Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Информатизационное плацебо

Tuesday, 19 March, 11:03, aquareus.livejournal.com
from 2010mike

Есть ли эффект от внедрения ЕМИАС?

На внедрение информационных систем и оснащение медучреждения компьютерной техникой потрачены огромные средства. Однако очереди в поликлиники так никуда и не делись, хотя все необходимое оборудование уже установлено в 90% медучреждений столицы. Насколько оправдано построение телекоммуникационной инфраструктуры, и что москвичи получили от информатизации здравоохранения? Об этом шла речь в ходе официальной презентации проекта государственной Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), состоявшейся на прошлой неделе.

Работа над созданием единой информационной системы началась ровно год назад в рамках программы модернизации столичного здравоохранения. За год ЕМИАС была внедрена в 90% лечебно-профилактических учреждений столицы. Новой компьютерной техникой было оборудовано 557 медицинских учреждений Москвы. 503 из них уже подключены к ЕМИАС. В целом за 2012 год медучреждения столицы были оборудованы электроникой почти 100% и на сегодняшний день, по статистике, на 100 медработников приходится 52 компьютера. При этом год назад в медучреждениях города насчитывалось только 38 тыс. компьютеров, срок службы 80% которых превышал пять лет.

Согласно представленным данным, в 374 столичных медучреждения уже сейчас можно записаться через Интернет. В общей сложности Департаментом информационных технологий Москвы в медучреждениях города был установлен 1251 инфомат – терминал для получения талона к врачу.

По статистике, сейчас ЕМИАС используются 20% москвичей или более 3 млн жителей столицы. С помощью системы было произведено 12 млн 679 тыс 327 записей к вра­чам. Из них 8 млн 2тыс 59 записей было сделано через инфоматы, установленные в холле медицинских учреждений. 947 тыс 912 человек записались к врачу, исполь­зуя службу записи по телефону. С помощью московского интернет-портала госуслуг pgu.mos.ru на прием к врачу записались 308 тыс 848 пациентов.

Однако, как признал заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров, несмотря на огромные финансовые вливания, «врачи пока доступнее не стали и очереди из поликлиник никуда не исчезли». Причины, по которым так и не произошло качественного изменения в обслуживании населения, Владимир Макаров видит в том, что пока система еще не заработала в полную силу.

Сейчас первостепенной задачей становится упорядочить потоки и наладить маршрутизацию пациентов, что должно привести к сокращению живых очередей. Это, по словам Макарова, станет основной задачей для ЕМИАС в 2013 году. «Безумная гонка закончилась. В этом году наша задача – убрать очереди из поликлиник и повысить доступность медпомощи», – отметил он.

«Благодаря ЕМИАС, наконец, появились достоверные данные о том, каких специалистов не хватает. Поскольку мы видим, что время ожидания визита к ним больше положенного. К таким специалистам относятся неврологи, кардиологи эндокринологи – к ним всегда очередь. Эти данные могут стать основой для научных исследований, и вузы могут готовить именно этих специалистов в большем количестве», – говорит Ольга Кузьмина, руководитель команды по внедрению ЕМИАС.

Стоит отметить, что записаться через единую информационную систему можно далеко не ко всем врачам. С декабря прошлого года была существенно ограничена самостоятельная запись пациентов на прием к врачам узких специальностей. Формально, сейчас через инфокиоски, Интернет, а также с помощью телефонных звонков и мобильного приложения для телефона можно назначить визит к врачам только 19 специальностей, однако фактически доступны только семь.

Это ограничение было сделано, опять же, во благо населения, и руководство ЕМИАС было в числе инициаторов его введения. Необходимость этой меры объясняется тем, что сам пациент в большинстве случаев поставить себе диагноз не в состоянии. И его добровольное хождение по «узким» специалистам зачастую превращается в пустую трату времени. «Убирая порожний трафик, мы экономим рабочее время специалистов. Однако это ограничение не коснется хронических больных, которые должны сразу идти к своему врачу», – говорит Владимир Макаров.

Также были введены ограничения на повторную запись к одному и тому же врачу. «Это не ограничение медицинской помощи, – поясняет представитель Департамента информатизации Москвы. – Мы как раз пытаемся через эти механизмы сделать ее более доступной, когда в этом есть потребность. Но есть люди, и их достаточно большое число, которые одновременно записываются к одному и тому же врачу на понедельник, на среду и на пятницу. С этим мы будем стараться бороться».

Но насколько система электронной записи к врачу адаптирована к возможностям пожилых людей, которые по статистике составляют 50% пациентов поликлинических учреждений? Этот вопрос агентство РИА АМИ адресовало Владимиру Макарову.

Проблема в том, что пожилые рады бы воспользоваться терминалами для записи к врачу, но для этого надо произвести определенные манипуляции на сенсорной панели терминала. Беда в том, что тачскрины на прикосновение престарелых людей попросту не реагируют – с возрастом кожа становится более сухой, и сенсорные экраны не улавливают прикосновения пальцев с сухой кожей или в перчатках. Такой низкой чувствительностью, например, отличаются мониторы, произведенные по резистивной технологии.

«Поэтому в следующую партию терминалов мы включили инфоматы второго типа, в которых используется технология, подходящая для этой группы населения, – сообщил Владимир Макаров. – Это должно упростить запись к врачу».

Для удобства пожилых, опять же, в дальнейшем планируется добавить в терминалы голосовое меню, а также интерактивную справку.

Перед тем, как начать внедрение, разработчики ЕМИАС изучили, насколько вообще новые технологии востребованы. Оказалось, что люди пользуются ими довольно охотно. Хотя пожилым людям в возрасте 50-70 лет осваивать их непросто, многие бабушки уже сейчас умеют пользоваться инфоматами гораздо лучше молодых, уверяют создатели системы.

Другой немаловажный вопрос: готовы ли врачи к использованию новых технологий? Ведь компьютерная неграмотность персонала медучреждения может стать еще одним препятствием на пути информатизации здравоохранения. Как говорят разработчики, продвигать новейшие технологии среди врачей непросто по целому ряду причин. Во-первых, конец зимы — начало весны – традиционно период, когда в поликлиниках отмечается наплыв населения с жалобами на сезонные недуги, и свободного времени у врачей сейчас очень мало. Во-вторых, навыки работы с компьютером имеются далеко не у всех медработников. Есть отдельные продвинутые специалисты, которые по собственной инициативе ведут карты больных в электронном виде и осваивают OpenOffice, который устанавливается на компьютерах в учреждениях здравоохранения, но в большинстве случаев это не так.

Кроме того, результаты внедрения ЕМИАС на бумаге оказываются не такими, как в жизни. Не всегда подписанные медучреждениями технические акты свидетельствуют об оказании запланированных услуг в полном объеме, и что все работает так, как полагается. Для исправления ситуации Департамент информационных технологий Москвы с недавнего времени устанавливает жесткие планы, выраженные в количественных показателях, а также вводит мониторинг их реализации. «Таким образом мы рассчитываем добиться более активной и целенаправленной работы от внедренцев ЕМИАС в поликлиниках, – подчеркнул Макаров. – В то же время планируется проводить обучение врачей компьютерной грамотности по методике Владимира Шахиджаняна».

Пока москвичи с настороженностью восприняли введение электронной записи к врачам. Люди часто жалуются на невозможность попасть к врачу из-за изменения формы записи. По признанию врачей, электронная запись и им осложнила жизнь. Но виновата в этом не сама идея информатизации.

«Новое всегда воспринимается первое время с опаской, даже если оно нужно и люди ждут его появления. Я считаю это – необходимая проверка для любого новшества, потому что выжить должны только то, что действительно востребовано людьми и что переживет проверку недоверием», – говорит Дмитрий Мугенов, куратор внедрения ЕМИАС.

Эффект от внедрения ЕМИАС москвичи смогут оценить уже в 2013 году. Именно в нынешнем году система должна заработать на полную мощь, что по заверениям ее разработчиков, должно привести к исчезновению из поликлиник очередей. Будет ли так на самом деле, покажет ближайшее будущее.

Но очевидно и то, что без информационных технологий медицина дальше развиваться не сможет, и можно согласиться со словами одного их руководителей программы создания ЕМИАС Владимиром Макаровым, что прогресс в российском здравоохранении возможен только в том случае, если его проводником будет выступать новые технологии.

Рамиль Валеев

http://ria-ami.ru/news/82761
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)