Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Карта думских выборов 1995 г. по районам

Sunday, 20 May, 18:05, kireev.livejournal.com
Продолжаю делиться своими электоральными картами в России в разрезе районов. Сделал карту думских выборов 1995 года. Сама карта получилась достаточно пестрая из-за того, что тогда в выборах участвовало рекордно число партий - более 40. Целая куча партий заняла первое место хотя бы в одном районе, поэтому на всех даже цветов не хватило. Причем, партии были идеологически на любой вкус. Такое разнобразие в данном случае даже нарушало красоту карты. Но этот пост можно принять и как за повод просто поностальгировать по этим выборам (это для тех, кто их помнит, разумеется). Полные результаты есть в Википедии.

КПРФ заняла ожидаемое всеми первое место с 22,30%. Для нее я даже сделал три оттенка на карте, потому что КПРФ была первой в подавляющей части районов. Больше всего она набрала в тогда уже полностью сформировавшемся “Красном поясе", который виден на карте. Повышенный процент был в большинстве республик, а так же в Кемеровской области, которая голосовала за шедшим третьим номером Тулеева. Тогда КПРФ еще не настолько полностью доминироала на левом после и около трети чисто левых голосов, получат другие партии, о которых я написал ниже. Причем, у КПРФ было больше доминирование среди левого электората в городах, среди более продвинутого электората.  Больше всего было за КПРФ было а Алагирском р-не Сев. Осетии - 72,21%. Не считая Чечни, меньше всего КПРФ набрала в Джейрахском районе Ингушетии, где за коммунистов всегда крайне слабо голосуют - 1,44%.

Достаточно неожиданно на втором месте оказалась ЛДПР с 11,18%. Жириновский тогда набрал опять больше, чем давали рейтинги: они показывали куда больший обвал по сравнению с первым местом на выборах 1993 г. Грубо говоря, по сравнению с 1993 г. КПРФ и ЛДПР поменялись местами в процентом отношении. ЛДПР тогда шла на однозначно оппозиционной платформе и то, что оппозиция заняла и первое и второе место на выборах, явно вызвало уныние в стане реформаторов и шансы Ельцина на переизбрание зимой 1995-1996 гг. после этих выборов считались мизерными. Оппозиционность, левизна ЛДПР начала - середины 1990-х годов, сказывалась и на ее электорате. По карте видно, что ЛДПР была первой чаще на Севере, а не на Юге. Но на самом деле это связано с тем, что КПРФ была гораздо сильнее на Юге. ЛДПР же на Юге, в Красном поясе, на селе, набирала не меньше, а даже больше, чем на Севере и в городах. В 1995 г, в отличие от 1993 г., куда значительно больше за ЛДПР стал голосовать и протестный Дальний Восток. Больше всего за ЛДПР было в Погарском районе Брянской области - 38,10%. Не считая Чечни, меньше всего было в Табасаранском районе Дагестана 0,02% или 4%. Кстати, обратите внимание, что ЛДПР на выборах в Госдуму 2011 и на выборах в Госдуму 1995 г. набрала по России одинаковый процент, но ни в одном районе Дагестана у ЛДПР не было ноль голосов, а в 2011 г. нули у них сразу в куче районов. В основной массе районов Дагестана, где практически не было русских, в 1995 г. у ЛДПР были все же десятки голосов, а в более крупных районах или городах, где были русские, сотни и даже тысячи голосов.

"Наш дом Россия" во главе с Черномырдиным занял лишь третье место с 10,13%. Сейчас трудно представить, что партия власти может занять всего лишь третье место на выборах, но тогда были совсем другие времена. Причем, партия власти, как и сейчас, набрала больше всего в республиках. Часть этих голосов мне кажутся сомнительными, но сам факт повышенной поддержки в республиках тем не менее очевиден. НДР заняла первое место почти во всех районах Татарстана. Сепаратистское движение там к ному времени заметно ослабло, но и в обмен на это республика получила немало привелегий, что и сказалось на результате выборов.  Высок был результат и в других республиках, а в Чечне голосовали прежде всего федеральные войска. Но на этом совпадения с электоратом Единой России по сути и заканчиваются, разве что можно выделить более проестный Дальний Восток, где был слишком пониженный процент и у НДР и сейчас у ЕР. А так у НДР в русских областях электорат был более городским, хотя и не с такой разницей, как у демократических партий. Среди русских субъектов федерации резко выделялалась сильной поддержкой НДР Москва - 19% и тут у НДР было первое место. Москва больше всего выиграла от 1990-х, так что такой результат понятен. В Питере было почти 13%, но в Питере было сильно Яблоко. Как известно, предвыборной кампанией НДР в Питере руководил председатель регионального отделения партии Владимир Путин, который сейчас не стесняется критиковать лихие 90-е, как будто к власти того времени он не имел никакого отношения. Путину ставилось в вину неудачное выступление НДР в Питере, но таковым оно мне не кажется: скорее процент по городу был таким, какой и должен быть, не выше и не ниже. В осной массе других русских областей у НДР был совсем скромный результат. В целом ряде областей партия власти даже не преодолела 5% барьер. Во многих сельских районах Красного пояса она была на каком-нибудь 10-м месте, устувив всем основным левым и оппозиционным партиям и Женщинам России. Еще любопытно то, что НДР заняла первое место в вотчине Газпрома Ямало-Ненецком АО. Хотя вообще у НДР был повышенный результат во всех районах, имевших отношение к добыче газа. Плюс, разумеется, повышенный процент был в родной для Черномырдина Оренбугской области. Самый же высой результат был в Апастовском р-не Татарстана 76,93%, а самый низкий в Сулемайнстальском р-не Дагестана 0,38%.

В Госдуму прошло и Яблоко с 6,89%, причем, оно набрало меньше, чем давали опросы. У Яблока был чисто городской, интеллигентный электорат. Первое место партия получила в Санкт-Петербурге, который тогда был оплотом яблочников. На первом месте партия была и в ряде других крупных городов: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Челябинск, Ярославль, Архангельск. 14% партия получила в Ростовской области, просто феноменальный результат: тогда отделение в области было очень сильным и возглавлял его избравшийся в Госдуму по одномандатному округу Михаил Емельянов. А на Камчатке было вообще 17% благодаря Михаилу Задорнову (не путать с комиком), который был позже министром финансов. В Ярославле помогла Елена Мизулина. В Москве Яблоко фактически поделило 2-3 место с КПРФ, набрав почти 15% голосов. Больше всего за Яблоко было в Ленинском районе Ростова-на-Дону 25,04%. Если я не ошибаюсь, это самый образованный район Ростова-на-Дону. Меньше всего было в Цунтинском р-не Дагестана - ноль голосов, и это был единственный район Дагестана и вообще единственный район, помимо Чечни, где совсем мало проголосовавших, где у Яблока было ноль голосов.

Ни одна другая партия в Госдуму не прошла, хотя сразу несколько партий были на грани преодоления 5% барьера. Тогда было много обсуждений того, что прошедшие в Госдуму партии набрали лишь 50% голосов в сумме, то есть остальные 50% фактически не учлись.

Особенно удивило непрохождение "Женщин России". Им даже достался первый номер в таком длинном бюллетене: казалось бы это уже должно было гарантировать прохождение партии, которая по опросам скорее проходила. Это является еще одним свидетельством того, что от места партии в бюллетене едва ли что зависит. "Жещины России" были ближе всего к преодолению 5% барьера с 4,61%. Электорат у них тогда несколько напоминал "Единство" образца 1999 года: более северный, больше в малых городах, а меньше в центральных районах крупных городов, и особенно в Москве, и как правило меньше в республиках. Меньше на селе в Красном поясе, а больше на селе на Севере. То есть меньше было там, где твердо голосовали за основные идеологические партии.

А вот то, что блок радикальных коммунистов "Коммунисты — Трудовая Россия — За Советский Союз” во главе с Анпиловым, Тюлькиным и Крючковым, чуть не преодолел 5% барьер с 4,53% стало полной сенсацией. В опросах они вообще едва ли фигурировали. Помню, когда началось подведение итогов с Дальнего Востока и Сибири, они даже преодолевали 5% барьер, но когда досчитали Европейскую часть, где у них процент был ниже, то все же они не прошли. Блок набирал больше там, где были сильные региональные отделения у составляющих партий, скажем, в Тюменской области, где по списку шел популярный Черепанов. Прилично больше было на селе, причем, непропорционально больше, нежели у КПРФ. В Красном поясе в Европейской части России у блока как раз были средние результаты: то есть тут оплот именно КПРФ. Непропорционально (относительно КПРФ) меньше было в крупных городах, среди самых продвинутых избирателей. Скажем, всего чуть более 1% было в Москве, в 12 раз меньше, чем у КПРФ, хотя по стране у них было в 5 раз меньше голосов, чем у КПРФ.

Достаточно неожиданно не прошел в Госдуму и "Конгресс русских общин" с 4,31%. У него была достоточно активная кампания и пиар по ТВ, а во главе помимо Скокова стояли будущие перспективные политики Александр Лебедь и Сергей Глазьев. Основатель КРО Дмитрий Рогозин тогда еще был мало известен и уступил место в тройке более известным политикам и сам шел под четвертым номером. Возможно, партия просто несколько потерялась в море других партий центриского и умеренно националистического толка, она не имела большого процента твердых сторонников, а харизма Лебедя, которая была хорошо использована на президентских выборах 1996 г., тогда еще не помогла партии: Лебедь был вторым в списке, у него не было настолько мощной раскрутки, а на первом номере Скокове много не возьмешь. Любопытно, что больше всего КРО набрало в Калининградской области: название "русская община" тут было актуально. Очень высок был процент в Тульской области, где избирался Лебедь. Вобще у КРО был достаточно городской электорат. На селе и в республиках же они выступили хуже всего.

Далее c 3,98% шла Партия самоуправления трудящихся во главе со Святославом Федоровым. Федоров тогда был активным политиком с достаточно высокой личной популярностью. Но одного этого для прохождения 5% барьера при таком количетве партий было недостаточно.ПСТ очень много набрала в тюменских округах и судя по лозунгам партии это логично. Самый же высоский процент был в Чувашии, там по одномандатному округу избирался сам Федоров.

Не преодолел 5% барьер и "Демократический выборо России" Егора Гайдара. У него было 3,86%. Хотя сам список был достаточно сильный и в Госдуму прошли 9 одномандатников. Но ”Выбор России" образца 1993 года к тому времени фактически распался на несколько партий, а сама партия потеряла статус как минимум одной из партий власти, что и предопределило исход. Электорат партии был очень городским, интеллигетным, пожалуй, даже больше, чем у Яблока. При менее 4% по стране, в Питере было более 12%, в Москве почти 12%. На Арбате у ДВР было почти 20% и первое место.  Были и локальные успехи, скажем, в Челябинской области, урбанизированной, уральской, да еще там и Починок избрался по одномандатному округу в Магнитогорске. Плюс, 12% было в Дагестане. Может быть это чисто результат того, что ДВР была активно против войны в Чечне?

Наконец, последней из партий, которая была хотя бы в пределах досягаемости от 5% барьера, была Аграрная партия. Она получила 3,78%, и в отличие от 1993 г. тоже не прошла в Госдуму. Причины этого, как мне кажется две: банально слишком много партий на любой вкус, плюс усиление КПРФ, а аграрии тогда были чисто сельским филиалом КПРФ. Много партия набрала на селе в субъектах федерации, где у нее были сильные региональные отделения: Башкирия, Удмуртия, Алтайский край, Оренбургская, Кировская, Вологодская область и ряд других.

И близко не подошли к преодолению 5% барьера "Держава" Руцкого с 2,57%. Это партия одного политика. Если бы Руцкой участвовал в выборах 1993 года, то результат был бы другой, но к декабрю 1995 г. после выхода на свободу в начале 1994 г. он несколько "потерялся". 30% и первое место, опередив КПРФ, партия набрала в Курской области, родной области Руцкого. Причем, отрыв от КПРФ был больше всего в центральных районах, в городах.

Почти 2% получила партия ”Вперед, Россия!“ Бориса Федорова, тогда очень активного политика, бывшего и бывшего министра финансов (впрочем, в правительстве до и после этого он был не раз). Он позиционировал себя неким правым политиком и назвал партию по примеру ”Вперед, Италия!“ Берлускони. От остальных либералов отличался тем, что поддерживал войну в Чечне.

1,61% получил блок “Власть - народу!" Николая Рыжкова и Сергея Бабурина. Идеологически они тогда были чем-то между коммунистами и национал-патриотами. Партий и блоков тогда было много на любой вкус: почему бы и такому не быть?  Причем, в Госдуму прошли сразу 9 одномандатиников. Это тот случай, когда у партии достаточно сильный список на местах, но нет сильного общенационального политика во главе. Плюс, нет доминирования на каком-то одном электоральном поле. На выборах 2003 г. КРО фактически слили с частью “Власть народу” и при сильной раскрутке интересных лидеров (Глазьев и Рогозин), при сильных региональных списках и при востребованной идеологии, сразу же получился успех. В 1995 г. “Власть - народу!" получила больше там, где просто голосовали за ее представителей на местах, особенно в Омской области, где избирался Бабурин.

Первоначально Кремль пытался облапошить избирателей попыткой создать некую двухпартийную систему: один правоцентриский блок: "Наш Дом Россия“ и один левоцентриский блок: "Блок Ивана Рыбкина“ - спикера Госдумы. Но это сейчас у Кремля есть рычаги для создания партийного поля по утвержденным чертежам. Тогда эта попытка с треском провалилась, и помимо, третьего места НДР, "Блок Ивана Рыбкина" с самого начала едва ли подавал признаки жизни. Партия получила всего 1,11% голосов.

Свои блоки тогда были у Эллы Памфиловой, Ирины Хакамады, и других,которые сильно раскалывали демократический электорат. Были и полушуточные партии, типа Партии любителей пива, которая набрала 0,62%, или же Блок Джуны. Была и крайне националистическая, антисемитская  Национально-республиканкая партия Николая Лысенко, который прославился тем, что не смотря на свою украинскую фамилию, разорвал украинский флаг в Госдуме. Но на выборах это не особо помоло и партия набрала 0,48%, хотя у нее было 3% в Краснодарском крае, где был и сильный список, и вообще сильны крайне националистические настроения. Были и партии или блоки на профессиональной основе: "Ассоциация адвокатов России" (кстати, получили 0,35% - явно больше, чем число адвокатов в России), "Союз работников ЖКХ". Несколько партий и блоков, участвоваших в выборах,  вобще были непонятно кто такие, откуда взялись и чего хотели: типа ”Думы-96", ”Поколение Рубежа". Результат на выборах у них был соотвествующий: 0,08% и 0,06% соответственно, хотя частично может быть кто-то просто не туда галочку поставил.

Как ни странно, единственной по сути региональной партией (да и то не чисто), было ”Преображение отечества“ Эдуарда Росселя, который до этого избрался губернатором Свердловской области. Основную массу голосов она там и получила и была первой в целом ряде районов и городов. В самом демократическим Екатеринбурге был "Наш Дом Россия", при том, что и Яблоко и ДПР от него не так уж сильно отстали, а по более левым окраинам ЛДПР, КПРФ или АПР, а в остальной более центриской части, на первом месте было "Преображение отечества". Не региональной, но основанной по религиозному признаку, была партия мусульман "НУР", которая получила 0,57%. Но среди самих мусульман она преодолела "виртуальный" 5% барьер.

Еще мне запомнились эти выборы тем, что тогда в списки было модно ставить актеров и вообще деятелей культуры. Вторым номером по списку НДР шел Никита Михалков. Третьей у ДВР была Лидия Федосеева-Шукшина. Третьим у Партии самоуправления трудящихся Александр Пороховщиков. Третьей у Женщин России - Наталья Гундарева. Третьем в блоке Громова “Мое отечество" - Кобзон. Вторым у движения “Кедр” - Леонид Якубович. Третий в блоке Джуны - Александр Панкратов-Черный. Ролан Быков был вторым в партии "Общее дело" Ирины Хакамады.  Вторая в списке “Стабильная Россия” - Элина Быстрицкая. Третья в списке “Федерально-демократическое движение" - Римма Казакова (откуда она могла о нем узнать? Даже я, любитель российской политики, его не знал и не помню). Ну, и наконец, блок Станислава Говорухина, разумеется, возглавил сам режиссер. После этих выборов стало очевидно, что деятели культуры в списке совершенно ничего не приносят партии на выборах, и на будущих выборах они все же реже были в самой верхней части списков.

А чем запомнились эти выборы вам?




Посмотреть на Яндекс.Фотках
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)