Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

БОЛЬШОЙ ТЕАТР И ЖЕЛТУХА МОЗГА

Thursday, 28 February, 18:02, botalex.livejournal.com
Опять о скандалах в Большом театре!

Поражаюсь, с каким ригоризмом наши журналисты валяют в дерьме то немногое, чем мы, россияне, всё еще вправе гордиться. Несомненно, одним из предметов такой гордости был и остается Большой театр.

Зашел намедни к соседке справиться о ее здоровье. Пожилая женщина с порога завела речь о некоем «Постскриптуме» — аналитической передаче на ТВ. Так вот, в передаче этой шибко ругали Большой. Соседка, хоть и урожденная москвичка, сама в Большом отродясь не бывала, но знает, что я частенько посещаю этот театр, потому и поспешила поделиться услышанным.

Слыша подобное, я лишь сокрушенно качаю головой... Человеку, не интересующимся ни оперой ни балетом, объяснить суть журналистского вранья непросто, да и детальный разбор будет ему не шибко интересен; тем же, кто в материале, и разъяснять ничего не нужно.

И все же попытаюсь немного прояснить суть очередного вранья господина Пушкова — давнего оппонента руководства Большого. Передачу можно посмотреть вот здесь.

Овчаренко & Лантратов
Артем Овчаренко и Владислав Лантратов (соотвественно премьер и ведущий солист Большого) в одноактном спектакле "Dream of Dream", поставленном в 2012-ом специально для Большого известным хореографом Йормой Эло. Отснято на гастролях Большого в Екатеринбурге 17 февраля. Гастроли прошли блестяще, но об этом вы вряд ли много почитаете, ибо "пипл не хавает". Photo © 2013 Dmitry Smirnov

Во-первых, начнем с того, что в выпуске приведен разбор якобы трех неудачных опер, однако не сказано ни слова про балет. А ведь именно балетом славен Большой! Причем слава эта гремит на весь мир. За время новейшей истории Большого восстановлено немало замечательных балетов, поставлены выдающиеся спектакли иностранных хореографов, проведено немало шумных гастролей, да и традиционная классика пользуется огромных успехом.

Но даже, если мы зададимся целью сделать о-о-о-чень тенденциозный репортаж о Большом и ни слова не скажем про его балет, как это сделал господин Пушков, все равно выйдет вранье. Да, опера Большого — не самая сильная его сторона, о чем во всеуслышание и неоднократно заявлял прежде всего сам гендиректор театра А.Г. Иксанов. Однако же утверждать, что вся оперная деятельность театра сведена к трем озвученным постановкам — вранье чистой воды.

Достаточно просмотреть страницу репертуара на сайте театра, чтобы ложь стала очевидной. По репертуару этого сезона видим: "Борис Годунов" (возобновление); "Волшебная флейта"; новенькое, с иголочки "Дитя и волшебство" + "Путеводитель по оркестрам"; "Евгений Онегин"; "Золотой петушок"; "Кавалер розы"; "Кармен"; "Леди Макбет Мценского уезда"; "Летучая мышь"; "Набукко" (возобновление); "Огненный ангел"; "Пиковая дама"; "Руслан и Людмила"; "Снегурочка"; предстоящая "Сомнамбула"; "Травиата"; "Турандот"; "Чародейка". За время руководства Иксанова были поставлены и "Сила судьбы", "Адриенна Лекуврёр", "Летучий голландец", "Дети Розенталя", "Воццек", "Дон Жуан", которых нет уже на сайте.

Среди перечисленного были и очень удачные постановки (по мнению многих — шедевры), и спорные, и откровенные провалы. Но так бывает в любом живом театре! Таковы же дела и в Стасике и в Мариинке, и в Парижской Опера и в Ля Скала.

В преамбуле тенденциозного репортажа звучит: «Руководство Большого поражает всех своей стабильностью, хотя говорить о каких-то успехах весьма сложно, даже совсем напротив: о Большом сегодня говорят совсем по другим поводам».

Вот именно господа Пушковы на голубом глазу и с голубых же экранов и говорят «совсем по другим поводам», с апломбом словоблудят очередную заказуху в надежде, что их зритель просто ничего не смыслит в обсуждаемом предмете.

И я не понимаю, о какой беспрецедентной стабильности руководства Большого идет речь? Гендиректор, обильно обсуждаемый в репортаже г-н Иксанов, уже 12 лет занимается по долгу своей службы хозяйственными вопросами, далекими от репертуарной политики. Художественный же руководитель балетной труппы Большого, пострадавший от химического ожога в прошлом январе Сергей Филин, заступил на свой пост совсем недавно. До этого он руководил балетной труппой в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, которым уже 18 лет к ряду руководит не менее стабильный гендиректор Владимир Урин. Помимо худрука балетной труппы за творческую составляющую театра отвечают и другие руководители: музыкальный руководитель театра Владимир Синайский, управляющая творческими коллективами оперной труппы Маквала Касрашвили и другие. Огромным коллективом артистов управляют различные руководители.

Yulia Grebenschikova and Karim Abdullin
Па де дё из с Белой и Черной Лебедью в исполнении солистов Большого Юлии Гребенщиковой и Карима Абдуллина. Отснято вашим покорным слугой на гастролях Большого в Леньяго в этом феврале. Концерт имел шумный успех, но, опять же, пресса особо о нем не распространялась. Photo © 2013 Alexey Yakovlev for Benois de la Danse

Цитирую далее горе-передачу: "Осенью видные деятели культуры написали президенту и попросили его наконец-то обратить внимание на проблемы Большого и уволить нынешнего директора театра господина Иксанова».

Опять же по сути вранье. Все, кто следил за этой эпопеей, знают, что письмо сие деятели культуры не писали, а подписали. Причем подписали одно, а президенту ушло, как оказалось, совсем другое. Настоящий, а не дутый, скандал разразился вне стен Большого, когда Тина Канделаки опубликовала письмо на своем блоге и все подписанты смогли подробно ознакомится с текстом первой страницы.

Далее показания расходятся: кто-то пояснил, что подписал письмо набегу, не вчитываясь (Соткилава, Образцова), кто-то разрешил подмахнуть за себя по телефону (Марк Захаров), кто-то вроде как прочитал, но на выходе текст (1 страница) оказался иным (Табаков, Хазанов, Фрейндлих). Однако почти все 12 подписантов заявили, что и речи об увольнении Иксанова не вели. Народный артист СССР, работающий в настоящее время балетмейстером-репетиром в Большом, пояснил журналистам, что подписи собирал самолично Николай Цискаридзе, и в последствии назвал всю эту авантюру «подставой». Те одураченные народные, которым достало гражданского мужества, извинились перед Иксановым, кто письменно (Захаров, Образцова, Соткилава), кто в интервью, кто по телефону.

Я допускаю, что журналист Пушков может не знать об успехах Большого, ибо не обязан питать интереса ни к опере ни к балету, но не знать о разоблачении позорной авантюры Николая Цискаридзе он никак не мог! Сам Николай, обычно весьма говорливый, благоразумно избегает любых комментариев своего провала с письмом президенту, зато журналист Пушков, обождав пока пыль уляжется, умудрился преподнести публике всю историю шиворот-навыворот, уповая, видимо, на короткую память обывателя.

Таковы вот технологии отечественной журналистики и Пушков здесь не уникален.

В прошлом мае я, будучи участником балетного форума, отслеживал гастроли Большого по Америке и переводил не только все публикуемые рецензии критиков-балетоведов, но даже и отзывы форумчан с Ballet Alert. Все, и в Канаде и в США, пребывали в полнейшем восторге от кордебалета и от солистов Большого театра. Тогда я всё недоумевал, отчего так гремят наши гастроли на весь мир, а в родном отечестве ни одной восторженной рецензии не переводят на русский? Но всё надеялся и ждал. И дождался! Ни где-нибудь, а на сайте РИА Новости появилась очередная заказуха некоей госпожи Табак под названием: «Критики в США не пришли в восторг от балетной труппы Большого театра». В буквальном смысле белое было названо черным и опять же в надежде на то, что россиянин англоязычной прессы не читает, да и балетной критики не отслеживает. Честно говоря, РИА Новости, на которых и сам вел колонку по здоровью, этой статьей сильно подорвалисвой авторитет в моих глазах, о чем даже написал тогда пост "Журналисты и враньё". Через несколько дней редактор сайта Большого театра Наталья Шадрина выложила прекрасный перевод рецензии лауреата Пулитцеровской премии в номинации «художественная критика» Сары Кауфман о гастролях Большого театра. Перевод опубликован под заголовком "Особенно американская критика полюбила нашу «Коппелию»". Однако РИА Новости читают сотни тысяч, а сайт большого в лучшем случае сотни...


Прима-балерина Нина Капцова и Артем Овчаренко в спектакле "Коппелия" на гастролях в Вашингтоне. Фотография из статьи Алистера Маколея, обычно весьма язвительного ведущего балетного критика США. На этот раз Алистер рассыпался похвалами (см. статью и перевод здесь). Photo © Linda Spillers for The New York Times.

Ну да вернемся к «Постскриптуму». Завершил свой тенденциозный выпуск г-н Пушков такими словами: «Может быть мы слишком строги к руководству Большого? Ну и что, что нет крупных удач, ну и что, что со страниц культуры Большой перекочевал на страницы скандальной хроники? Ведь задачи театра в том числе нас развлекать. А Большой нас развлекает, если не громкими успехами, то громкими скандалами. И руководство Большого с этим несомненно справляется.»

Руководство Большого справляется со многими вещами, но вот громкие скандалы провоцируют и фабрикуют совсем иные люди. В их числе и борющиеся за власть члены коллектива (здесь нет равных Николаю Цискариздзе и чисто по-человечески я понимаю его мотивы), и подковерные оппоненты Иксанова, и прежде всего сами господа Пушковы — шарлатаны от журналистики.

Ну а в конце хотел бы порассуждать в общефилософском ключе. Насколько опасны такие циничные и лживые телерепортажи и публикации в масс-медиа? По-моему, очень вредны. Они не просто подтачивают репутацию театра, они его буквально губят. Ведь театр — это прежде всего его артисты — молодые люди, чья мотивация и качество работы во многом зависят от обратной связи со зрителем. Если же в публикуемой о Большом информации преобладают порно-скандалы, воровство бронзовых ручек и столового серебра из буфетов, жестокие нападения на худруков и прочая чернуха, престиж и театра, и самого искусства оперы и балета в стране неуклонно падает. А это значит, что сегодня мамаши сто раз подумают, прежде чем отдать своего ребенка в хореографическую школу.

Мы уже наблюдаем жестокий дефицит мальчиков в отечественном балете. Так, на сегодня в труппе Большого значатся 8 премьеров (танцовщиков высшего ранга), из которых стабильно танцуют разве что двое. Из ведущих солистов на сцену регулярно выходят трое. Прочие либо травмированы, либо достигли преклонного по балетным меркам возраста, либо танцуют где угодно, только не в России.

Причины такого дефицита юношей, конечно, не только в журналистах. Не способствует их притоку в театр и не так давно отмененная отсрочка от армии: какой смысл отдавать в 4-5 лет пацана в гимнастику или на танцы, если полтора года в армии неизбежно приведут к потере профпригодности танцовщика, причем в самом начале его карьерной лестницы?! «Отмазаться» же в Москве совсем недешево. Не радуют и заработки в государственном театре, каковым является Большой. Ставки артистов настолько смехотворны, что денег не хватает даже на лечение профессиональных травм. Можно озвучить и много других, действительно значимых проблем, связанных с театрами. Однако Пушковы об армии заикаться не рискуют, ибо им за это пушок весь пообщиплют в ту же минуту....

А вот почему в нашей царстве-государстве столь непопулярны комплементарные статьи или вообще что-то светлое и хорошее в печатном слове — вопрос скорее к нам, потребителям журналистских услуг. Те пляшут от рейтингов, а значит от наших с вами интеллектуальных потребностей, а мы, похоже, давно уже неизлечимо больны желтухой мозга.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)