Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Пятый элемент.

Thursday, 25 April, 01:04, aquareus.livejournal.com
Оригинал взят у starwalker62as в Пятый элемент.
"квинтэссенция" (от лат. quinta essentia - пятая сущность).
Dodecahedron

Эта история не об одноимённом фильме. Эта история о многограннике, точнее о двенадцатиграннике, составленном из двенадцати правильных пятиугольников. Додекаэдр, один из Платоновых тел, или правильных многогранников. Правильным многогранником называют трёхмерную фигуру, все грани которого представляют собой одинаковые правильные многоугольники, причём в каждой вершине сходятся одинаковое число граней. Их всего пять, что для пифагорейцев казалось фундаментальным фактом. Позже Леонард Эйлер показал, что число граней F, число рёбер E и число вершин V в любом правильном многограннике V-E+F=2. Пользуясь этим уравнением, можно доказать, что число правильных многогранников равно пяти. Это тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр и додекаэдр.
Платон считал, что геометрия многогранников может описывать свойства материи. При этом земле ставился в соответствие куб, воде - икосаэдр, воздуху - октаэдр, огню - тетраэдр. Пятому правильному многограннику - додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который Бог-Творец использовал, чтобы создать небесные тела - "…его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца".
В натурфилософии Аристотеля также предполагалось существование пятого элемента, (квинтэссенции) — эфира, или начала движения.
Интересно эти рассуждения античных учёных соотнести с различными агрегатными состояниями вещества. Тогда эти элементы будут соответствовать таким понятиям, как твёрдое тело, жидкость, газ, плазма. Вот только пятый элемент не будет находить аналогии. Современная наука говорит о конденсате Бозе - Эйнштейна, как пятом агрегатном состояние вещества. Но это явно "не из этой оперы ". Впрочем, как и мифический эфир. "Пятый элемент, который Бог-Творец использовал, чтобы создать небесные тела" согласно Платону или как "начало движения" по Аристотелю, вновь приобрёл вторую жизнь. Слово «квинтэссенция» (от лат. quinta essentia - пятая сущность) неожиданно получило новое значение в современной космологии - разделе астрофизики, изучающем строение и эволюцию Вселенной как целого. Им обозначают состояние вещества, давление которого прямо пропорционально плотности полной энергии. Наибольший интерес представляет случай, когда коэффициент пропорциональности отрицателен, что соответствует действию силы отталкивания. Подобным состоянием вещества, существовавшим на ранних этапах эволюции Вселенной, объясняют период чрезвычайно быстрого расширения, так называемую стадию инфляции. Сила отталкивания во Вселенной в настоящее время, возможно, самая основная сила, которая определит в будущем судьбу Вселенной. Этот вопрос напрямую связан с проблемой, так называемого лямбда-члена в уравнениях Эйнштейна, или так называемой тёмной энергии.
Для пифагорейцев, которым приписывают выражение "всё есть число" в числовых закономерностях была спрятана тайна мира. Мир чисел был для пифагорейцев сродни священному откровению. При этом додекаэдр считался священной фигурой, олицетворявшей Вселенную или эфир. Когда некий Гиппас из Метапонта, разгласил простым людям тайну додекаэдра, он был не только изгнан из пифагорейской общины, но и удостоен сооружения гробницы заживо "в знак того, что они считают своего бывшего товарища ушедшим из жизни". Когда Гиппас погиб в море во время кораблекрушения, все решили, что это результат проклятия: "Говорят, что само божество разгневалось на того, кто разгласил учение Пифагора".
Во времена Римской империи, возможно, тоже почитали двенадцатигранники. Во всяком случае, есть множество найденных предметов из бронзы – бронзовые 12-гранники (додекаэдры). Они датируются II-IV веками нашей эры. Назначение их не ясно. Возможно это культовые предметы, возможно, более прозаические предметы, например – своеобразные подсвечники.
Римский додекаэдр
В средние века додекаэдр и другие Платоновы тела часто использовались в искусстве. Можно привести примеры – рисунки Леонардо да Винчи, Дюрера. Леонардо использовал рисунки многогранников для иллюстраций книги Луки Пачоли "О Божественной пропорции". Пропорции для Леонардо имели основополагающее значение "не только… в исчислениях и измерениях, но и в звуках, весах, положениях – в любом месте, где они могут быть". Одна из знаменитых работ Дюрера - "Меланхолия". В нём изображён образ причастного к Божественному наитию существа, окруженного инструментами геометрии. Присутствие на гравюре многогранника (скорее всего, усеченного ромбоэдра не случайно ). Дюрер представил "Меланхолию" как один из четырех темпераментов и как одно из семи свободных искусств - геометрию. Так объясняет символизм этой гравюры российский искусствовед Андрей Пилипенко: "Античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента, из которых непредсказуемым считался именно меланхолический. Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам - они нескладны, неуживчивы, неудачливы, им чаще, чем обладателям других темпераментов, угрожают нищета, болезни, безумие. Однако именно меланхоликам покровительствует Сатурн, а божество этой планеты, по античным мифам, старше других богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной. Поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать эту гравюру духовным автопортретом мастера. Крылатая женщина - своеобразная муза Дюрера - неподвижно сидит, подперев голову рукой, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное - один из символов меланхолического темперамента..."
Альбрехт Дюрер - Меланхолия
В конце XV — начале XVI веков в северной Италии было очень популярно искусство интарсии (intarsia) — особого вида инкрустации, мозаики, собранной из тысяч мелких кусочков различных пород дерева. Интарсии работы Фра Джовани да Верона, созданные для церкви Santa Maria in Organoв Вероне. В ней так же использовались изображения многогранников.
Интарсии Фра Джовани да Верона
Революционные необычные ракурсы характерны для творчества Сальвадора Дали. В его картине "Тайняя вечеря" само пространство принимает форму додекаэдра.
Сальвадор Дали - Тайная вечеря
Но самое интересное, что последние исследования Вселенной, полученные в процессе исследования реликтового излучения, свидетельствуют о том, что Вселенная вполне может быть замкнута сама на себя, и даже иметь форму додекаэдра, замкнутого самого на себя. В 2003 году, при анализе данных космического аппарата WMAP , была выдвинута гипотеза, что Вселенная представляет собой додекаэдрическое пространство Пуанкаре. Сфера Пуанкаре может быть получена из додекаэдра склеиванием каждой грани с противоположной гранью, повёрнутой на угол π/5 по часовой стрелке. Только при такой модели Вселенной реликтовое излучение может иметь такие флуктуации (отклонения от среднего значения), которые были зафиксированы космической обсерваторией WMAP (Wil-kinson Microwave Anisotropy Ргоbе), измерявшей мощность реликтового излучения. Первые, подобные карты были составлены в ходе экспериментов "Реликт" и СОВЕ (Cosmic Background Ехрlогег). Но именно последние исследования, проведённые обсерваторией WMAP, позволили уточнить данные.
Каковы свойства такого пространства? Если представить подобное пространство в виде зеркальной комнаты, но в виде додекаэдра, то картина будет примерно такой: бесконечный мир, состоящий из копий его одной-единственной и уникальной (не повторяющейся) части, объем которой вполне конечен. В таком мире нет каких-либо границ, но есть шесть выделенных направлений, вдоль которых наблюдаются периодические ряды исходных предметов, (как если бы мы находились в зеркальной комнате). Но в отличие от зеркальной комнаты, приблизившись к грани (изнутри этого пространства) мы увидели бы не лицо, а затылок. Более правильной моделью будет комната, оборудованная 12 телекамерами и 12 плоскими ЖК-мониторами, на которые выводится изображение, снимаемое расположенной напротив кинокамерой. В этой модели видимый мир замыкается сам на себя благодаря выходу в иное телевизионное измерение. И даже больше. Путешествуя от Земли к краю такой Вселенной, пытаясь проникнуть через грань, мы вдруг оказались бы на противоположной грани, летя вновь по направлению к Земле.
Конечно же, это только мысленные эксперименты. Ещё до конца не доказано, насколько эта модель Вселенной реальна. Будущее покажет, насколько эта гипотеза соответствует действительности. Однако, удивляет сила предвидения древних мыслителей, которые на заре современной цивилизации предполагали как форму Вселенной, так и главную действующую силу в ней - "квинтэссенция", или по–современному тёмная энергия, возможно, самая главная сила в нашей Вселенной.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)