Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Миры Щербакова 6

Sunday, 21 October, 06:10, ivanov-petrov.livejournal.com
Цветок и свет

Таким образом следует разобрать все слова списка. В списке более часто по сравнению с общей лексикой употребляемых слов – 54 слова. Их анализ и даст довольно полную картину художественного мира автора. Приведены картины для облака и песка, теперь кратко дадим описание того, что может получиться при анализе цвета, цветка и света. Это описание без составления подробной картинки.

Цветок, который растет на тех горах, что противостоят пескам, пустыне смерти, оказывается двойным. Противостоят друг другу в некоторых контекстах цвет и цветок. Положительно маркирован цвет – сама цветность. Цветок иногда употребляется в этом положительном значении цвета, иногда же его значение снижено, это такой, знаете ли, нейтральный цветок, банальный, к нему автор относится довольно юмористически. Этот цветок пришел из литературного штампа, из калькированного поведения. Когда цветок служит лишь литературным приемом, заимствуется для создания определенного смысла или настроения – он оказывается совсем иным цветком, чем цветок разноцветный, цветущий.

Эта история с двойным цветком станет понятнее, если посмотреть, что происходит со светом.
Свет у Щербакова на восьмом месте в частотке, повышен по сравнению с общим словарем, где он на 69 месте. Возникают определенные ожидания по поводу этого света, раз автор столь часто о нем говорит – значит, в его поэзии это слово окажется очень значимым.

Увы, значимость эта – предмет веселья автора, литературный прием, скорее шутка со светом, чем значение «света». При анализе значений выясняется, что примерно половина употреблений «света» – в выражениях типа «край света», то есть это синоним слова мир или социальный мир, общество (высший свет). Автор играет с выражениями «тот свет», «этот свет». И половина значений света уходит к значению мир. Причем – в рамках штампа, над которым автор иронизирует. Все застывшее, вставшее и штампованное вызывает у него неприятные ассоциации, как можно вспомнить из истории с облаками.

Вторая половина значений света принадлежит свету. Это обнадеживает, но в основном это участие в штампованном выражении-оппозиции: свет и тьма. Этот штамп автор тоже использует достаточно юмористически. Тем самым большая частота упоминаний света в корпусе Щербакова оказывается обманчивой в том смысле, что выводом о значимости этого слова, значения «света» делать нельзя. Это слово скорее служит предметом шуток и забав автора, не входит как значимое в его художественный мир.

Земля
Это слово по частоте встречаемости кажется весьма значимым и, если ориентироваться на обычное употребление, должно бы означать что-то положительное. Но в исследуемом художественном мире «земля» ведет себя совсем не так, как этого бы можно было ожидать.
Прежде всего, «земля» - часть оппозиции, довольно часто «земля» - не сама по себе, а часть оппозиции с чем-то иным, противоположным. Это иное – «небо» или «море». Причем в этой оппозиции «земля» - отрицательный член. То есть в паре «свет-тьма», «добро-зло», то есть в паре положительно и отрицательно окрашенных значений, земля играет отрицательную роль, кто бы ни был ей противопоставлен – хоть небо, хоть море.

Самое, казалось бы, обычное и ожидаемое для «земли» значение – «дом» – отдано противоположному члену оппозиции, домом в этом художественном мире является «небо», а «земля» - напротив, «не дом». Этот противоположный земле член оппозиции – не важно, небо это или море – светится, сияет, покрыт цветами. Земля же молчалива или попусту шумит, пуста или тесна, безвидна, бесформенна и бледна.



Как «отрицательный» член ценностной оппозиции «земля» несет много отрицательных коннотаций – неприятно пахнет, связана со смертью, проваливается, стоит… Как мы помним, в этом художественном мире те образы, которые «стоят» или «лежат», не движутся – часто оцениваются отрицательно. Это подтверждается и тем, что земля болотная» - при разборе «гор и песка» мы видели, что болотные хляби в этом художественном мире – не очень хорошая характеристика.

Особенно настойчивые связи у «земли» с огненной смертью, с пожаром и сгоранием. Земля, слава и смола образуют некоторое единство, это набор слов, тесно связанных с пожаром и смертью.

В рассматриваемом художественном мире «земля», хоть это слово употребляется много чаще, чем в словаре общей лексики русского языка, имеет отрицательные коннотации, это часть «отрицательного полюса» этого художественного мира.

Слава
Почти все рассмотренные значения касались природно-космического мира, и надо рассмотреть хотя бы одно значение, относящееся к миру социальному – чтобы представлять, как понятия этой группы ведут себя в художественном мире Щ.

Употребления слова «слава» распадается на несколько групп. Прежде всего: «слава» входит в устойчивое, клишированное выражение «слава Богу», которое используется иронически, стилизует речь персонажа. Это скорее ироническое клише, чем содержательное использование слова.

Помимо этого клише, употребления распадаются на две больших группы с положительными и отрицательными значениями. На схеме изображены эти слова, входящие в тесные отношения со словом «слава».



Однако употребления этих слов не симметричны. Почти все положительные значения даются в ироническом смысле. Это оформлено разными приемами, либо после положительного («псевдоположительного») значения следуют уточняющие и снижающие выражения, либо слова используются нарочито-высокопарно. Словом, почти все положительные коннотации «славы» даются иронически.

А вот отрицательные коннотации даются вполне всерьез. Можно видеть, что «слава» в этом художественном мире связана с потерями, ущербностью, поражением. Значительная часть связанных слов – синонимы «лжи» (лукавство, ужимки, ложь). То есть слава – нечто лживое, болезненное. Особо можно выделить наиболее постоянные отрицательные мотивы, сопровождающие «славу» – это злость, смерть и кости.

Если расшифровывать слово связанными с ним значениями, через устойчивые связи описывать значение слова в данном художественном мире – окажется, что у Щ. слава – это фальшивый блеск наград, ложь, смерть и кости.

Можно сопоставить это с тем фактом, что многие слова общественно-политической лексики попали в «отрицательный список», то есть используются поэтом реже, много реже, чем в общей лексике, а многие вообще ни разу не использованы, хотя достаточно часто встречаются в «общем» языке. Пожалуй, это не случайно, - весь пласт лексики, относящейся к социальной жизни людей, у этого поэта имеет, скорее, отрицательные смыслы. И при этом «слава» используется чаще, чем обычно в языке. То есть это – то слово, которое в этом художественном мире некоторым образом олицетворяет социальный мир, его ценности – и при этом оценивается отрицательно. Может быть, можно сказать так. Из множества ценностей, имеющих хождение в том мире, который возникает в общении между людьми, в обществе – деньги, власть, слава, долгая память, обожание, принуждение и пр. – в этот художественный мир могла бы входить только «слава», но и она ассоциируется скорее со смертью, чем с победой.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)