Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

В России электронные системы для больниц пока напоминают «детали конструктора без креплений»

Wednesday, 23 January, 00:01, aquareus.livejournal.com
Каким должно быть электронное здравоохранение?

Электронное здравоохранение в Хорватии позволяет экономить 1 млн евро в год только на писчебумажных принадлежностях

Анастасия Якорева

В Хорватии врачи практически не пишут от руки. Электронная карта, электронный рецепт и электронное направление, введенные по программе E-Health, экономят бумагу, деньги и время, которое врач может потратить на прием пациентов. В России электронные системы для больниц пока напоминают «детали конструктора без креплений», считают эксперты.

Больница в Задаре (Хорватия) принимает по 250 тыс. амбулаторных пациентов в год. Пять лет назад по государственной программе E-health началась компьютеризация больницы. Теперь все 450 больничных компьютеров завязаны в локальную сеть, которая, в свою очередь, интегрирована с центральной системой здравоохранения. «В больничную систему интегрированы регистрация и выписка пациентов, электронная карта, все отделения, документация медсестер, система питания, аптеки и финансовое обслуживание», – рассказывает руководитель отделения по компьютеризации Озерен Пестич.

Бумажные носители в больнице почти не используются – только если пациент просит на руки бумажный вариант карты. Но это оказывается нужным не всем – доступ к свой карте пациенты всегда могут получить через интернет. Все отчеты для контролирующих органов и страховых компаний тоже формируются автоматически.

Систему для больницы разработала компания Ericsson – их компьютерные системы установлены в четырех крупных хорватских больницах. На компьютеры и «железо» больница потратила за девять лет около 60 млн рублей.

В общей больнице в Госпиче компьютерная система (тоже разработанная Ericsson) помогает справиться с проблемой удаленной записи – больница обслуживает малонаселенную область (плотность населения – около 10 человек на 1 кв. км) и радиус обслуживания – около 70 км. Врач из более мелкой больницы через электронную систему может быстро записать пациента на обследование в общей больнице Госпича. Еще одно удобство – пациент не потеряет направление, оно уже есть в системе, в его личной электронной карте, которая доступна из любого медицинского учреждения. Кроме удобства для пациентов, это улучшает еще и финансовые показатели – если раньше какое-либо исследование сотрудники больницы могли провести «мимо кассы», то теперь этого сделать не получится.

Кроме этого, в центральную систему здравоохранения Хорватии завязаны еще и аптеки. У каждого гражданина Хорватии есть пластиковая карта медицинской страховки – она одновременно выполняет функцию и рецепта, и оплаты. Воспользовавшись картой покупателя, фармацевт может увидеть выписанный ему рецепт врача в централизованной системе. Оплата препарата также происходит при помощи карты, в рамках страхового лекарственного обеспечения. Кроме удобства, это позволяет еще и снизить аптечную наркоманию, от которой много страдают в России.

«Только за счет отказа от использования бумажных форм экономия оценивается на уровне 1 млн евро ежегодно, – подсчитали в компании Ericsson. – В результате внедрения электронной системы пациентам теперь требуется в три раза меньше контактов с системой здравоохранения».

Проект E-health Хорватия начала проводить в 2002 году. Как сообщил министр здравоохранения Хорватии Райко Остойич, до сих пор на его реализацию затрачено около 15 млн евро. Причем за время реализации проекта в Хорватии сменилось несколько министров здравоохранения.

Централизованная система здравоохранения вместе с системами мобильного здравоохранения делает работу лечебно-профилактических органов более эффективной, уверен Остойич. В Ericsson для подтверждения ссылаются на данные TEN-HMS (Trans-European Network Homecare Monitoring Study), по оценкам которого внедрение системы удаленного мониторинга пациентов, страдающих болезнями сердца, помогает на 26% снизить среднее количество дней госпитализации и на 10% экономически эффективнее, чем телефонная поддержка телефонного колл-центра. «Кроме того, такая система способствует уменьшению смертности», – подчеркивает представитель компании.

Обращаясь непосредственно к хорватскому опыту, можно выделить несколько уровней эффективности: сокращение затрат на лечение хронических болезней, снижение затрат на госпитализацию, сокращение времени ожидания пациентами медицинской помощи.

К сожалению, Россия хоть и сдвинулась с мертвой точки в информатизации здравоохранения, но по-прежнему не может похвастать реально работающимим системами, подобными хорватской. По мнению президента Ассоциации развития медицинских информационных систем Михаила Эльянова, основные сдерживающие факторы для России – это отсутствие внятной государственной политики в сфере информационно-компьютерных систем для здравоохранения и отсутствие у медучреждений денежных средств. До сих пор не определен даже статус электронных документов, из-за чего врачам приходится вести документацию в двух вариантах – электронном и бумажном, напоминает Эльянов. По его мнению, существующие компьютерные системы напоминают конструктор из-за огромного числа разработанных модулей – компьютерных систем, между которыми, в отличие от обычного конструктора, отсутствует стандартизированная схема сопряжения модулей.

Несовершенство регулирования признает и замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Георгий Лебедев: «Официально утвержденных нормативных документов для отраслевых информационных систем все еще нет, – рассказывает он. – До сих пор отсутствуют положения об интегрированной электронной медкарте, о паспорте медицинского учреждения, а также требования к медицинским информационным системам, из-за чего ни один сервис не работает легитимно».

При этом успех хорватской электронной медицинской системы определяется именно тем, что все лечебные учреждения связаны между собой через центральную систему.

В информатизации российской медицины тоже есть положительные сдвиги. Например, сервис «Запись на прием к врачу в электронном виде» с 1 декабря работает во всех поликлиниках страны. Летом 2012 года «Ростелеком» завершил первый этап разработки двух федеральных сервисов Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – электронной регистратуры и интегрированной электронной медицинской карты.

Однако отставание от мирового опыта очевидно, считает Эльянов, и определяется оно во многом несовершенством нормативно-правовой базы.

http://expert.ru/2012/12/29/kakim-dolzhno-byit-elektronnoe-zdravoohranenie/
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)