Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Города, география с экологией

Monday, 25 March, 17:03, wolf-kitses.livejournal.com
Как обещал, перевожу из книги Herbert Sukopp & diger Wittig (ред.) “Stadtökologie” («Экология города», Gustav Fischer Verlag, 1998. ИМХО, лучший учебник по теме) главы про циклическую модель роста городов (2.3.4) и влияние политической системы на рост городов (2.3.5.), Ss.26-35.

2.3.5. Влияние политической системы на рост городов.
Города – растущие системы. Можно выделить две группы факторов, управляющих их развитием. С одной стороны, это рост населения, приток его в город, с другой – рост потребности в площадях для разнообразных городских функций (жилья, рабочих мест, проведения досуга, образования, движения транспорта и пр.), которые в условиях экономического роста и технологических инноваций удовлетворяются с роста налогооблагаемой базы. Политэкономические эффекты плана и/или рынка вызывают важные различия в росте физической структуры городов. В «идеальном типе» различия роста городов, обусловленные эффектами либерального капитализма, бывшего государственного капитализма [речь идёт о соцстранах; слово «социализм» автор боится выговорить. В.К.] и социального государства всеобщего благосостояния можно представить следующим образом.

1. В обществе либерального капитализма, в США, в основе роста городов лежит прибыль, полученная от земельных спекуляций. Они приводят в движение «спираль развития» города: доходы от роста цен на землю вкладываются в развитие городской инфраструктуры, в технические усовершенствования в городской жизни, что ещё более поднимает цену – и т.д. до тех пор, пока изменения рыночной конъюнктуры в большем масштабе не начнут эту цену сбивать. В частности, это означает, что в городах Северной Америки формируются 2 широкие зоны земельных спекуляций и, соответственно, развития, внешняя и внутренняя. Внутри спекулируют перспективными для застройки участками на внешней периферии городского центра (Central Business District), который в большинстве крупных городов известен своим распадом и формирование трущоб. Иными словами, внутри себя город развивается не из центра, а «вокруг центра» (рис.2-10).
аа1
Рисунок 2-10. Области земельных спекуляций (в т.ч. пустыри) в североамериканском городе (по Bartholomew 1965 из Lichtenberger 1991).

Внешняя зона земельных спекуляций (и развития городских систем) много более впечатляющая, по крайней мере по площади, это центробежно растущее вокруг крупных городов кольцо пригородов (suburbs), захватывающее «вакантную землю» (в смысле негородскую).
Полное отрицание огромности площадей, пропадающих впустую в городе и вокруг него в англоязычных учебниках по географии городов и социальной экологии показывает, что их неиспользование для обслуживания городских функций (фактически «некротических очагов» урбосреды, не участвующих в городском метаболизме), либеральной идеологией США воспринимается не как проблема, требующая решения, а как нечто само собой разумеющееся. Научные исследования [этих процессов] отсутствуют полностью.
2. Города континентальной Европы прошли через аналогичную либеральную эпоху грюндерства перед первой мировой войной, и испытали сходную горячку спекуляций (рис.2-4).

аа2
Рисунок 2-4. Социально-экономическое расчленение городского пространства Вены. Таблица легенды
Функциональная структура Господствующая социальная структура
Высший класс Средний класс Нижне-средний класс Низшие классы
1. Завершённая застройка
Жилые кварталы
Сильнее перемешанное с индустрией
Сильнее перемешанное с предприятиями торговли/услуг
City
II. Черта города
Коттеджная застройка
Деревни, приобретшие городской облик
Преобладающие функциональные элементы и использование территории
Промышленные пригороды Ж/д.вокзалы и магистрали Занятия садоводством и огородничеством Кладбища
Общественные здания Главные деловые улицы Парки и луговые участки Область земельных спекуляций

Также в средней Европе во время первой мировой войны земля занималась под огороды для самообеспечения, позднее преобразуемые в садовые участки. В отсутствие контроля за использованием земли и государственного порядка землю стали продавать, перепродавать и беспорядочно застраивать, формируя растянутые поселения. Таковы территории «хаотической урбанизации» во Франции, также как многочисленные нелегальные самозахваты земли, с возведением построек, появившиеся в те годы по внешней периферии большинства крупных городов Европы (Будапешт, Белград, Бухарест, София, Варшава). Сейчас такие кольца трущоб вокруг мегаполисов сохранились лишь в 3-м мире [это т.н. ложная урбанизация. В.К.].
3. Движение за плановое развитие городов и централизованное регулирование их роста в интересах рационального использования территории и блага всех жителей, возникшее в Великобритании в начале 20 века, выдвинуло две важные концепции: нового города [в том числе без «некротических очагов» ветшающей и необновляемой застройки, нем. Stadtverfall, англ. blight, рис.2-7-2-9] и зелёного кольца вокруг города («green belt»).
Создание "зелёного кольца" вводит общественный контроль использования территорий по внешней периферии растущего города (где это особенно важно, см.ниже) и аннулирует возможность рыночной игры земельных цен свободно определять характер использования участков в ближних пригородах [поскольку, как видели в п.1, оно всегда идёт в направлении, приносящем прибыль земельным спекулянтам, но проблемы всем прочим жителям города. Приватизация прибыли, социализация рисков, что инфраструктурных, что экологических - каинова печать "свободного рынка". W.K.].
Начиная с Лондона, "зелёное кольцо" распространилось также в других городах б.Британской империи, став обязательной частью планов схемы землеиспользования при развития города. [Происходило это, однако с 1960-х гг., под влиянием успешного осуществления "зелёного кольца" вокруг городов СССР, начиная с Генплана развития Москвы 1935 г., где был впервые направленно создан лесопарковый защитный пояс (ЛПЗП), где естественные экосистемы защищены от застройки и разрушительных форм рекреации статусом ООПТ. Впрочем, автор об этом пишет далее. В.К.]
На плане развития г.Оттавы (рис.2-11) видно "зелёное кольцо" в несколько миль в глубину. Дальнейший рост города ведёт к специфическому "отливу" населения и производств в города-спутники. Повторим общее место, что "зелёное кольцо" не может сдерживать рост городов, и поэтому выполняет лишь функцию расчленения разных частей растущей агломерации [компартментализирует их, примерно как мембраны в клетке, не даёт сливаться. В агломерациях это особенно необходимо, без направленных усилий по сохранению "зелёных островов" и "прослоек" город  подорвёт собственную ресурсную, а затем и земельную базу. W.K.], и работает на общее благо, защищая земельную базу городов от неразумного "снятия сливок" земельными спекулянтами.

0_8a212_13079c5b_-1-XXXL
Рисунок 2-11. «Зелёное кольцо» вокруг Оттавы + направление выезда его жителей в спутники

4. В США также появлялись разнообразные концепции "зелёного кольца" вокруг городов, делались попытки их использования в городских планах, однако нигде это не смогли реализовать. Создание общественных зелёных территорий и мест рекреации отсутствует как актуальная задача в городах США.
С конца первой мировой войны территории старейших "городских парков" (зелёных территорий вокруг города, появившихся при его основании), находятся в частном владении. Клубная система и частное владение, эти инструменты высшего и среднего классов, являются предпосылками для создания рекреационных объектов, спортивных сооружений и пр. - только не в городе для всех, а в пригородах, где концентрируются "свои". Результатом оказывается экспансия в США экоопасной пригородной культуры, при которой "природная база" региона "съедается" быстрей всего.
5. Прямо противоположная ситуация наблюдается в бывших соцстранах, где сложилась дихотомия между общественными зонами отдыха (городские и пригородные лесопарки, природные ландшафты в более дальних частях региона) и многочисленным частным вторым-временным жильём в области (Datscha). Оба важных элемента земель, прилегающих к городу, полностью отсутствуют в "metropolitan area" в США (в нашей классификации соответствующих "ядрам" агломераций).
Читать далее
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)