Потом упала цена на нефть и опять закрались в душу сомнения...Записи zhu_s и ухудшение ситуации на рынке напомнили о былых разговорах про старую и "новую модель развития", диагнозы российских экономистов и критику экономической политики в СМИ.
Из Указа:
1. Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей:
а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
б) увеличение объёма инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году;
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году.
Вот и все основные показатели. Просто и ясно. Задачи в Указе можно сравнить с апрельским прогнозом МВФ до 2017 года, опубликованном в период неопределенности о будущем страны. Вот он:
Посмотрев на эту таблицу можно вспомнить, чем нас пугали ученые за последние несколько лет, и сделать несколько замечаний.
1) Из таблицы очевидно, что никакого (брежневского) застоя в российской экономике не было, нет и не ожидается. В 2010 и 2011 гг. росла она себе по 4,3% в год и будет продолжать расти.
2) В прогнозе МВФ не видно роста производительности труда на 50% к 2018 году, т.е. где-то по 6% в год. Но время на ее повышение еще есть. И задача повышения российской позиции в рейтинге легкости ведения бизнеса "со120-й в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году" этому может помочь, как много раз было записано здесь. Напомню, что по имеющимся оценкам других ученых, эта реформа может добавить к росту ВВП парочку процентов ВВП, а также уменьшить бытовую коррупцию :).
3) Надеюсь, что ни у кого нет сомнений в том, что за последние несколько лет инвестиционный климат в стране заметно не улучшился. Из таблицы, однако, видно, что инвестиционный климат не распугивал инвестиции в стране. А рассказы об этом были мифом экономистов, журналистов и государственных деятелей. Во время кризиса инвестиции упали до 17% ВВП, как это обычно бывает и в других странах. Инвестиции уже благополучно восстановились до достаточно высокого уровня около 24% ВВП, что выше уровня инвестиций в Бразилии и Польше, которых нам ставили в пример, и выше инвестиций во многих других странах. Китай с Индией в их число не входят, но, как не устает повторять zhu_s, в этом нет ничего ужасного. Еще из таблицы видно, что задача, поставленная Путиным (довести уровень инвестиций до 27% ВВП к 2018 году) без особых усилий может быть выполнена гораздо раньше, чуть ли не в следующем году.
4) Судя по прогнозу, инвестиции увеличатся во-многом за счет государственных вложений. Если до кризиса в бюджете был большой профицит, то теперь его не предвидится. Если раньше правительство сберегало часть нефтяных доходов в кубышках на черный день и на будущее, то больше этого делать не будет. Если раньше оно вкладывало часть доходов от нефти в иностранные ценные бумаги, тем самым мешая рублю укрепиться, то теперь этого делать не будет. Соответственно, профицит по текущему счету платежного баланса должен превратиться в дефицит. Можно назвать это победой над оттоками капитала :)
На фоне последних лет и планов на будущее якобы чрезмерная докризисная зависимость российской экономики от цены на нефть выглядит очень даже ответственной и консервативной. До кризиса бюджетная политика соответствовала передовому опыту в мире, а теперь ставка сделана на гораздо более высокие цены на нефть. Апрельский прогноз в таблице был сделан исходя из ожидаемой тогда цены на нефть долларов на 20 выше теперешней. Благополучие экономики и приятный прогноз на ближайшие годы теперь гораздо больше зависит от нефти. Из таблицы понятно, что рассказы об ужасной и позорной докризисной зависимости российской экономики от нефти были сказкой. Зато теперь они могут приобрести хоть какой-то смысл, наполниться новым содержанием.
Если цены на нефть в ближайшие 6 лет будут высокими, то все должно быть хорошо. Из таблицы видно, что при высоких ценах на нефть кубышка не растет, но и российский госдолг остается на низком уровне. Если же не будет хватать на расходы, то, как мы недавно опять вспоминали, в относительно спокойной ситуации можно его увеличить процентов так до 30-40 ВВП, еще можно приватизировать госпредприятия и выручку тоже проесть.
В общем и целом, мы видим, что планы на будущее довольно приятные. Хорошо бы не было страшного и продолжительного кризиса в еврозоне. Хорошо бы в Китае, Индии и Бразилии замедление роста оказалось временным. Войны в Иране не хотелось бы, но она тоже может поддержать цены на нефть на необходимом высоком уровне.
Комментарии (0)