Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Шади Абдель Салам: история жизни Египтянина

Wednesday, 02 May, 15:05, victorsolkin.livejournal.com

«Мы должны понять связь между прошлым и настоящим египтянина, чтобы увидеть египтянина будущего»
Ш. Абдель Салам




 

Шади Абдель Салам (1930-1986)

Выдающийся египетский режиссер, художник, сценарист
1930 – родился в Александрии (15 марта)
1960-1967 – автор костюмов и декораций к 10 египетским фильмам.
1964 –консультант по декорациям, «Клеопатра» Дж. Манкевича.
1965 – консультант по костюмам и декорациям, «Фараон» Е. Кавалеровича.
1986 – скончался в Каире.

  
Ш. Абдель Салам. Жрецы Амона. Вдовствующая царица Тейе. Эскизы к фильму "Трагедия Великого дома". Музей "Мир Шади Абдель Салама", Александрийская библиотека.

Фильмография:
«Мумия. Ночь счета дней» - 103 мин.
«История о красноречивом поселянине» - 21 мин.
«Горизонты» - документальный фильм, 39 мин.
«Армии Солнца» - документальный фильм, 39 мин.
«Торн Тутанхамона» - документальный фильм, 43 мин.
«Пирамиды и то, что было до них» - документальный фильм, 30 мин.
«Рамсес II» - документальный фильм, 45 мин. и другие
«Трагедия Великого дома» - сценарий фильма об Эхнатоне, который так и не был снят.




Меня зовут Шади, сын Мухаммеда Махмуда Абдель Салама, адвоката, который потратил многие годы на служение истине. Хотя я родился в Александрии, я происхожу из консервативной семьи из Миньи и я всегда был чрезвычайно привязан к этому городу, его домам, людям и их обычаям, их диалекту и их облику. Все, что связано с Верхним Египтом, вдохновляет меня.

1954. В нашей семье не было художников; никто не приветствовал, но и не запрещал мое рисование. Мальчишкой я был жаден до чтения, однако книги в библиотеке моего отца, в основном – по юриспруденции и истории, были слишком трудны для меня в детстве. В возрасте 13 лет я был на два года прикован к постели, что дало мне множество времени для чтения. Я рос слишком высоким для моего возраста и доктора беспокоились, выдержит ли мое сердце. В последовавшие за этим годы я стал медлительным, чрезвычайно эмоциональным , замкнутым и, одновременно, чрезвычайно ленивым в школе. В 19 лет я впервые попал в Европу, увидел Париж, Лондон и Рим. Я хотел изучать историю театра, однако, это было невозможно, и я поступил на факультет изящных искусств Каирского университета. В 1954 году я получил диплом архитектора; в университетские годы, в отличие от школьных лет, я был чрезвычайно жаден до знаний.

В 1956 году меня забрали в армию, где впервые я встретил людей различных социальных уровней и культуры. Это было для меня превосходной возможностью узнать подлинных египтян.


Ш. Абдель Салам. Египтяне (серия работ). Музей "Мир Шади Абдель Салама", Александрийская библиотека.

  

Ш. Абдель Салам. Хоремхеб на колеснице. Воин. Эскизы к фильму "Трагедия Великого дома". Музей "Мир Шади Абдель Салама", Александрийская библиотека.

1959. Однажды утром я осмелился зайти с визитом к режиссеру Салах Абу Сейфу, не забыв упомянуть, что я – один из его соседей по престижному району Замалек. Я представился и сказал ему, что хотел бы работать в кинематографе. К моему удивлению, он поддержал меня и пригласил меня поехать с ним в студию. Я помогал ему, в качестве ассистента, на картине «Аль-Фетева» («Хулиган»), которая снималась в 1957-1958 гг., хотя был скорее наблюдателем, чем настоящим ассистентом. Моей задачей было всего лишь следить за продолжительностью каждого дубля. Затем я стал помощником режиссера на съемках его последующих фильмов: «Пустая Подушка», «Перекрытая дорога» и «Я – свободен». Затем я работал вместе с Баракатом и Хильми Халимом в «Любовной истории», где я был автором декораций, так как в команде попросту не было художника. Именно тогда моя работа получила признание, декорации очень многим понравились и я получил множество предложений.

1966. Во время съемок грандиозного фильма «Клеопатра» я почти не пересекался с Манкевичем, так как работа над этим фильмом больше походила на фабричный конвейер. Совершенно иной была работа над польским фильмом «Фараон» с Кавалеровичем. Это было похоже на учебу, и я многое узнал от него. Он также был первым, кто предложил мне встать за камеру и снять для фильма один из эпизодов.
1967. Росселини, с которым я работал над фильмом об истории цивилизации, оказал на меня и мои взгляды невероятное влияние. Именно ему я обязан своим решением стать режиссером.

  

Ш. Абдель Салам. Царская семья (Аменхотеп III, царица Тейе, принцы Тутмос и Аменхотеп). Эскиз к фильму "Трагедия Великого дома". Музей "Мир Шади Абдель Салама", Александрийская библиотека.

1968. Впервые я прочитал о раскопках тайника с царскими мумиями в Дейр эль-Бахри, которые легли в основу одного из моих фильмов в 1963-м, в 1956 году. Как-то холодной ночью в Польше, во время работы над фильмом «Фараон», я думал о Египте и его прекрасном, теплом климате. Именно этой ночью идея картины «Мумия, или Ночь счета лет» пришла мне в голову, однако работать над сценарием я начал только в 1965 году. Сценарий фильма был традиционным и реалистичным; сначала я назвал его «Вновь погребенный», затем изменил название на «Уанис». Каждый раз, когда я редактировал сценарий, я находил все более и более точные способы выразить мои мысли. Я закончил сценарий 5 июня 1967 года и начал съемки 22 марта 1968 года с командой, в которую я очень верил и которую очень любил: это были Абдель-Азиз Фахми, Мустафа Имам, Самир Ауф, Салах Марей и Унси Абу-Сейф – все они позже состоялись как видные имена в египетском кино. День, когда начались съемки, я запомнил навсегда – в этот же день умер мой отец. Для меня это стало страшным потрясением, потому что он был для меня больше, чем отцом. Думаю, что отголоски моего чувства к отцу проникли и в фильм.

1969. События, которые легли в основу «Мумии», происходят в течении 24 часов в 1881 году в неискаженном, все еще девственном сознании египтян, за год до начала британской колонизации страны. На самом деле я пытался передать универсальные, общечеловеческие ценности посредством египетских образов, египетской природы, исторических реалий, жизни и истории, которую я знаю достаточно хорошо.

1970. «История о красноречивом поселянине» - это крик о справедливости. Сценарий фильма был написан на основе текста, сохранившегося на древнеегипетском папирусе четырехтысячелетней давности. Он повествует о крестьянине, жалобы, просьбы и беды которого ничем не отличаются от сегодняшних.


Ш. Абдель Салам. Великий храм Атона в Ахетатоне. Эскизы к фильму "Трагедия Великого дома". Музей "Мир Шади Абдель Салама", Александрийская библиотека.

1983. На меня оказала огромное влияние Минья – город, из которого происходит мой род. Читая историю эль-Амарны, представляешь себе, как нашли Город Солнца, с его неповторимыми пейзажами и архитектурой. Увидеть его, увы, сложнее – когда смотришь на его руины, почти уничтоженные временем, сжимается сердце. Эль-Амарна, ее наследие, идеи Ахенитена (именно так, а не Эхнатона) – это то, что занимает меня. Все для фильма об этой эпохе подготовлено уже давно и я надеюсь вот-вот приступить к съемкам.

1986. Я сделал все, чтобы не стать художником, работающим за деньги. Я стал тем, кто я есть, благодаря книгам, учебе и науке. Я прошел через суровые дни – без работы, в нищете, но не променял на грош свои принципы и свою веру. По моему мнению, кинематограф – это не только развлечение, но больше – историческая фиксация мыслей и событий, сохранение их для грядущих поколений.


Музей "Мир Шади Абдель Салама", Александрийская библиотека.

(с) Шади Абдель Салам
(с) журнал «Аль-Кахира», выпуск 145 (1994).
(с) перевод – Виктор Солкин



Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)