Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги

Другие новости от asena.livejournal.com

Реклама на проекте

про подарки

Sunday, 23 December, 15:12, asena.livejournal.com
Я не очень люблю традицию дарить подарки по поводам - в новый год там или в день рождения. В день рождения человек и так получает много подарков, и радость от каждого конкретного подарка сглаживается. На новый год каждый должен придумывать много подарков, и не хватает мозга, чтобы выбрать хорошие. По-моему, намного лучше распределять подарки по году ровным слоем, дарить их внезапно и ни с того ни с сего, когда вы их хорошо придумали и обрадуетесь, и когда обрадуется одариваемый. Главное, что подарки четко делятся на два типа: формальные лишь-бы-отвязаться-от-традиции, и хорошие. В случае массированного дарения происходит резкий перевес в сторону первых.

Хорошие подарки, в свою очередь, делятся на три категории. Во-первых, это то, что человеку нужно, и он это осознает, но только у него не хватает свободного ресурса, чтобы обеспечить себе это. Во-вторых - и это высший пилотаж - это то, про что человек еще не догадывается, что ему это нужно. И в-третьих, это расходники: просто, но приятно, как раз подходит для формальных поводов.

Ресурс всегда ограничен, и его никогда не хватает на всё на свете. Речь не только и даже не столько о деньгах. Самостоятельный взрослый человек, к счастью, может сам себе заработать на все, что ему на самом деле нужно. Если он на что-то не зарабатывает, значит, он неплохо может без этого обойтись. А значит, как подарок, принятый со спокойной душой и чистой совестью, дорогая вещь может сыграть только в том случае, если это подарок и одариваемому и дарящему одновременно (так мои мужчины возят меня в путешествия, на которые безнадежно душит жаба меня саму - они вкладывают в это много денег, но я зато жертвую временем, которое бы потратила в норме не на общение с ними, а на работу - и все счастливы; с этой точки зрения неплохо было бы когда-нибудь встретить мужчину, заинтересованного в дорогом нижнем белье). Второй случай, когда могут быть уместны и хороши те подарки, на которые не хватает материального ресурса - это объективная разница в стоимости денег, которая при этом воспринимается всеми заинтересованными сторонами спокойно и без комплексов. Подарки, которые стоят денег, хорошо дарить детям, потому что понятно, что вы зарабатываете на вот этот билет на концерт за один вечер, а бедному ребенку пришлось бы на него копить на школьных завтраках два месяца. Но ребенок не виноват, что он не может заработать, ему трудовой кодекс запрещает - а вот дарить дорогие подарки взрослым уже сложнее, потому что нужно быть уверенным, что человек не начнет себя грызть, что он лузер и неудачник, что у него этих свободных трехсот баксов (и любой другой суммы) нет, а для кого-то это раз плюнуть. Я бы - начала.

Вот, но радость в том, что обычно человеку не хватает не материального ресурса, а организационного - то есть подарок экономит ему не столько деньги, сколько время и мозг. Речь здесь идет о вещах, которые трудно найти или добыть. Человек хочет книжку, но ее надо заказывать на сайте автора, заведя себе сначала PayPal. Хочет дорожную сумку для документов, но непременно зеленую, а продаются только серые. Хочет устроить двойной слепой плацебо-контролируемый тест на способность различать пепси-колу и кока-колу, но никак не может решиться потратить целых тридцать рублей на поддержку вражеского производителя. Человек в принципе хотел бы печь шарлотки, выпиливать лобзиком или собирать паззл из двух тысяч кусочков, но понимает, что время на это он будет выделять в лучшем случае пару раз в год, и это совершенно не достаточный повод покупать паззл, лобзик или миксер (а вот если бы подарили, то пришлось бы, да).

Промежуточная категория между "не хватает денег" и "не хватает мозга" очень свойственна хорошим девочкам. Денег бы хватило, но девочка никак не может убедить себя в том, что она достаточно хорошо себя вела в прошлом году и заслужила эту штуковинку. Девочка думает, что она все равно очень редко будет это использовать; что это не в ее стиле; что "просто хочется" - это совершенно недостаточное основание, чтобы потратить сумму, превышающую стоимость ужина в кафе - такие суммы нужно тратить только на что-то Полезное, а вовсе не на юбку, ради которой придется менять весь гардероб (эти придурки из перехода на тверской уже два года не могут ее никому продать, и я каждый раз страдаю, проходя мимо) или там на швейцарский ножичек с инструментами (я считала - за те пять лет, что я его хочу в фоновом режиме, ни разу не возникло ситуации, когда он мне бы реально понадобился).

Соответственно, любой такой подарок - из тех, на которые не хватает мозга (чтобы добыть или чтобы убедить себя в том, что это нужно) приносит человеку огромную радость, потому что с него сняли ответственность за организацию. Дарить такие подарки легко (благодаря тому, что для разных людей трудными являются разные вещи - кто-то, например, ненавидит заказывать вещи в интернет-магазинах, а кому-то это несложно), но это требует повседневного внимания, склонности слушать людей и запоминать то, что они говорят, записывать любое "а круто было бы", которых в общении всегда очень много, и ни одно из них сам говорящий даже не запоминает.

Вторая большая категория подарков - это вещи, о которых человек не догадывался, что они ему нужны, но получилось круто. Сюда обычно относятся все эти прекрасные наборы "приключение в подарок", которые дают человеку стимул впервые в жизни пойти испытать что-то удивительное: покататься на квадроцикле, дать обкусать свою кожу специальным косметологическим рыбкам, побывать на экскурсии в планетарии. Сюда относятся книжки, подсунутые в нужный момент. И сюда относятся подарки, неочевидным образом вытекающие из базовых увлечений человека. Лучшим подарком за этот год у меня были украшения для научных журналистов от Николя - цепочка в виде нейрона и серьги с учеными кротиками (англ. mole) и надписью "6,02*1023". Мне никогда в жизни не пришло бы в голову сказать ему человеческим языком "А привези-ка ты мне, милый, из MIT украшений для научных журналистов" - потому что откуда же я знала, что они вообще бывают. Но он их там увидел и привез, и я пищу от восторга до сих пор. Помимо всего прочего, такие украшения повышают мою коммуникативную ценность, так как производят фурор на любой тусовке тех-кто-понимает. И это еще одна важная категория подарков: вещи, которые повышают коммуникативную ценность. Штуковины для сервировки вина и сыра, необычные карты или альбомы с репродукциями, кресло-ракушка или там вообще мотоцикл - всё, от чего девушки будут пищать от восторга, увидев это в доме у одариваемого. Ага, штуковины из секс-шопа тоже сюда относятся - вы же не можете утверждать, что обладание ими не повышает коммуникативную ценность.

И наконец, самая простая категория подарков - формальных, но ценных - это расходные материалы. То, что у человека все равно есть, то, что он все равно использует, но вы повысили количество или качество его запаса. Почти любой девочке можно спокойно дарить косметику из лаша - впрочем, если вы не уверены, что хорошо знаете ее вкус, то лучше дарить подарочный сертификат. И вообще подарочные сертификаты бывают для чего угодно, в том числе для книжных магазинов. Расходные материалы - это простой и беспроигрышный вариант, но даже здесь необходимо минимальное знание вкусов одариваемого. Не надо дарить свечи или индийские палки-вонялки, если вы не замечали, чтобы человек любил их жечь. Не надо дарить вино, если человек не был замечен в его употреблении. Не надо дарить одежду, если вы не уверены в цветовых предпочтениях. Но на самом деле вполне достаточно пару раз побывать у человека в гостях (а еще лучше - аккуратно с ним поговорить), чтобы придумать ему хороший подарок-расходник. Если вы знаете, какие чаи он в принципе пьет, питает ли слабость к разнообразию канцтоваров или к разнообразию гаджетов, хватает ли у него дома полотенец и чашек любимого цвета или все побились и истрепались, и ценит ли он разнообразие сережек (и кстати, помещаются ли все его сережки в шкатулочку - может быть, уже нужна новая шкатулочка?) - то вы сможете осчастливить его с минимальными усилиями.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)