Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги

Другие новости от asena.livejournal.com

Реклама на проекте

Почему на шубу проще заработать, чем насосать

Wednesday, 05 September, 01:09, asena.livejournal.com
Отозвалась в фейсбуке неодобрительно о людях, использующих слово "насосала". Делать хороший горловой минет, - говорю, - научиться намного труднее, чем научиться писать коммерчески успешные тексты. Давайте уважать профессионализм.

Ян в гуглтоке выразил несогласие, и в пылу спора договорился до того, что минету можно научить кого угодно, потому что это не устройство мозга, а просто техника, а написание текстов - устройство мозга. Я сообщила ему (на правах бывшей жены я могу быть резка), что это глубокая нейрофизиологическая безграмотность. Потому что дела обстоят ровно наоборот: моторным навыкам научить гораздо сложнее, чем чистой теории.

Все мои корреспонденты, все авторы, чьи тексты я так или иначе редактировала, пишут вторую версию сюжета гораздо круче, чем первую, а через несколько месяцев начинают и первую писать хорошо. Потому что создание текста - это всего-навсего выстраивание нескольких смысловых единиц в более или менее стройную композицию. Сами смысловые единицы каждый раз меняются, но загрузить их в кратковременную память - никакая не проблема, мы постоянно держим в кратковременной памяти свои семь объектов, будь то последовательность добавления ингредиентов в суп, окружающие в толпе движущиеся объекты или там факты о нейрофизиологии. Приемы же, используемые для создания логических связок, можно каждый раз использовать заново, и их даже не нужно придумывать - достаточно у кого-нибудь прочитать, или, как при взаимодействии "автор плюс редактор", повторять те ходы, которые в прошлый раз добавили старшие товарищи.

Гораздо сложнее обстоят дела с минетом. Там дело не в том, чтобы осознать, какие движения и в какой последовательности хорошо работают с объектом - это наименьшая из трудностей - а в том, чтобы выполнять эти движения с правильной интенсивностью и частотой, то есть чтобы мозг подавал на мышцы ротовой полости идеально выверенные команды. Желательно при этом еще и не забывать дышать. А если мы говорим о глубоком минете, то всё ещё гораздо хуже: там нужно подавить рвотный рефлекс, то есть принципиально перестроить архитектуру мозга, вырастить каким-то образом тормозные нейроны, которые подавят абсолютно базовую и жизненно необходимую вещь. Это как пытаться проложить тропинку поперек мощной автострады. То есть это возможно, но для этого нужно на протяжении многих месяцев ходить по автостраде в одном и том же месте туда-сюда, туда-сюда, туда-сюда - и неплохо бы, чтобы при этом вас еще ни разу не задавила машина.

Оо, я знаю, о чем говорю. Я, видите ли, - нет, о минете подробностей не будет, - второй год хожу к логопеду - в десять утра, за кучу денег, два раза в неделю без праздников и выходных. По моим ощущениям, от итоговой задачи - овладеть правильным произношением для родного языка - выполнено процентов тридцать, ну пускай даже пятьдесят. Запомнить корой головного мозга, куда нужно ставить язык при произношении того или иного звука - задача на один раз. А вот заставить центр Брока, прецентральную извилину, ядро подъязычного нерва и всю вот эту кодлу перестроить свои нейронные связи таким образом, чтобы подавать правильные сигналы в правильное время - это годы тренировок.

А вспомните, как вы получали водительские права. Теория - вообще ерунда, вот практика - настоящая жесть. А вот зато если отправить вас на экзамен теперь, когда вы давно водите и нужные нейронные связи уже сформировались, то над теорией вам, может, еще и подумать придется, зато с переключением передач и нажатием педалей не то что не возникнет никаких трудностей - даже осознания никакого давно не возникает.

Мир намного более изменчив, чем тело, и неудивительно, что мозг гораздо больше настроен на гибкое восприятие мира (информации о съедобных корешках, о месте сородичей в вашей общей иерархии, о символическом значении белой ленточки), чем на вольное обращение с выученными движениями, которое может легко закончиться смертью, если вы вдруг решите кинуть в кита гарпун не так, как поколения и поколения ваших гренландских предков, и не так, как вас учили тридцать лет, а как-то по-новому - или, например, решите подавить рвотный рефлекс и жить без него. К счастью, мы устроили наше общество именно так, чтобы нам платили деньги за оперирование информацией в ненапряжной кратковременной памяти, а не за перестройку рефлексов.

Ну, если конечно не ставить себе задачу насосать на шубу.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)