Полистал новый доклад Европейской комиссии. В ответ на 3 странички Бланшара про недооценку мультипликаторов и их роль в ошибочных прогнозах роста ВВП (см. здесь), Европейская комиссия предложила свои 4 странички (см. 41-44) под названием Box I.5: Forecast errors and multiplier uncertainty. Нет, говорит, никакой корреляции, если не забывать про ставки по суверенным облигациям: "...when controlling for increases in sovereign-bond yields the correlation between forecast errors and changes in the fiscal stance breaks down".
Еще одна интересная вставка тоже перекликается с анализом МВФ. (Box I.2: Assessing the impact of diverging financing conditions within the euro area). Картинка оттуда. В этом кусочке рассказно что, в соответствии с моделью, используемой Европейской комиссией, изменения спредов по суверенным облигациям влияют на рост ВВП . В "негативном" сценарии (N) спреды по суверенным облигациям периферии (Греция, Португалия, Ирландия, Испания, Италия) увеличиваются на 300 бп, а по корпоративным облигациям на 200 бп. В таком случае рост ВВП в странах периферии будет на 2 процентных пункта хуже, чем в объявленном прогнозе. В странах "центра" рост будет хуже на 0,4 пп. В "позитивном сценарии" (P) всем будет немного лучше.
Это перекликается с негативным и позитивным сценариями в докладе МВФ, оцененными по другой модели. Там тоже спреды периферии увеличиваются на 350 бп, а ВВП этой группы стран падает еще
Эти сценарии, как мне кажется, имеют прямое отношение к спору о прошлом, к разному толкованию причин оптимистичных прогнозов в предыдущие годы. Сценарии привязаны к отличной или слабой экономической политике, оказывающей влияние на спреды по гособлигациям стран периферии. Мультипликаторы мультипликаторами, аскетим аскетизмом...Но в поведении спредов как раз и заложены эффекты "доверия инвесторов". МВФ и ЕК, как и сами правительства стран еврозоны, в своих прогнозах все время надеялись на "отличную экономическую политику", а жизнь им (вернее, сами европейские правительства и ЕЦБ) раз ра разом преподносила нехорошие "сюрпризы". Как говорил классик, им хотелось, как лучше, а получалось, как всегда (с). До сих пор еврозона жила с очень слабой (неожиданно слабой) экономической политикой; раз за разом лидеры не выполняли свои обещания; тешили себя несбыточными надеждами на то, что кризис в Греции не приведет к громадному падению ВВП, что по госдолгу Греция каким-то чудом расплатится...Поэтому в своих прогнозах члены "тройки" регулярно ошибались.
ПС: полазил на сайте МВФ. О "сценарии слабой политики" говорится в кратком содержании октябрьского доклада "Перспективы развития мировой экономики" на русском:
Если в скором времени не будут приняты дополнительные меры, достигнутые за последний период, улучшение ситуации на финансовых рынках может оказаться недолговечным. В этом случае прогноз ПРМЭ может снова не сбыться, и зона евро может скатиться к рассматриваемому в октябрьском выпуске ДГФС 2012 года сценарию слабых мер политики. С другой стороны, если будут приняты более значительные меры, чем предполагается в ПРМЭ, например, если директивные органы зоны евро создадут весомый задел в деле укрепления интеграции, такой как механизм урегулирования проблем банков в масштабе всей зоны евро с общим механизмом бюджетной поддержки, то темпы роста реального ВВП вполне могут оказаться выше, чем прогнозируется, на уровне сценария полного набора мер политики в октябрьском выпуске ДГФС 2012 года.
Теперь смотрим на то, что называется красивым словом ДГФС (Это "Доклад о глобальной финансовой стабильности"), краткое изложение на русском:
В данном выпуске ДГФС приводятся обновленные оценки представленных в апрельском выпуске 2012 года последствий сокращения доли заемных средств банков при трех сценариях: базисном сценарии, сценарии слабой политики и сценарии полного набора мер политики. Мы делаем вывод о том, что задержки в преодолении кризиса привели к увеличению ожидаемого сокращения активов банков. Наибольшее бремя прогнозируемого уменьшения предложения кредита приходится на периферию зоны евро, где сочетание сокращения доли заемных средств банков и напряженности в финансировании суверенных заемщиков служит сдерживающим фактором для корпоративного сектора.
В то время как в апрельском выпуске ДГФС 2012 года указывалось, что директивные органы в зоне евро должны использовать улучшение ситуации и не допускать новых срывов, в данном выпуске ДГФС делается вывод о необходимости ускорить деятельность в настоящее время. Как подробно указывается в главе 1, необходимо быстро перейти к сценарию полного набора мер политики, чтобы восстановить доверие, прекратить отток капитала и реинтегрировать зону евро.
Из всего этого делаем вывод, что не просто так процентные ставки по облигациям Испании и Италии подскочили. И не волки-инвесторы их ни с того ни с сего задрали невинным странам. Это слабая экономическая политика их подняла. По крайней мере так утверждает один из участников "тройки". Интуитивно это все и так очевидно, но интересно, когда непосредственные участники начинают ругать друг друга публично и спорить о том, как да почему еврозона оказалась в еще одной рецессии.
Комментарии (0)