Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Болонское соглашение требует отставки ректора Плехановского университета

Sunday, 21 April, 19:04, don-beaver.livejournal.com
Третьего апреля председатель ВАК Владимир Филиппов озвучил новую стратегию ВАК и ряд энергичных мер, направленных на улучшение качества диссертаций http://www.gazeta.ru/science/2013/04/03_a_5242549.shtml.
Например, перед защитой будут публиковаться результаты проверки диссертации на программе «Антиплагиат», к экспертизе диссертаций будут привлекаться зарубежные ученые и так далее. Эти меры не являются неожиданностью на фоне диссертационных скандалов, потрясающих в последние месяцы научное сообщество и истеблишмент России. Неожиданными являются предложения ВАК по переименованию степени кандидата наук. Например, кандидата исторических наук станут называть «доктором истории» – по образцу степени доктора философии, принятой в странах Европы и близкой по уровню к степени кандидата в постсоветском пространстве (если, конечно, эта кандидатская степень честно заработана). ВАК предлагает не отменять обычную докторскую степень и оставить для нее традиционное название «доктор исторических наук». Нет сомнения, что это вызовет сумбур и путаницу. Часто используемый термин «доктор наук» - кого он сейчас будет означать? Может, переводя кандидата в доктора, нужно переименовать настоящего доктора в профессора?

Очевидно, что ВАК, решая проблемы качества диссертации, одновременно старается приравнять образовательные системы России и Европы. Сближение университетских систем европейских стран оговорено в Болонском соглашении, которое Россия подписала еще в 2003 году. Недавний приказ президента о том, чтобы к 2020 году «как минимум пять российских вузов должны войти в первую сотню одного из трех ведущих мировых рейтингов» подтверждает решимость руководства страны поднять международный авторитет российских университетов. Деятельность нынешнего главы ВАКа (прошлый глава сидит в тюрьме) по пресечению потока фальшивых диссертаций тоже направлена на спасение репутации российских дипломов о научной квалификации.

Только вот что тревожит. В России, как минимум, сто тысяч фальшивых кандидатов и докторов, а ВАК – всего один, и ему, очевидно, в одиночку не справиться. Поэтому ВАК старается сделать российские университеты ответственными за качество диссертаций и диссертантов. Это логично, потому что ни один зарубежный ученый не знает, что такое ВАК, но знает, что такое университет – и среди них существует четкая табель о рангах. Если на симпозиуме выступает специалист, например, из Гарварда, Принстона или Кембриджа, то априорный уровень доверия к его словам исключительно высок. И все университеты в мире дорожат своей репутацией - буквально дрожат над ней. Ведь на этой репутации держится все - приток студентов, профессоров и грантов, а также уважение со стороны спонсоров, прессы и общества. Поэтому руководство университетов стремительно реагирует на любые события, способные нанести урон репутации их учебных заведений. И самые ужасные для репутации университетов (но, к счастью, исключительно редкие) скандалы связаны с обманом в научных исследованиях. Мировое научное сообщество обладает нулевой толерантностью к сознательным фальсификациям результатов исследований. Если такое вранье обнаруживается – в любой стране, хоть в США, хоть в Южной Корее, то немедленно разражается страшный скандал с шумом в мировой прессе. Фальсификатор немедленно изгоняется не только из университета, но и из научного сообщества вообще. Бледный ректор принимает экстренные меры по спасению репутации университета и заверяет мировое сообщество, что этот вопиющий случай никогда более не повторится.

К сожалению, в России, уже десять лет идущей по Болонской дороге, складывается совсем другая ситуация. Возьмем, например, один из лучших (по внутренним рейтингам) вуз страны - Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова.

До последнего времени здесь работал доцент В.Бурматов, который заведовал крупнейшей в университете кафедрой. 10 декабря 2012 «Новая газета» и ряд других СМИ опубликовали страницы из кандидатской диссертации доцента Бурматова, защищенной в Москве в 2006 году, и диссертации Нестеровой из Брянска 2002 года (http://www.novayagazeta.ru/politics/55804.html). Из этих материалов неопровержимо следует, что статистическое исследование информационной культуры челябинских студентов и преподавателей, на котором была основана диссертация доцента Бурматова, никогда в реальности не проводилось. Для своей диссертации Бурматов попросту взял статистическое исследование брянских студентов-лесоводов и инженеров и вставил его в свою диссертацию (и, очевидно, опубликовал в ряде статей). Обширная таблица Нестеровой из 120 чисел превратилась в таблицу Бурматова из 120 чисел. Ни одно число не изменилось! Легкой коррекции подверглись только наименования столбцов и строк таблицы – «техническое мышление» заменилось на «информационное мышление», «инженеры» превратились в «преподавателей». Очевидно, что диссертация Бурматова представляет собой хрестоматийный случай фальсификации научного исследования. Реагируя на разразившийся скандал, 12 декабря 2012 года проректор РЭУ Марков пообещал, что университет проверит диссертацию Бурматова http://lenta.ru/news/2012/12/12/burmatov/.

Прошло четыре месяца, а сравнение двух таблиц еще не закончено! До сих пор не появилось никаких заявлений от руководства РЭУ по поводу вопиющей фальсификации научного исследования зав.кафедрой Бурматовым. Это гораздо более тревожный факт, чем жульничество одного из доцентов. О каком следовании России Болонскому соглашению может идти речь, если один из главных университетов России игнорирует элементарные нормы международной научной этики? О каком доверии к уровню экспертов из РЭУ, о каком уважении к диплому этого университета можно после этого говорить? Как ученый, я уже не могу рассматривать всерьез Плехановский университет. Если известно, что в ресторане один из поваров болен хроническим сальмонеллезом, а директор его не хочет увольнять, то какой смысл посещать это заведение? Может, там больна половина поваров вместе с директором.
Не советую абитуриентам выбирать в качестве места для обучения Плехановский университет – если они хотят реально заниматься наукой, особенно такими сложными и интересными её разделами, как экономика, социология и политология.
Предупреждаю мировое сообщество ученых, что руководство Плехановского университета в настоящее время не придерживается общепринятых норм научной этики. Это подрывает доверие к достоверности научных результатов, выходящих из стен РЭУ имени Плеханова.

Несколько дней назад доцент Бурматов объявил, что сам ушел с кафедры. Пользуясь попустительством со стороны Плехановского университета, этот ловкий перец выставил себя невинной жертвой информационной войны и... возглавил думское движение против плагиата! Комментарии излишни.
Политики могут быть как угодно скользкими и лживыми – пусть об этом болит голова у избирателей. А вот четырехмесячное и до сих пор продолжающееся молчание ректората и Ученого совета РЭУ по поводу фальсификатора в их стенах – это моральная катастрофа с точки зрения научного сообщества. Репутацию самого Плехановского университета нужно немедленно спасать, но этим должно заниматься уже новое руководство. С точки зрения интересов Плехановского университета, подмочившие его репутацию и нарушившие Болонское соглашение ректор Гришин, вместе с проректором-обещалкиным Марковым должны подать в отставку.

Постыдное молчание университета по поводу сотрудника-фальсификатора очевидно объясняется тем, что доцент Бурматов совмещал заведование кафедрой с должностью депутата Государственной Думы и является активным деятелем правящей партии. Разразившийся скандал вынудил его всего лишь покинуть пост первого заместителя комитета Госдумы по образованию (!) и перейти рядовым членом в комитет по религиозным и общественным организациям. Понятно, что руководство РЭУ не хочет конфликтовать со столь влиятельным доцентом. Что ж, каждая партия или религиозная организация может иметь свой карманный университет и заставлять его нарушать все мыслимые нормы научной честности, но тогда не стоит мечтать о международных рейтингах и прикидываться, что следуешь Болонскому соглашению.

Международные вкладыши в дипломы, введение степеней бакалавров и магистров, переименование кандидатов в доктора – эта вся «болонская» деятельность будет абсолютно бесполезна, если университеты России не начнут всерьез заботиться о своей репутации. Каждый ректор или проректор университета, покрывающий фальсификаторов или плагиаторов, должен понимать, что он необратимо подрывает не только репутацию университета, но и свою личную.
Если придерживаться буквы и духа Болонского договора, то встраивание Плехановского университета в европейскую систему образования должно начинаться не с рюшечек новых вкладышей, а с того, что нынешний ректор немедленно подаст в отставку, а новый ректор с бледным лицом выйдет к журналистам и заверит их и мировое научное сообщество, что этот вопиющий случай никогда более не повторится.

Николай Горькавый,
доктор физико-математических наук

P.S. Перепечатка или использование данного материала со ссылкой на автора разрешено и не будет являться плагиатом.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)