Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

От стимула к символу

Monday, 24 September, 00:09, wolf-kitses.livejournal.com

Наконец вышел мой magnum opus аж в 2-х частях (1-2) про сигналы и механизмы коммуникации позвоночных. Enjoy (популярное изложение части идей книги тут).

Здесь хочу дать ссылку на раздел с (как думается) максимальной новизной – доказательством того, что сигналы, используемые в коммуникации птиц и других позвоночных (особенно сигналы-символы, но до некоторой степени и сигналы-стимулы тоже), сходны со знаками человеческой коммуникации – не только речевыми – двумя особенностями.



Первая - двойное членение. Значащие единицы коммуникации (ритуализированные демонстрации как устойчивые комбинации n выразительных телодвижений, предъявление которых строго скоррелированно, а корреляция устойчива к изменениям ситуации вовне, мотивации внутри взаимодействующих особей и стимуляции от партнёра. Примерно как в речи значащие единицы – слова, точнее лексемы – складываются из незначащих единиц – фонем, создаваемых звукопроизводящим аппаратом именно и только для генерирования членораздельной речи и незначащих сами по себе (кроме того, что некоторые характеристики звучания сигнала или некоторые из входящих в него телодвижений могут быть индикаторами эмоционального состояния и, шире, мотивации).

Вторая – то что выразительные движения, устойчивой комбинацией которых образуются значащие единицы процесса – демонстрации, есть не телодвижения, сравнимые с таковыми повседневной активности, а модели элементарных движений, своего рода кванты, «вырезанные» из континуума повседневной активности именно и только для образования демонстраций при помощи некоторой системы оппозиций. Точно также как фонемы – это не звуки, а модели звуков, образуемые аналогичной системой оппозиций, с обязательной категориальность и «подчёркиванием границ».

P.S. Поэтому демонстрация всегда «вычурный и неестественный» стереотип, образуемый в «нужном месте» процесса взаимодействия именно для того, чтобы передать «нужную» порцию информации. Хотя отнюдь не всегда «демонстративный» в том смысле, что заметный, экстравагантный: более того, общим правилом следует считать то, что семантически пустые элементы сильно экстравагантней и куда заметнее смысловых.

Например, вот большой пёстрый дятел угрожает слётку, пытаясь изгнать его с территории. Что первым бросается в глаза? Раскрывание крыльев – его и считали позой угрозы, специфической именно для данной ситуации, начиная с известной работы Дитера Блюма (откуда оба фото). А выяснилось, что это попросту признак общего возбуждения, связанного с безуспешностью попытки изгнания.
dmj1

До того, как в репертуаре молодых, появятся собственные агонистические демонстрации, взрослые дятлы демонстрируют перед ними чисто без толку, ибо не получают ответа демонстрациями, не возникает обмена ими, по результатам которого проигравшая птица покидает территорию и определенное время гарантированно там не появляется (тем большее, чем эффективен сигнал; всего у больших пёстрых дятлов территориальных сигналов 8). Так что до появления дефинитивных демонстраций взрослые могут вытеснять слётков только грубой физической силой, а это по эффективности сравнимо с тасканием воды решетом – изгнанные появляются снова и снова, в ответ на клевки и наскоки лезут ко взрослому, ещё и выпрашивать пробуют. Ну, соответственно, доводят его до изнеможения, и раскрытые крылья – показатель предельного уровня общего (неспецифического возбуждения).

А вот когда (примерно на 13-16 день после вылета) в репертуаре молодых появятся агонистические демонстрации, они вступают в обмен ими со взрослой птицей и, проиграв конфликт «по очкам» быстро и тихо исчезают с родительской территории. И никакого раскрывания крыльев в этом момент не наблюдается, и зачем – ведь тут коммуникация успешна, а семантически пустые элементы, выражающие лишь общее возбуждение, маркируют именно её неэффективность и сбой (как я показываю в книжке, подобно терминаторным кодонам, выключают процессы обмена демонстрациями, зашедшие в тупик).

Точно также как попытки самцов защитить одиночные осенне-зимние территории от попыток захвата со стороны более сильного противника – самок, которые у этого вида немного крупнее и много агрессивнее самцов – включают лишь стереотипные позы и никаких элементов, связанных с общим возбуждением. Хотя «теоретически» данная ситуация могла бы вводить в сильное эмоциональное возбуждение – но зачем, если она разрешима штатными коммуникативными средствами?  И только в самых тяжёлых конфликтах, затягивающихся на 1,5-2 часа и более, когда, уже проиграв, захватчица не желает уходить, появляются раскрытые крылья, также всегда в сочетании с одной из 8 территгориальных демонстраций. См. рисунок 2 – то же самое выдвижение рулевых в сочетании с т.н. «противостоянием» - вытягивание клюва и шеи вперёд-вверх под углом 450.

dmj2

И лишь затем, на более высокой стадии эволюции социальности, в основном у млекопитающих (из птиц – разве у попугаев, и ткачиков с врановыми) семантическая оценка проблемной ситуации не исключает эмоциональную и, наоборот, вторая не препятствует эффективной коммуникации, а обе они присутствуют одновременно и дополняют друг друга.

P.P.S. Также, мне кажется, удалось разработать чисто структурную систему описания демонстративного поведения моих птичек на основе идеи элементарных двигательных актов Е.Н.Панова, и выделять дискретные единицы поведения  - демонстрации – чисто структурно, как «острова устойчивости» в континууме, своего рода «льдины» в потоке поведения, без неявного привнесения функциональных моментов на стадию описания.

 И уже когда я заканчивал книгу, то узнал, что сходная система описания телодвижений ещё раньше была создана (что приятно) в Израиле, сперва для задач хореографии (объективное описание телодвижений танцоров и пространственно-временной структуры танца), а затем применена к «хореографии» обмена демонстрациями во взаимодействиях животных, вроде «ритуализированной борьбы» у волков, в понимании двигательно-координационных проблем, следующих из дефектов социальной коммуникации у аутистов, разработки способов их терапии и пр. 

Это т.н. Eshkol-Wachman Movement Notation (EWMN) – система условных обозначений для объективной регистрации телодвижений (танца, взаимодействия и пр.) на бумаге или на компьютере. Система была изобретена (что приятно) в Израиле теоретиком танца Noa Eshkol (дочь премьера Леви Эшкола) и Avraham Wachman, профессором архитектуры в Технионе. Используется в разных областях, включая танец, физиотерапию, поведение животных и ранняя диагностика аутизма.

Система сначала была разработана для записи танца, позволяющей полностью воспроизвести его в соответствие с той же музыкой и музыкальным ритмом. В отличие от других систем записи она предназначена для фиксации любых скоординированных телодвижений в группе, не только танцевальных, в данном методе нет ограничений определёнными танцевальными стилями и даже движениями человеческого тела вообще – те же принципы успешно переносятся на животных (пример+другие работы Илана Голани).

EWMN рассматривает тело как фигуру из палочек. Оно делится на единицы (которыми производятся элементарные движения) по сочленениям скелета; каждая пара соединений (или соединение и окончание) даёт линейный сегмент («член»). Например, foot – это член, ограниченный лодыжкой и концом носка. В нашей классификации это соответствует изменению положения части тела птицы – крыла, шеи, хвоста и пр. на единичную позицию в данном направлении изменений, заданного разными «степенями свободы» изменения внешнего облика птицы (отведение крыльев, вытягивание шеи, качание корпусом и пр.).

Для характеристики (и записи) пространственных отношений членов используется сферическая система координат. Если один из концов сегмента удерживается в фиксированной позиции, он служит центром сферы, радиус которой равен длине данного члена. Позиция свободного конца сегмента определяется двумя сферическими координатами, наподобие широты и долготы на глобусе.

Позиция самой конечности описывается комбинацией вертикального и горизонтального номера, где вертикальный записан над горизонтальным. Нижний горизонтальный компонент считывается первым. Эти два номера заключаются в квадратные или обычные скобки, чтобы показать, определяется ли позиция по отношению к примыкающему члену или по отношению ко внешнему ориентиру, такому как помост.

Знаки нотации записываются в сетке, где горизонтальная строка фиксирует положение и движение одной конечности, а каждая вертикальная колонка представляет единицу времени. Движение записывается как переход между координатами начала и конца.

История EWMN

Книга с её описанием впервые вышла аж в 1958 г. Ноа Эшкол написала пять танцев, предназначенных для исполнения без музыки, для сосредоточения на вызываемых ими внутренних эмоциях. Ещё раз подчеркну, что с самого начала это была система записи телодвижений, а не танца – во втором случае функциональный момент неизбежно привносится в описание. Она считала, что на основании анализа движений мы можем понять, как те или иные движения вызывают те или иные чувства и что использование записи движений поможет открыть законы композиции для определённых танцевальных стилей, наподобие того, как это уже было сделано для музыки и других видов искусства.

Тело. Как изображение для всех тел предлагается абстрактное тело «человека без свойств». Каждый член изображается осевой линией постоянной длины.

Закон «легких» и «тяжёлых» соединений. Когда человек ходит ногами, остальная часть тела (туловище, руки, голова) следует по движению ног. В EWNM это соответствует закону «лёгких» и «тяжёлых» соединений. Структура тела рассматривается как ветвящаяся связь. База – это «тяжёлый» сегмент тела. Когда «тяжёлый» член движется, он несёт все присоединённые к нему «лёгкие» сегменты. При вертикальном положении ступни рассматриваются как самый «тяжёлый» член, далее ноги, далее – туловище, т.е. движущие части тела «тяжелее» движимых, а те, соответственно, «легче».

Вид страницы записи. EWMN записывается, а не рисуется. Как уже говорилось, движения записываются на горизонтальных строчках. Вертикальные линии делят таблицу на колонки, обозначающие единицы времени. Символы движения записываются в определённом порядке, слева направо. См. порядок членов, которого придерживаются по умолчанию. Настройка является гибкой, что позволяет разделить тело на разные части в зависимости от того, запись каких движений необходима. Движения, записанные в нотации Эшколь-Вахмана, могут быть положены на музыку. Но это не является необходимым.

Система отсылок (SOR). Свободный конец члена описывает криволинейную траекторию на поверхности сферы, размеченной координатами долготы и широты. Одна из позиций на сфере выбирается в качестве стартовой и обозначается 0, по мере изменения позиции на 45о добавляется по 1. Положение и движение конечностей определяется координатами SoR (см. примеры записи 1-2-3). Для документирования перехода между статическими позициями система учитывает движение, количество движения, пространственную ориентацию и движение по или против часовой стрелки.

Типы движения. Выделены 3 типа движений. Первый – вращение члена вокруг своей оси без изменения положения в пространстве, «вращение дверной ручки». Второй – «движение самолёта» - кратчайшее перемещение между двумя вариантами положения члена в пространстве. Примером третьего типа движения является вращение хула-хупа, это «коническое движение».

Применения. EWMN была использована для обозначения движения рук и пальцев на языке жестов, композиции танцев, народных танцев, в медицинской области, записи ухаживательного поведения шакалов и других этологических исследований. Она использована также в системе физиотерапии Моше Фельденкрайса, применяющейся при болях или ограниченной подвижности.

Метод применялся в визуальном и кинетическом искусстве, была создана компьютерная система, способная построить любое движение, записанное в EWMN. Система может быть использована в робототехнике, анимации или при съёмках фильмов. Она применялась для обнаружения раннего появления движений, являющихся предвестниками аутизма. Исследования Prof. Philip Teitelbaum and Osnat Teitelbaum в Университете Флориды было целиком основано на применении системы для изучения детского движения и показало, что специфические закономерности движения, проявляющиеся в первые несколько месяцев жизни, являются надёжными предвестниками появления в дальнейшем аутизма и синдрома Аспергера.

http://en.wikipedia.org/wiki/Eshkol-Wachman_Movement_Notation



Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)