Из манящих прогестероном глубин человеческого бытия, описанных в одном из предыдущих постов, вернёмся на зелёные просторы моей незатейливой, как здание Национальной библиотеки,
родины. И поговорим о том, без чего нельзя обойтись ни при покорении глубин, ни при строительстве - о белорусском трудолюбии.
Итак, миф о белорусах № 2: белорусы трудолюбивые.
Трудолюбивый - значит любящий труд, не отлынивающий, неленивый. Весьма интересно обратиться к белорусскому вроде как эквиваленту, т.е. слову "працавіты" от "праца" - работа, труд.
Как видите, особой любовью или каким-либо иным позитивным эмоциональным качеством "працавіты" так сильно не пахнет. Как говориться, "прошла любовь, завяли помидоры". Впрочем, о помидорах читайте далее.
Белорусский эквивалент - это прилагательное, скорее обозначающее состояние предмета по отношению к признаку, нежели сам признак. Возьму на себя смелость заключить, что белорусское "працавіты" гораздо ближе стоит к сочетаниям "готовый к работе", "в состоянии работы", чем к сочетанию "любящий работу". Похожий оттенок смысла видим в белорусском "хваравіты" (=болезненный) в значении "часто болеющий", "склонный к частым заболеваниям". Пассивное отношение субъекта скрыто также в происхождении слова "праца" от праславянского *роrtjа, которое родственно сербохорватскому "пра̏тити" (=посылать) и болгарскому "пра́тя" (=послать).
Итак, мой любительский анализ наводит на мысли об отсутствии выраженной эмоциональной окраски в белорусском "працавіты", связанной с желанием объекта выполнять работу.
Фактически до позднесоветского периода индустриализации Беларусь была аграрной страной. По большому счёту, Беларусь, если судить по количеству вбухиваемых без какой-либо существенной отдачи денег, и сейчас остаётся страной аграрной.
Сельскохозяйственный уклад диктует достаточно напряжённый образ жизни, связанный с необходимостью ежедневной работы, куда входит распашка, сев, прополка, косьба, сбор урожая, его консервация, уход за животными (покормить, подоить, убрать в сарае, роды принять и т.д.). Этот напряжённый образ жизни усугублялся низкой плодородностью белорусских почв (главным образом дерново-подзолистых) и отсутствием средств механизации. В условиях, когда сельское хозяйство, зависящее, к слову, от погодных условий и требующее немедленного на них реагирования, является единственным источником средств к существованию, становится понятной необходимость высокой работоспособности - лишь она могла обеспечить выживание рода.
Относительно недавние урбанизация и индустриализация, конечно, коренным образом изменили жизнь белорусов.
Сельское хозяйство с его ежедневным изнурительным немеханизированным трудом перестало быть единственным источников средств к существованию. Я считаю, что в том числе и эта причина вызвала массированную миграцию из села в город, которая продолжается и по сей день. И это подтверждает высказанный выше тезис о том, что "трудолюбие" белорусов связано с необходимостью, но никак не с желанием работать.
Насколько рудиментарным является "трудолюбие" белорусов, хорошо становится видно в офисной жизни, где "косынка" и "паучок" стали таким же мерилом проделанной работы, как и трудодни в колхозе.
Тем любопытнее, однако, наблюдать эти рудименты.
Один из них проявляется как раз у того самого мигрировавшего в город сельского поколения в виде такого распространённого в наших широтах недуга под названием "дачная лихорадка". В моей семье, кстати, тоже есть случаи, хотя по наследству, видимо, она не передаётся. Тяжесть заболевания чётко коррелирует со временем, проведённым пациентом в сельской местности, и варьирует от "засеем всё цветочками" до "вспашем плугом вручную и прополем полгектара на карачках". Посему слова "дача" в моём лексиконе нет, а есть слово "огород"; соцреализм и критику буржуазно-капиталистического образа жизни ещё никто не отменял.
Второй рудимент чётко проявляется в кризисные периоды, хотя в целом носит хронический, не связанный с лунным календарём, характер. Имя его - гастарбайтерство.
http://www.yuga.ru/media/ravshan.jpg
По слухам, упорно скрываемым в ходе переписи населения 2009 года, за пределами Беларуси трудится ненамного меньше, чем внутри этого искрящего своими гранями хрустального сосуда в центре Европы. Движущей силой трудовой миграции является, безусловно, не генетическая память, а всего-навсего разность:
http://marketing.by/webroot/delivery/images/market/news/graphics_zarplata.jpg
Да сустрэчы, мае даражэнькія! З вамі быў працавіты![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=92.5)
. P. S. Вот весьма любопытные, хотя и краткие, заметки о влиянии кочевого и оседлого (при котором преобладает растениеводство) образов жизни на менталитет:
первая часть;
вторая часть.
Комментарии (0)