные планы Минздрава пойти по модернизационному пути.

Сейчас Скворцова уже не описывает ситуацию в здравоохранении в столь мрачных тонах. В понедельник в эфире «Эха Москвы» она рассказала, что в некоторых регионах финансирование медицины все же за последний год выросло. Например, на здравоохранение в Забайкальском крае в этом году, по ее словам, поступило на 80% больше средств, чем в прошлом. Однако такой приток связан прежде всего с перераспределением финансовых источников, поэтому на самом деле прибавка составляет в лучшем случае от 10 до 30%.
В то же время Скворцова признала, что из 10 тысяч лечебных учреждений на сегодняшний день примерно у 30% имеются те или иные проблемы с выплатой заработной платы своим сотрудникам. «И ясно, что не все 650 тысяч врачей пишут в Интернете о своих проблемах. Пишут те, у кого они есть. Реально есть сейчас учреждения, где сохраняются эти проблемы», – пояснила министр. Как следует из ее слов, власти прикладывают все усилия, чтобы разобраться с зарплатой врачей.

Опрошенные эксперты, однако, не исключают, что вопрос финансирования на самом деле очень условен. «При одном и том же бюджете в одной клинике могут предоставлять качественную помощь, а в другой израсходовать деньги неэффективно. Играют роль и человеческий, и управленческий факторы – уровень профессионализма», – рассуждает директор Русской школы управления Анастасия Боровская.

Однако если власти оставят проблему недофинансирования медицины без внимания, то платежеспособная часть населения просто перестанет обращаться за медпомощью, по крайней мере в том случае, когда не идет речи о тяжелых заболеваниях. На этом, по мнению Боровской, могут сыграть платные клиники. Эксперты предупреждают: без надлежащей медицинской помощи и поддержки здоровья население становится малоэффективным для экономики и развития в целом.
   
Дефицит финансирования программ бесплатной медпомощи

Регионы Потребность
в финансировании территориальных Фактические Дефицит, %
программ,млрд. руб. расходы, млрд. руб.

Дагестан 22,6 11,7 48,2
Северная Осетия 5,6 3,3 40,1
Марий Эл 5,3 3,3 37,1
Хакасия 6,5 4,2 35
Приморский край 22,8 14,9 34,6
Томская обл. 12,7 8,4 33,9
Тамбовская обл. 8,3 5,6 32,7
Брянская обл. 9,6 6,6 31,1
Курганская обл. 7,9 5,5 30,2
Архангельская обл.16,2 11,5 29,1
Алтай 11,2 8 28,1
Пензенская обл. 10,8 7,8 27,1
Карачаево-Черкесия3,6 2,6 26,9
Карелия 8,6 6,3 26
Саратовская обл 19,2 14,2 25,9
Ивановская обл. 8 6,1 24,5
Челябинская обл. 30,5 23,1 24,3
Татарстан 29 28 3,7
Тульская обл. 11,8 11,4 3,7
Новгородская обл. 4,8 4,7 2,8
Липецкая обл. 8,9 8,7 2,8
Хабаровский край 16,9 16,6 1,7
Ленинградская обл.13,2 13,1 1

Источник: расчеты компании «ФинЭкспертиза» по данным за 2012 год.

http://www.ng.ru/economics/2013-08-14/1_doctors.html

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)