Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Аутсорсинг без мозгов

Monday, 18 March, 12:03, aquareus.livejournal.com
from 2010mike

Аутсорсинг в здравоохранении

В районной больнице № 14 услуги по хранению вещей пациентов были переданы на аутсорсинг специализированной организации. Организация, пользуясь тем, что договор не содержал на этот счет никаких положений, ввела посуточную плату за хранение вещей. Гражданин Гуляев С., находящийся в больнице на стационарном лечении в отделении гастроэнтерологии, обратился в районную прокуратуру с заявлением о нарушении его прав администрацией районной больницы № 14. В заявлении содержалось требование прекратить незаконное взимание платы. По данному факту была начата прокурорская проверка.

…В докладе Минздрава России Правительству РФ о выполнении поручений Президента РФ для того, чтобы обеспечить повышение средней зарплаты в отрасли, предлагается помимо выделения денег из федерального бюджета высвободить средства за счет перераспределения ресурсов внутри организаций здравоохранения. Речь идет об оптимизации неэффективных структур, сокращении избыточного административно-управленческого персонала, передаче непрофильных функций от медучреждений сторонним организациям. Иными словами, Министерство здравоохранения для решения некоторых задач отрасли предлагает активно использовать аутсорсинг.

…Преимущества и недостатки аутсорсинга

К преимуществам аутсорсинга можно отнести:

— сконцентрированность управленческих ресурсов организации на основном виде (видах) деятельности, что позволяет снизить количество управленцев и при этом повысить качество управления;

— рост качества выполняемых работ и оказываемых услуг сторонней специализированной организацией (улучшение имиджа организации, повышение ее конкурентоспособности);

— более эффективное решение кадровых вопросов (при наличии дефицита кадров определенной квалификации на рынке);

— оптимизацию издержек организации (стабилизация или снижение затрат на отдельный вид деятельности). К недостаткам аутсорсинга можно причислить:

— снижение скорости принятия управленческих и иных решений (ряд необходимых для принятия решения документов, справок готовится сторонними организациями в установленный соглашениями срок);

— риски неисполнения или ненадлежащего исполнения договоров (включая банкротство аутсорсинговой организации);

— риски, обусловленные несовершенством действующего законодательства (например, налоговые риски);

— рост издержек, связанных с необходимостью ведения договорной работы и проведения текущего контроля соблюдения организацией-аутсорсером требований законодательства и условий договора;

— угроза конфиденциальности (возможность утечки через сотрудников другой организации информации, относящейся к банковской, страховой, врачебной тайне).

Правовые основы аутсорсинга

В настоящее время федеральными законами аутсорсинг не регулируется. Упоминание об аутсорсинге встречается в основном в подзаконных актах, письмах органов исполнительной власти.

О развитии системы аутсорсинга говорится в приказе Минпромторга России от 15.02.2010 № 123 «Об утверждении Ведомственной целевой программы “Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле”». О внедрении механизмов аутсорсинга упоминается в приказе Росавиации от 19.12.2008 № 573 “Об организации работ по проведению административной реформы в Федеральном агентстве воздушного транспорта”.

В письме Минобрнауки России от 04.02.2011 № 03-66 “О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования” содержится понятие аутсорсинга и передаваемые на аутсорсинг функции в сфере образования.

На практике юридические лица, пользуясь общедозволительным режимом правового регулирования гражданских отношений, закрепленным Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) принципом свободы договора, заключают договоры, в т. ч. не поименованные в ГК РФ.

Юридические лица свободны в заключении договора, при этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 1–2 ст. 421 ГК РФ).

Для оформления отношений по аутсорсингу применимы общие положения ГК РФ о подряде (например, ремонтные работы), возмездном оказании услуг (например, транспортное обслуживание). В отдельных случаях может использоваться конструкция смешанного договора. В то же время недостаточность правовой регламентации новой группы общественных отношений значительно увеличивает различные риски для организаций и их руководителей (признание договора незаключенным или недействительным, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора и, как следствие, конфликты, жалобы и обращения; дисциплинарная ответственность руководителя (вплоть до увольнения); возмещение вреда или убытков).

Например, при рассмотрении администрацией медицинской организации возможности передачи услуг по хранению имущества больных на аутсорсинг …

Проблемы аутсорсинга в медицине

Указанные преимущества аутсорсинга могут быть реализованы лишь при наличии определенных условий.

Понятно, что Минздрав России в условиях дефицита бюджетных средств и средств системы обязательного медицинского страхования пытается изыскать ресурсы для решения ключевых задач здравоохранения. Однако перевод организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения на аутсорсинг может оказаться невозможным или крайне сложным и болезненным, либо его результаты окажутся неудовлетворительными. Причин тому несколько.

Во-первых, возможность выбора специализированных организаций (в частности, аутсорсинговых) связана с определенной степенью зрелости того или иного рынка, ростом экономики в целом и в отдельных отраслях. Если же в экономике, отрасли экономики нарастают кризисные явления, то количественного и качественного роста организаций, как правило, не наблюдается. Для кризиса характерно снижение числа такого рода организаций, упрощение экономических связей между агентами, тотальная экономия, отказ от ряда видов деятельности, услуг. Влияние мирового экономического кризиса на российские рынки в целом и рынок медицинских услуг, в частности, скорее негативное, чем позитивное.

Во-вторых, для обеспечения качества услуг, сдерживания роста цен на них необходима соответствующая конкурентная среда, рынок организаций-аутсорсеров (консалтинговых, аудиторских, юридических и др.), борющихся за потенциальных клиентов. В настоящее время такого рынка нет. Существующие рынки имеют локальный характер и функционируют лишь в нескольких крупных городах.

При передаче ряда выполняемых работ и оказываемых сопутствующих услуг сторонним организациям могут возникнуть и иные серьезные проблемы. Дело в том, что особенности отраслевой специфики нередко не позволяют эффективно использовать аутсорсинг в здравоохранении. Много ли у нас организаций и физических лиц, способных взять на себя и качественно вести бухгалтерский учет, правовое обслуживание в лечебном учреждении? При этом не нужно забывать и про стоимость оказываемых услуг, которая не должна быть высокой.

В настоящее время на рынке труда практически нет свободных специалистов, готовых приступить на постоянной основе к ведению бухгалтерского и налогового учета в организациях здравоохранения, правовому сопровождению медицинской деятельности…

Кроме того, деятельность ряда организаций внутри отрасли имеет свою специфику и стандартизировать даже схожие процессы порой очень сложно. Можно ли сопоставить задачи и возникающие при их решении повседневные проблемы медицинской организации, оказывающей амбулаторную помощь населению, и инфекционной больницы?

При попытке “административного”, а не эволюционного развития аутсорсинга в сопряженных с медицинской помощью и оказанием медицинских услуг направлениях неизбежно возникают следующие проблемы:

— отсутствие специализированных аутсорсинговых организаций и квалифицированных кадров, имеющих опыт работы в медицине;

— необходимость жесткого контроля за деятельностью аутсорсинговых организаций и качеством оказываемых ими услуг;

— рост издержек медицинских организаций (договорная и претензионная работа, текущий контроль) при внедрении аутсорсинга (особенно на начальном этапе).

Самостоятельной проблемой для аутсорсинга в сфере здравоохранения является непосредственная вовлеченность ряда государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В действующем законодательстве и правоприменительной практике широко применяется категория “непреодолимая сила”. В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть стихийные бедствия, военные действия, блокады, эмбарго, акты государственных органов и иные события общественной жизни.

Законодательство содержит целый ряд норм, ограничивающих права хозяйствующих субъектов в условиях военного положения, чрезвычайного положения, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так, Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” включает сразу несколько норм, в соответствии с которыми могут быть ограничены права любых хозяйствующих субъектов (аутсорсинговые организации не исключение) при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Каким образом руководители медицинских организаций будут решать возложенные на них законодателем и органами управления задачи в условиях введения чрезвычайного положения? Смогут ли они должным образом оказывать медицинскую помощь раненым и пострадавшим, если аутсорсеры откажутся от исполнения принятых на себя обязательств либо не смогут выполнять свою деятельность (уборка помещений, обеспечение бесперебойного питания, обеззараживание и утилизация отходов)? Полагаем, что нет.

В силу изложенного внедрение аутсорсинга не может рассматриваться как панацея для решения ряда проблем современного здравоохранения. Прежде чем внедрять аутсорсинг, следует получить положительный ответ на следующие вопросы:

1. Есть ли на рынке услуг (финансовых, бухгалтерских, консалтинговых, клининговых, правовых и др.) соответствующее предложение, способное удовлетворить медицинскую организацию?

2. Позволит ли аутсорсинг повысить качество оказываемых в организации здравоохранения услуг?

3. Приведет ли аутсорсинг (по отдельным видам услуг) к экономии средств?

4. Снизит ли он имеющиеся риски в организации (организациях) здравоохранения?

Поскольку варианты ответов на поставленные вопросы в разных регионах, муниципальных образованиях, в конкретных лечебно-профилактических учреждениях могут отличаться, следует обратить внимание и на другие возможные пути разрешения существующих в российском здравоохранении проблем…

http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=85357

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)