Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Первые рисунки

Sunday, 22 April, 15:04, galicarnax.livejournal.com

Обзавелся недавно толстой книгой с большими картинками. Называется Cave Art, автор - Жан Клотт (Jean Clottes), известный доисторик (эксперт в доисторической эпохе). Впечатлился очень. Я бы не сумел нарисовать так, как рисовали некоторые кроманьонцы 30 тысяч лет назад (впрочем, это скорее мой недостаток, чем их достоинство). А может, про эти пещеры фильм есть какой-нибудь хороший? Оказалось, есть, и даже больше: 1) он снят в 3D и 2) он снят Вернером Херцогом ("Агирре, гнев божий" в моем списке фаворитов). Единственный недостаток фильма - малая плотность информации и некоторые банальности в суждениях комментаторов. В этом плане лучше почитать Жан Клотта, который, кстати, в этом фильме тоже участвует. А в остальном - полный эффект присутствия. Это здорово, потому что во многие пещеры просто так не попасть - даже эксперты ходят туда по строгому расписанию (присутствие людей опасно для жизни рисунков, т.к. меняется микроклимат). Херцогу удалось добыть специальное разрешение от министерства культуры Франции и за несколько дней отснять документалку о пещере Шове. Эта пещера была обнаружена всего 18 лет назад. Оказалось, что рисунки в ней самые древние из известных в Европе (~33000 лет). Причем они изображены настолько мастерски, что пришлось забить на теорию прогрессивной эволюции искусства.


"Стена с лошадьми", пещера Шове, ~ 33000 лет

У другой известной пещеры - пещеры Ласко, тоже закрытой для доступа, - имеется виртуальный двойник, где можно виртуально побродить и поглазеть на рисунки. Недалеко от пещеры также имеется ее реальный бетонный двойник с копиями рисунков (Ласко-2), созданный для смертных посетителей.


"Китайская лошадь", пещера Ласко, ~17000 лет

Между прочим, наши далекие предки помогают в прямом смысле современным палеонтологам. Например, по найденным останкам пещерного льва нельзя было определить, имелась ли у самцов грива или нет, а также какую окраску они имели. Вот этот рисунок, где изображены самец и самка пещерного льва, показывает, что окраска, скорее всего, у них была монотонной, и что гривы у самцов не было.


Пещера Шове, ~33000 лет



Вот что пишет Жан Клотт об особенностях пещерного искусства, о технике и о тематике изображений, о гипотезах касательно их назначения.

География европейского палеолитического искусства

Палеолитическое пещерное искусство распределно в пространстве так же обширно, как и во времени. Пещеры с изображениями были найдены от самого юга Пиренейского полуострова до Англии, на Апеннинском полуострове и в Сициллии, и даже на Урале. Распространение мелкой пластики (portable art) еще обширнее - вплоть до Сибири. Однако 95% из обнаруженных разрисованных пещер находятся на территории Франции (около 170 точек) и Испании (около 150).

Техника

Установлено, что для освещения пещер кроманьонцы использовали факелы и лампы на топленном жире (огонь был освоен еще за полмиллиона лет до того). И те, и другие производят мерцающие тени, и это могло играть немалую роль, порождая иллюзию движения в рисунках.

Что касается собственно художества, то самыми распространенными методами являлись покрытие краской и гравировка. В некоторых пещерах роспись преобладает над гравировкой, в других наоборот, в третьих - примерно поровну (напр., в Ласко). Роспись производилась нанесением пигментов на поверхность камней. Большинство рисунков палеолита либо красные, либо черные. Черная краска имеет два возможных источника - угли и минерал диоксид марганца, а красная производилась из другого минерала - гематита (оксид железа). Рисунки наносились на поверхность различными способами - куском угля (первобытный карандаш), каким-либо подобием кисти, пальцем, а также сглаживанием, когда краска слегка растирается рукой или куском шерсти. Например, таким сглаживанием усилена форма головы этого медведя:


"Красный медведь", пещера Шове.

Использовалась также техника распыления пигмента на стену, когда он продувается через трубку либо выплевывается прямо изо рта. Например, таким методом изображались "негативы" рук.


"Негатив" руки человека, пещера Шове.

Гравировка производилась либо пальцами (если поверхность оказывалась мягкой), либо палочками, либо кремниевыми пластинами. Вот пример рисунка пальцем по глине:


Тур, пещера La Clotilde.

Это тур (первобытный бык), прародитель современного крупнорогатого скота (разумеется, во времена этих рисунков никакие животные еще не были одомашнены). Кстати, с автором вот этого рисунка я, пожалуй, мог бы и посоперничать.

Иногда перед нанесением рисунка стену очищали отскабливанием. Для придания объема телу животного или его частям часто использовались естественные выступы на стене. Сами рисунки иногда изображались с чувством перспективы. Даже движение иногда передавалось, с помощью нескольких ног, как в случае этого бегущего бизона:


Бегущий бизон, пещера Шове.

Тематика рисунков

Тематика пещерных рисунков достаточно разнообразна (хотя не настолько, как в случае мелкой пластики). В основном изображались животные и различные геометрические знаки. Изображений людей относительно мало (в случае мелкой пластики их намного больше), при этом чаще изображаются не сами люди, а их части тела - в основном, отпечатки рук и рисунки гениталий. Не найдено ни одного изображения, которое можно было бы достоверно идентифицировать как растение или дерево, водный массив или ландшафт, шалаш либо другой объект, созданный человеком. Также неизвестны случаи изображения солнца, луны или звезд.
Геометрические знаки и метки неопределенного типа являются одной из самых значительных и таинственных особенностей европейского палеолитического искусства (в отличие от других культур). Знаки эти представляют собой чаще всего серию красных точек и различных полос:


Красные геометрические знаки, пещера El Castillo.

Большинство изображенных животных - травоядные, на них в основном охотились люди палеолита. Причем самым часто изображаемым из них является лошадь. Независимо от периода и региона, она присутствует на рисунках всегда.
Хотя изображения людей и имеются на стенах пещер, они совсем редки. Это находится в ярком контрасте с наскальными традициями в других частях мира. Кроме того, даже имеющиеся изображения людей часто неполны (иногда изображены только части тела) и, в отличие от изображений животных, не особенно натуралистичны. Неважно, к какому периоду принадлежит художник, изображения людей неизменно примитивны и даже карикатурны. Так как мы не сомневаемся в мастерстве художников палеолита, эта примитивность намеренна и, возможно, является следствием какого-то табу.


Раненый бизон, раненый охотник и птичка. Пещера Ласко.

Намного чаще, чем человеческие фигуры, встречаются отпечатки рук и изображения гениталий, как мужских, так и женских.


"Тайник с вульвами", пещера Tito Bustillo


Половой член, пещера Коске

Вот откуда идет непреодолимая народная потребность рисовать это на заборах и стенах туалетов! Она у народа в крови еще со времен палеолита.

Интерпретации палеолитического искусства

С конца 19 века не было недостатка в гипотезах касательно палеолитического искусства. Первые из них были просты: рисунки не имели ничего более, кроме эстетической цели. Эта гипотеза ("искусство ради искусства") была короткоживущей из-за очевидных противоречий - зачем людям понадобилось пробираться в далекие закоулки пещер, чтобы рисовать там, где никто не живет? Однако попытки палеолитических художников осваивать и передавать по наследству различные техники изображения говорят о том, что эстетическая ценность также имела место, хотя и не центральное.

В начале 20 века была популярна теория тотемизма, предполагающая тесную связь между группой людей и определенным видом животного, чтимого этой группой и представляющим эту группу. Однако этой идее противоречат изображения животных, раненых копьями. Кроме того, ни одна из крупных пещер не посвящена единственному виду животного. Хотя тотемизм не может быть исключен во всех случаях, сам по себе он не объясняет многие сложные моменты.

Другая гипотеза - гипотеза симпатической магии - подразумевает прямую связь между изображением и изображаемым: действие над изображением оказывает эффект на реального животного. В этом случае цель рисунков - достижение успешной охоты и защита от опасных животных (медведей, львов), а геометрические знаки могут тогда интерпретироваться как различного рода оружие или ловушки. Рисунки в труднодоступных местах тоже, кажется, находят объяснение - важно, чтобы магическое действо никто не видел. Однако и перед этой гипотезой встали трудности во второй половине 20 века. В частности, не существует корреляции между животными, изображенными в пещерах, и наиболее частой добычей, определяемой по останкам. Сейчас гипотеза симпатической магии считается слишком ограниченной для глобального объяснения палеолитического искусства.

В 1960-1970 гг. возникла структуралистская интерпретация пещерных рисунков, которая сохраняется в различных формах по сей день. Согласно этой школе, вместо проведения этнографических сравнений для понимания искусства прошлого, исследователи должны обратиться к самому этому искусству и выявить в нем структурные и организационные закономерности. Это подразумевает категоризацию каждого изображения согласно виду животного или представленной геометрической форме, определение частоты встречаемости знаков каждого типа, их распределение по различным параметрам.
В результате этих исследований наше знание значительно продвинулось. Стало очевидно, что животные и геометрические знаки распределены не случайно по местоположению и другим параметрам. Бизоны и лошади, например, были найдены рядом так часто, особенно на центральных стенах, что это нельзя приписать случайности. Приверженцы структурализма приходят к выводу, что палеолитическая религиозная система основана на сексуальном символизме, в котором каждое животное и каждый знак имеет мужскую или женскую природу. Однако, в отличие от симпатической магии, структурализм не пытается объяснить почему люди проникали в непосещаемые места для изображения своих мифов.
Существует несколько причин для критики структурализма, включая определенную субъективность в интерпретации самих символов. Также, например, если животные имели ценность обобщенного символа, почему многие из них нарисованы настолько детально, что можно определить их пол, возраст и настроение? Если бизон символизирует женское начало, почему многие из изображенных бизонов явно мужского пола? Мощный удар по структурализму был нанесен недавно в связи с новыми открытиями, особенно в пещере Шове, которые вообще не согласуются с этой теорией.

Наиболее адекватным объяснением всему комплексу фактов, как мы их понимаем, является то, что люди палеолита исповедовали шаманизм, и что искусство создавалось в его рамках. Эта гипотеза была предложена еще в середине 20 века и а приори являлась наиболее правдоподобной по различным причинам.
В основе шаманских религий находится представление, что определенные люди - шаманы - могут посылать свою душу в иные миры, где она напрямую общается со сверхъестественными силами, управляющими повседневными вещами - охотой, болезнями, погодой и отношениями между людьми. Уже сам поход в пещеру сродни походу в другой мир. Шамана мог сопровождать помощник, больной человек или те, кого нужно было подвергнуть действию духов по различным причинам. Долгое пребывание в глубокой темной пещере, где нет никакой связи с внешним миром и теряется чувство времени, могло провоцировать галлюцинации. Кроме того, человек, убежденный, что он находится в другом мире, где до духов рукой подать, не может их не увидеть. Особенно при свете мерцающего огня и пляшущих тенях.
Учитывая все это, можно найти более логичное объяснение пещерному искусству, чем то, которое давали другие гипотезы. Это может, например, объяснить, почему в основе многих изображений лежат локальные топографические особенности - щели, выпуклости и т.п. Также находит объяснение различный уровень рисунков. Люди, сопровождавшие шаманов, возможно, рисовали неопределенные знаки, а также изображения животных примитивного характера, таким образом участвуя в церемонии, тогда как сами шаманы - посредники между "клиентом" и миром духов - делали это уже профессионально. Негативы кистей рук можно объяснить тем, что, будучи приставленной к стене и обрызганной пигментом, рука сливается с камнем, как будто исчезая и растворяясь в стене, получая в ней силу духов.

* * *


Сова, пещера Шове. Обратите внимание на то, что сова изображена со стороны спины, но с повернутой назад головой. Во многих культурах уникальная способность этой птицы поворачивать голову на 180 град. назад ассоциировалась с ее сверхъестественной силой.



Раненый носорог, харкающий кровью (?). Пещера Шове.


Отряд носорогов (вверху), пещера Шове. Зацените пусть не идеальное, но все-таки чувство перспективы.

Рисунки собраны на просторах интернета. Авторские права принадлежат духам пещерных художников. Насчет смежных прав не уверен.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)