Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Экскурсия в немецкую охрану окружающей среды

Tuesday, 18 December, 19:12, progenes.livejournal.com
Вдохновилась я в совсем другом месте. Ссылки не даю, там дискуссия какая-то нервная получилась. Да и цель у меня не переубеждать кого-то, а просто посмотреть под другим углом.
Были в Германии времена, когда Рейн был сточной канавой. До сих пор у многих есть такое ощущение, что пришли экологи, попротестовали и сделали всем хорошо. Вот хотела своими словами пересказать, но у меня так: не получится

"Вот в Германии выбросы в городах ИМЕННО ПОТОМУ и меньше, что здесь до фига и больше зеленых "идиотов". Что вот в 70-90е годы (и это было одним из следствий 68го) борьба экологов и привела к принятию соответствующих законов. Мы жили в городе рядом с цементным предприятием - нам рассказывали, что еще 20 лет назад все листья в городе имели цвет цемента, а когда мы туда приехали, уже все было зеленое. Потому что "идиоты" заставили принять законы, и предприниматели были вынуждены заплатить за фильтры. А эта твоя "госэколог" считает, что правительство должно как-то само, что ли, догадаться и обложить штрафами и налогами производителей? Так оно у нас буржуазное, правительство-то, оно в интересах буржуазии работает. Или может капиталисты вдруг сами чудом проникнутся и будут действовать во вред прибыли? Да нет, конечно. "

Вернемся в средину 50х. В Германии у власти христианские демократы, правительство Аденауэра. Собирается прессконференция, где Хенрих-Вильгельм Рунке (социал-демократ), при этом сам крупный торговец, достает бутылочку с дурнопахнущей жидкостью и предлагает всем понюхать. Это была вода из Рейна. В одном кубическом сантиметре содержалось 400000 бактерий, вдоль Констанца ежедневно протекало 500 тонн солей. По результатам экологической пропаганды буржуазного политика, буржуазное правительство принимает первые законы об охране водных ресурсов.

К началу 60 х годов (если немецкая википедия, конечно, не врет), формируется первая фаза борьбы за окружающую среду. Причем сначала она формируется в правительстве, а народные массы прозревают чуть позже и тоже потом подключаются. Например, в 1970 году 40% населения соображало, что природу надо охранять, а в 1971 году уже 92%.

Так вот, к концу 60х годов у власти социал-демократы вкупе с либералами. Кабинет Вилли Брантда (социал-демократ) в 1970 принимает первую программу немедленной защиты окружающей среды - около 100 законов. Охрана окружающей среды в то время в компетенции министерства внутренних дел, которым заведует Геншер. Да-да, либерал. Предлагает нагнуть всю промышленность и принудить к миллиардным инвестициями в сторону сохранения природы. А кто гадит, того штрафовать. Промышленность завывает и бежит жаловаться министерству финансов (ага, социал-демократическому). В 1974 создано управления по надзору за окружающей средой.

Сохранение природы чуть не завершилось во время нефтяного кризиса 1973/1974, появились первые проклятия: охрана природы как Jobkiller. В это время, на горизонте замаячили и гражданские инициативы. В 1972 году образовалось объединение гражданских инициатив тему сохранять природу, несмотря на кризис. Второй нефтяной кризис 1979/1980 добавил к тезису охраны природы еще и экономию электроэнергии.

Только к 80тым годам эти гражданские инициативы привели к формированию зеленой партии. С этого момента и до начала 90ых тема защиты окружающей среды была модной в парламенте. Случился Чернобыль, что актуализировало дебаты. От Министерства внутренних дел вопросы передались в новое Министерство охраны природы, окружающей среды и безопасности реакторов. Так оно теперь называется. Министерство возглавлял, впрочем, консерватор - Клаус Тёпфер. Но по природоохранческому напору мог дать фору целой бригаде гринписовцев.

С падением стены политика немного отвлеклась от столь наболевшей темы и переключилась на создание цветущего ландшафта объединенной Германии. В то время у руля защиты природы случайно оказалась Меркель, которая немного поубавила реформаторский темп, взятый Тёпфером. Экономические вызовы не позволяли даме развернуться.

Еще чуть позже, наконец, к власти пришли тру-зеленые с социал-демократическим правительством Шредера. И конечно же, зеленые возглавили министерство охраны окружающей среды на последующие 8 лет (1998-2005). Ввели экологический налог. Где деньги, Зин? Налогу очень обрадовались безработные. Экологический налог отменили для самолетов. Авиакомпании, наверное, негодуют, что им не позволяют внести свою посильную лепту в охрану природы.
Еще ввели залог за пластиковую тару. Причем в основе была идея поднять оборот многоразовой тары, как страшно экологичной. Многоразовую тару, за исключением пива, воскресить не удалось. Министерство заказывает детальные исследования, которые убедительно показывают, что вымирание многоразовых бутылок не прекращается, но, видимо, благодаря налогу на разовую тару, происходит не так быстро. Я волнуюсь, настолько это захватывающая борьба за природу популяцию бутылок. Взят курс на выход из атомной энергетики, но так, как-то экологически вяло. В общем, на этом восмилетняя эра зеленых в министерстве и закончилась.

В кресло защитника окружающей среды сел социал-демократ Зигмар Габриэль, который продолжил славное дело выхода из атомной энергетики. Продолжил развитие концепции Green New Deal и прославился лоббированием запрета лампочек накаливания.
После чего на горизонт вернулись консерваторы сохранять все, что еще плохо лежит.
Впрочем, сейчас в немецком политическом ландшафте ни одна партия не проходит мимо такой благодарной темы. Все без исключения партии локтями толкаются, дай чего сохранить.

Возвращаясь к исходному тезису. Охрана природы в Германии это процесс, который инициирован, простите, буржуазными политиками и либералами, в котором были задействованы и гражданские инициативы, и экологи, и профильные партии, и даже капиталисты проклятые. Сейчас определенно происходит спекуляция на этой разогретой теме.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)