Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Лопнувшая труба смывает следы

Saturday, 09 March, 23:03, aquareus.livejournal.com
Крымчанка считает, что ее заразили гепатитом С во время операции

/НАТАЛЬЯ ЯКИМОВА/

Этой весной исполнится два года с того времени, как жизнь 47-летней жительницы крымской глубинки Надежды К. (имя по ее просьбе изменено) перевернулась. Прошедшие два года были заполнены множеством обращений в разные инстанции, визитами к врачам, отчаянием и страхом за будущее. Не столько, впрочем, за свое, сколько семьи, ведь Надежда — единственная, кто работает, благополучие родных зависит от ее скромной зарплаты.

Букет хворей

Началось все с того, что УЗИ показало маленькое образование в яичнике, которое, правда, не увеличивалось и беспокойства Надежде не доставляло. На всякий случай женщина съездила на дополнительные консультации и оказалась перед выбором: один специалист считал, что в операции смысла нет, беспокоиться не о чем, а другой советовал ее сделать и выписал направление. Оперироваться в феврале 2011 года К. поехала в Симферополь, в ныне несуществующее (точнее, переформированное) отделение республиканской больницы. Заплатила около 4,5 тыс. грн. за хирургическое вмешательство и свое пребывание в хозрасчетном отделении, хорошо перенесла операцию, успокоилась, что образование действительно оказалось «без признаков злокачественного роста», и уехала домой. А примерно через три недели у К. началась тошнота, слабость, тяжесть в правом подреберье, зудела кожа. Гастроэнтеролог, осмотрев пациентку, предположила, что она больна вирусным гепатитом.

Гастроэнтерологических хворей у Надежды К., раньше не жаловавшейся на нездоровье, сейчас целый букет. Она никогда не страдала от излишнего веса, а тут килограммы «ушли» просто стремительно. Женщина живет с диагнозом «хронический гепатит С» и уверена, что заражение произошло во время операции. «У меня есть справка, что я никогда не состояла на учете у гастроэнтеролога, с жалобами ранее не обращалась. У меня нет никаких татуировок, пирсинга, даже уши не проколоты, кровь мне не переливали, наркотики не употребляю, личная жизнь сосредоточена исключительно в семье, — перечисляет она. — Я не отношусь к группе риска, никогда на здоровье не жаловалась. Когда впервые обратилась с жалобой, меня пригласили на гепатологическую комиссию, пытались убедить в том, что вирус в моем организме присутствовал до операции, что я могла заразиться еще десять-пятнадцать лет назад…»
И с врачами действительно нельзя не согласиться, ведь в теории риск заразиться тем или иным путем (хотя бы при посещении стоматолога или мастера маникюра) присутствует в жизни каждого человека, в большинстве случаев невозможно установить место и время заражения. Но К. «поворотным моментом» считала именно эндоскопическую операцию, уверяла, что больных (большей частью тех, кому удаляли желчный пузырь) из палаты забирали слишком быстро, через 20 — 30 минут после возвращения уже прооперированных. Женщина сомневалась, что инструменты успевали обработать должным образом, полностью исключив риск заражения гепатитом С.

Труба лопнула!

Руководитель правозащитной общественной организации в сфере медицинского права «Свет Крыма» Евгений Новицкий, после того как Надежда К. попросила помощи, сообщил, что изучение ситуации следует начать с истории болезни женщины. По закону пациент либо его представитель, имеющий на руках доверенность, могут знакомиться с историей болезни, копировать ее. К. оформила такую доверенность для правозащитников, но, когда те пришли в больницу, возникла заминка: им не то чтобы напрочь отказали в знакомстве с документом, просто так случилось, что на месте не было нужного сотрудника. Представителям пациентки предложили зайти позже. В следующий визит правозащитникам сообщили, что в помещении, где хранились истории болезни, лопнула труба и медицинская документация, касающаяся этой конкретной пациентки, утрачена.

Обращения в высокие инстанции похожи на бумеранг: они всегда возвращаются с рекомендацией «разобраться в ситуации». Это происходило со всеми жалобами, которые отправляла Надежда. Женщина считала, что ее случай необходимо расследовать, ведь подобное, по ее мнению, могло многократно повторяться с другими пациентами. Но получала ответы, касавшиеся дальнейшего оказания ей медицинской помощи. И выходило, что, собственно, для нее уже все сделано: как написано в одном из ответов Минздрава АРК, комиссия К. проконсультировала, дала рекомендации и предоставила перечень необходимых дальнейших исследований (за счет, понятное дело, самой К.). Вот когда женщина их пройдет, специалисты выяснят, нуждается ли она в специфическом лечении гепатита С. «Но даже если окажется, что нуждаюсь, кто мне его предоставит? — задается вопросом Надежда. — Курс очень дорогой, около 100 тыс. грн., у меня таких денег просто нет».

Обращаться в суд с гражданским иском против медучреждения фактически не с чем, да и времени, прежде чем завершится процесс, может пройти немало. В Украине известен пока только один судебный прецедент, связанный с заражением пациента гепатитом С в медучреждении. Позиции этого истца, перенесшего трансплантацию почки, были куда убедительнее. То, что инфицирован был донор, доказывалось тем, что еще один пациент с его органом заболел гепатитом С. Тем не менее все суды, от районного до Верховного, вынесли решение не в пользу пациента. И вот уже несколько лет он ждет, пока в его деле разберется Европейский суд.

Доказать сложно

Доказать факт заражения гепатитом С в медицинском учреждении невероятно сложно, сообщил «1К» руководитель всеукраинской общественной организации «Остановим гепатит» Дмитрий Коваль. Для этого необходимо иметь подтверждение того, что перед тем, как была совершена та или иная медицинская манипуляция, пациент не был инфицирован. «Например, если человек сделал анализ ПЦР (полимеразной цепной реакции) на вирус гепатита С до плановой операции и он был отрицательным, а после хирургического вмешательства повторил его, но результат уже оказался положительным, можно было бы утверждать: с высокой долей вероятности заражение произошло в больнице, — пояснил Дмитрий Коваль. — Но этого практически никто не делает. Иногда врач предлагает провести такое исследование, иногда пациенты так и остаются в неведении о возможном риске. С другой стороны, анализ стоит 400 — 600 грн. и не всем по карману, тем более на фоне других платежей. Есть другие анализы — по определению антител к вирусу, их стоимость около 80 — 100 грн., но и их люди нередко избегают как «необязательные».

Между тем риск заразиться в медучреждении существует, обрабатывать должным образом эндоскопическое оборудование сложнее, чем обычные инструменты. В Украине есть хирурги, которые являются носителями вируса гепатита С, осведомлены об этом, но продолжают делать операции. В нашей стране нет переквалификации врачей, выбыть из профессиональных рядов никто не хочет. Да и нет законных оснований запретить инфицированным врачам работать хирургами.

Системы выявления больных гепатитом С в Украине нет. В Крыму врачи несколько раз за минувшие годы предлагали пациентов, готовящихся к плановым операциям, проверять на антитела к вирусу «ласкового убийцы». Но активно этот вопрос никто не лоббирует, видимо, все ожидают распоряжения сверху, появления всеукраинской программы по лечению гепатита С. А государство взять на себя ответственность за будущее хронически больных граждан не спешит. Между тем ВОЗ оценила количество инфицированных гепатитом С в Украине в 3% всего населения — это 1,13 млн. человек. Дмитрий Коваль рассказал «1К», что мониторинг провела и общественная организация в Одессе, Николаеве, Херсоне среди украинцев 19 — 35 лет. Оказалось, среди них 5,7% инфицированных гепатитом С. А среди людей старше, полагают эксперты, этот процент еще выше. Украинская СЭС определяет возможное количество инфицированных в 7% — это 3,15 миллиона человек.

Нельзя сказать, что не делается совсем ничего: концепция в отношении гепатита С в Украине уже есть, но для появления работающей программы требуется время. В декабре минувшего года во время общественных слушаний программы «Здоровье крымчан» главный внештатный гастроэнтеролог АРК Ирина Кляритская сообщила, что из 3 тыс. пациентов с хроническим гепатитом С антивирусная терапия показана 400 больным. Она просила поддержать просьбу о выделении средств в рамках программы нуждающимся в лечении, все-таки у автономии есть возможность опередить государство, сохранив жизнь и здоровье своих граждан.

http://1k.com.ua/461/details/8/1
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)