Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Послерейсовое

Thursday, 25 July, 08:07, prokhozhyj.livejournal.com
 
      Ну вот, в Москве, и даже выспался после без малого суток перелётов. По поводу чего выкладываю, наконец, те две картинки, что не пролезли в ловившийся в порту вай-фай на Ньюфаундленде: наш мршрут и в.п.с. у планктонной сетки.




      Рейс строился в первую очередь под гидрофизиков, которые тянули два разреза: от Шетландских островов до Исландии и поперёк океана по 59°30' с.ш.: смотрели атлантическо-арктический водообмен, это регулярная программа. Ну а параллельно работали ещё несколько групп, в том числе наша смотрела рапределение планктона вдоль разрезов в верхних слоях воды (глубокие станции с постояннм зондированием "Розеттой" не совмещаются).

      Здесь я сую под кат рейсовые записки (которые нынче полчились коротенькие и отрывочные), хотя кое-что из них я уже отпралял с моря (первый блин отправки записей по e-mail следует признать съедобным, а нанбежавшие в те три записи дорогой сбои в форматировании править не буду, аутентичности для). Ну а потом, надеюсь, доберусь до нормальных картинок, которые думаю потихоньку выкладывать в обозримом будущем, пока публика не взвоет, уже без особенных текстов.

      "Академик Иоффе", 41 рейс.
      27 июня 2013 г., Бремерхафен.

      В очередной раз отложили отход, и теперь обещают его завтра днём. Так что сегодня я ещё разок сбегал в город заглянуть в Сеть, но писать больше ничего не стал: попрощался уже. А на обратной дороге, подходя к пирсу, увидал, что наш белый пароход куда-то отваливает и величественно исчезает в каше ковшей и шлюзов. Это его, видите ли, вдруг надумали перегнать к другому причалу. Ну ладно, вытропил таки, по совсем уже портовым задворкам. И оказалось, что на причале, к которому его поставили, за время покоя и безлюдья успела обосноваться колония крачек. Теперь они яростно орут и пытаются атаковать тех, кто выходит на нос судна, а на пирсе, в траве рядом с кнехтами, бродят их пёстрые птенцы. Птиц тут вообще полно. Кроме уже упоминавшихся куликов-сорок (сегодня видал одного с куличонком) и неизбежных чаек, летают настоящие сороки, много горихвосток-чернушек (и тут в промзону лезут!) и каких-то крупных голубей вроде вяхирей. А в городе ещё на каждом углу чёрные дрозды с выводками. И чёрные же вороны, совсем как на Камчатке. А между портовыми складами бегают дикие кролики.

      28 июня 2013 г. Эстуарий Везера.

      Ушли, переполошив крачек, сквозь мелкую морось, по оливково-бурой воде. И, когда по левому борту кончились гигантские контейнерные терминалы, по правому борту открылась мель с косой, на которой мирно почивали два десятка тюленей.

      29 июня 2013 г. Северное море.

За бортом – зеленоватая вода с бутылочным отливом и летают олуши. По всему горизонту – нефтяные платформы. Одну прошли близко, над ней злым огоньком сгорал попутный газ.

      30 июня 2013 г., утро. Северное море, 59°26'N 1°01'W.

      Ночью прошли нулевой меридиан и вышли в Западное полушарие. Была белая ночь, а скоро, пожалуй, начнётся полярный день. Сегодня должны обогнуть Великобританию и выскочить в собственно Атлантику.

      9:20. Показались Шетландские острова. С левого борта довольно близко проходит кто-то из мелких, а главные – справа, но там их почти не видно в подсвеченном солнцем тумане. Удалось даже поймать мобильником береговую сеть.

      10:50. Вот и справа острова хорошо видны, и слева опять кто-то мелкий. Крутые же у них берега.

      17:45. 60°38'N 2°35'W. Взяли первую сетку. Неглубокую и тотально: на генетику. Но всё равно, с почином!

      1 июля. 61°54'N 5°55'W.

      Бежим с малыми работами. Ночью поболтало, но днём потихоньку стихло. Вечером, в закате, дождём пробивающемся сквозь тучи, показались Фарерские острова. Будем обходить с севера, занятие на всю ночь.

      2 июля, 6 утра. 62°37'N 6°49'W.

      За левым бортом тащатся Фареры. Ну и обрывы у них! Такой силуэт нарисовать – засмеют за небывальщину с романтизмом.

      6 июля. 59°30'N 8°50'W.

      Протянули разрез до Исландии, полюбовались издали на её выступающие из-под тумана берега. Вернулись к северу Англии, и потащили основной широтный разрез до южного кончика Гренландии. Дорогой случился совершенно потрясающий багровый закат и белая ночь с жемчужно-розовыми облаками и фиолетовым океаном. А последние пару дней наблюдаются преимущественно хмарь и волны, болтает. И рвёт сетку из рук: ветерок до 20 м/с. Выходим на рутинный режим регулярных проб.

      59°30'N 10°00'W.

      На очередной станции в нашу планктонную БСД 37/50 попалась двенадцатисантиметровая селёдка. В лове 300–0 м. Бывает же! Попробовали обловить глубокие слои, но замыкатель сбросило на майне, и сетка принесла только чистую профильтрованную водичку.

      8 июля. 59°30'N 18°21'W.

На последней станции окончательно вылетела носовая лебёдка. Наша. Хлещет из гидравлики. Нет, текла-то она уже давно, но вот, похоже, количество перешло в качество. Изобретаются какие-то альтернативные варианты, но пока что ещё ничего не ясно. А за бортом второй день туман. Днём поднялся было, а сейчас опять густой. Вполне аллегорическая картинка получается.

      9 июля. 59°30'N 20°00'W.

      Вчера вечером перетащили на кормовую лебёдку 300 метров троса. Верха ловить теперь можно. Живём. За бортом по-прежнему туман.

      59°30'N 20°40'W.

      В море плавает обрывок аскофиллума или кого-то на него похожего, из фукоидов. Интересно, откуда его принесло? Носовую лебёдку чинить не будут, так что глубоководные ловы отменяются.

      59°30'N 21°28'W.

      От прошлой станции (21°20'W) в 20-метровой полосе – 30 обрывков фукоидов. 8' по долготе. 4 м. мили.

      10 июля. 59°30'N 25°20'W.

      Ст. 2996. Плавают фукоиды. Ещё как плавают... А на воде сидели буревестники, и так вот, сидя, жрали кого-то с поверхности. Потом в сетной пробе оказалось много крупных (сантиметра по полтора-два) рачков-амфипод Themisto, наверное, их.

      11 июля. 59°30'N 27°20'W.

      Солнце сквозь тучи и – наконец-то! – чистый горизонт. Фукоиды плавают.

      14 июля. 59°30'N 37°20'W.

      Тянем и тянем разрез. "Розетта", и потом мы. Разок раздуло, но умеренно. Птицы, туман. Фукоиды плавают. Говорят, однажды были киты – три фонтана на горизонте – но я не видал. А водичка похолодала и упала с 10 °C до 7,3. И это ощутимо: когда возишься с сеткой, пальцы начинают стыть. Всё ещё неизвестно, будем ли мы подходить к Гренландии вплотную, или оборвём работы чуть раньше: где-то застряло какое-то согласование.
      P.S. Ну вот. И на ближайшей станции, когда я смотрел на стайку дремлющих на воде буревестников, позади них с фырканьем вынырнул кто-то китообразный. Пустил облачко пара и нырнул назад, с концами. То ли некрупный кит, то ли большой дельфин, но, по плавнику судя, не гринда.

      59°30'N 38°32'50"W.

      От точки 59°30'N 38°14'30"W до 59°30'N 38°18'30"W в 20-метровой полосе от борта – 111 обрывков фукоидов. От точки 59°30'N 38°28'45"W до 59°30'N 38°32'45"W в 20-метровой полосе – 71 обрывок фукоидов. Оба отрезка пути по 4' по долготе, или по 2 м. мили.

      15 июля. 59°30'N 40°40'W.

      Утром взяли последнюю пробу на широте 59°30'N. Дальше разрез загибается слегка к северу и начинает отрабатывать склон Гренландии. Ходят слухи о грядущих льдах. А вчера вечером был красивый-красивый закат с растущей Луной на розовом небе.

      59°38'34"N 41°16'19"W, 11:20.

      Гренландия на горизонте. Милях в 60. Торчат белые треугольнички гор. Видно даже и без бинокля, хотя без бинокля можно принять за облака. Ну а в бинокль даже структуру какую-то видно на склонах.

      59°45'11"N 41°42'12"W, 16:25.

      Гренландия потихоньку приближается, но именно потихоньку, потому что станции идут часто. И иногда с её стороны вдруг тянет стылым ветром, будто бы (а может, и не будто) выстуженным на гренландских ледниках. А на небе, чуть ли не всего во второй раз за рейс, и точно впервые за Большой разрез, яркое солнце, и, когда ветра нет, попросту жарко. В море почти исчезли фукусы, хотя одиночки иногда попадаются. Но регулярно они перестали плавать ещё вчера вечером. Похоже, их и впрямь несёт от Канады, а сейчас мы вошли в гренландскую "тень". Всё ещё нет ясности с разрешением на прибрежный хвостик разреза (точнее, не было утром, а с тех пор я не спрашивал). И наконец-то пришёл мейл с берега.

      59°47'07"N 41°50'20"W

      Прилетела с берега туча мелких чаек. И встретились, наконец, нормальные киты: похоже, что трое, временами пускают фонтаны на фоне Гренландии. Но близко не подплывают.

      59°50'18"N 42°04'38"W, 23:55.

Показали потрясающий золотой закат над Гренландией. Яркое-яркое солнце, оставляя дорожку на спокойном море, скатилось за чёрные зубцы гренладских гор, угодило в зазабрину на вершине одной из них – и брызнуло оттуда великолепным зелёным лучом. Смотрел с крыла мостика, говорят, с бака луч был виден хуже. И даже получилось сфотографировать :).

      17 июля. 59°55'N 42°36'W.

      Последний день работ, почти в авральном режиме. Станции на склоне и шельфе идут часто, и от точки до точки "Иоффе"идёт проядка 15 минут. Сейчас ловим над глубинами пока ещё 300 метров (будет мельче). Вокруг наблюдается собственно Гренландия, где-то в 20 милях прямо по курсу – рваные, покрытые льдом зубчатые горы, а так же пара айсбергов: плоский между нами и берегом и конический где-то на горизонте. Утром отыграли потрясающей красоты рассвет над белой водой, а гренландские горы загорались розовым. А у нас как раз была сетка :). Рассвет плавно проистёк из вчерашнего заката, не отвлекаясь на такую ерунду, как ночь.

      В море цветение диатомей, и кут планктонной сетки в верхних ловах буквально забивает оливково-бурой массой.

      59°55'33"N 42°40'49"W, полдень.

      Торжественно взяли последнюю станцию в международных водах. Дальше в планах значится хвостик разреза из 6 станций, но он уже лежит в 12-мильной зоне территориальных вод, и на него нужно получить разрешение из Дании. Которого ждали весь рейс и которого пока нет. Начальство решило ждать ещё до четырёх дня, ну а не будет – значит, не будет. И где-то там, в территориальных водах, начинаются льды. То ли вне планируемого хвостика, то ли уже на нём. Их даже видно в бинокль, точнее, не их самих, а их отражение-мираж в остывшем над льдами слое воздуха. А мы пока дрейфуем.

      Там же, три часа дня.

      Гидрофизики окончательно разуверились в последних станциях, и совсем уже нацелились на, гм, торжественное собрание по поводу окончания работ. И тут и пришло долгожданное разрешение. Так что пришлось всё бросать и бежать переодеваться. И "Иоффе" торжественно двинулся вглубь суверенных вод. А тем временем, пока ещё сидели, к борту подходил кит минке. Ладненький, маленький, коричневый с белыми ластами. Фыркнул на всех и унырнул. Близко был.

      Прошли не то, чтобы рядом, но и не слишком далеко от одного из айсбергов. Вода в море отчётливо коричневатая. Полагаю, что из-за диатомей.

      59°56'34"N 42°53'59"W, 18:50.

      Таки упёрлись в сплошные льды, так что последняя станция отменяется, а до предпоследней немножко не дошли, и работаем у кромки поля. Льды начинаются резко, как обрезанные ножом, и сразу плотно. А вне поля плавают только единичные льдины. Одна, похожая на голову лося, и даже с рогами, прошла вдоль самого борта. Думал, что у самой кромки будет очередной всплеск численности диатомей, но нет, в сетке их оказалось ощутимо меньше, чем на редыдущей станции.

      17 июля. 57°06'N 45°24'W.

      Бежим к Сент-Джонсу по серо-зелёной воде. В корму ощутимо дует, ветерок 17 м/с, но курс удачно совпадает с ветром, так что бортовой качки нет совсем. А килевая тут слабая. Как-то непривычно без регулярных станций, особенно после гонки последних дней. И всё ещё дергаюсь, когда машина меняет тон: до прошлого вечера это обычно значило, что тормозим у точки, и пора бежать переодеваться в палубное и крепить на трос сеть. По последним корабельным сплетням, Сент-Джонс обещают 21 числа, что значит полные сутки берега до самолёта. Это было бы хорошо, но пока ещё всё слишком неопределённо.

      18 июля. 54°06'N 47°51'W.

      Хорошо бежим, шустро. Уже пол-пути пробежали. По ночам темно, что даже как-то и непривычно. Вчера вечером была золотая луна прямо по курсу.

      52°42'N 48°55'W, шесть вечера.

      Ну вот, так хорошо шли – и на тебе, ветер поменялся, и теперь дует в физиономию. За окошком серо, волны плюются пеной, и начинает покачивать. И, главное, ведь скорость упадёт. В минус Сент-Джонсу...

      52°36'30"N 48°58'40"W, 19:25.

      Качурку увидел. Первую за рейс. Зигзагом неслась над волнами. Вообще с птицами в рейсе было не густо, хотя буревестники всё время вокруг корабля крутились.

      52°27'N 49°06'W, 20:30.

      Только что наехали на телеграфный столб. Или не телеграфный, но столб. Бывший. Аж стукнуло. Плыл куда-то, уже немножко обкатанный. Теперь ему к Европе, больше некуда, по течениям-то.

      По спикеру только что сообщили, что к Ньюфаундленду должны подойти двадцатого утром, раньше срока. И, исли повезёт, сразу зайдём. Ну или, если с властями не сладится, будем день торчать на рейде. При обещанном к вечеру двадцатого шторме. Такие дела.

      52°10'29"N 49°20'18"W, 22:21.

      Время передвинули ещё на час назад. С Москвой теперь 6 часов разницы. Горизонт расчистился, так что вечером были закат, зелёный луч и кит под бортом – аккурат в тот момент, когда солнце ныряло в океан. И потрясающие розовые блики на зелёной воде с другого борта.

      (52°05'N 49°25'W), 23:25.

      Вырубило электричество. Дрейфуем без хода, тарахтим аварийным генератором. На верхних палубах темно и нет воды. Хорошо, что почти нет ветра, а то бы поваляло.

      19 июля. 51°52'40"N 49°18'20"W, 8 ч. утра.

      Только что дали ход. Без света и с неработающими гальюнами куковали до 7 утра, и за ночь нас сволокло на 13 миль на юго-восток. Говорят, в машинном отделении сгорел какой-то важный электрический распределительный щиток. Про влияние событий на время подхода к Сент-Джонсу пока не сообщали.

      50°38'36"N 50°28'08"W, 5 ч. пополудни.

      Весь день бежали на юго-юго-запад под ярким солнцем по зелёной воде, а сейчас, как и были, под солнцем, въехали в желтоватый туман. И по левому борту, вокруг тени корабля, повисло великолепное гало. Близко-близко. И сейчас висит. Причём не вертикально, а под хорошим углом к плоскости моря. Полкольца, а вторая половина водой отсекается.


      Ну а 20-го пришли, наконец, к Сент-Джонсу, но про это я уже не записывал...

      Такие дела.
 
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)